С советских времен в российской системе здравоохранения помощь пациентам с психическими расстройствами оказывается в закрытых стационарах с длительным сроком госпитализации. Европейский медицинский центр действует иначе.
На Западе с закрытостью психиатрических клиник боролись с 1950-х годов. Страх перед душевнобольными глубоко укоренил в общественном сознании миф о том, что они представляют угрозу для окружающих. На больных это действовало угнетающе. После выписки пациенты долго не могли вернуться к привычной жизни, испытывали тревогу и неуверенность. У них часто формировался так называемый «синдром госпитализма», когда пациент впадает в зависимость от больницы и только там чувствует себя в безопасности.
Усилия активистов принесли свои плоды. Психиатрические больницы на Западе стали более открытыми, срок лечения в стационаре сократился. В России подобные реформы только начинаются.
Одно из немногих исключений — психиатрическое отделение Европейского медицинского центра (ЕМС). Руководство EMC восемь лет назад поддержало этот проект, потому что аналогов в России практически нет. Речь идет о полноценном отделении психиатрии, интегрированном в инфраструктуру клиники. Пациенты в условиях общего стационара сохраняют социальную активность и гораздо быстрее возвращаются к привычной жизни. У человека не возникает ощущения, что он страдает каким-то особым недугом, что он изолирован от общества и представляет опасность для окружающих.
Зачастую люди с психическими расстройствами скрывают, что с ними происходит. Прекращают общаться с друзьями, отказываются от работы, учебы. Для психиатрического отделения ЕМС главная задача — социальное восстановление. Срок пребывания в больнице сокращен до двух-трех недель, курс завершается в дневном стационаре. Лечебный процесс легко совмещать с работой или учебой, повседневными делами.
В кардиологии и онкологии пациенты иногда отказываются от лечения из-за его длительности, побочных эффектов или из-за того, что не верят в результат. В психиатрии такое тоже случается. В этом случае требуется более высокая квалификация врачей для правильного выстраивания диалога с пациентом и поиска мотивации к лечению. После выписки из стационара важно выполнять все рекомендации врачей. Стабильный эффект от терапии достигается через шесть-восемь месяцев, нередко требуется еще больше времени. Нельзя отказываться от лечения, особенно в тот момент, когда наступает улучшение. При выборе терапии специалисты ЕМС учитывают, что на самом деле беспокоит пациента. Лечение не должно мешать жить полноценной жизнью. Но и от пациента требуется осознанность и включенность в лечение — на более высоком уровне, чем в обычной больнице. Это возможно, когда пациенты по-настоящему понимают, для чего лечение нужно, и в достаточной степени контролируют свое состояние.
Особый случай — пациенты с выраженным суицидальным риском или находящиеся в состоянии психического и двигательного возбуждения. Они могут представлять опасность сами для себя, поэтому направляются для госпитализации в городской стационар. Тем не менее врачи ЕМС контролируют лечение, работают в тесном контакте со специалистами клиники. Как только состояние пациента улучшается, он возвращается в EMC. Отделения острой психиатрии одинаковы во всем мире. Но безопасность человека всегда прежде всего, поэтому определенные этапы лечения пациент должен пройти в городской клинике.
Для успешного лечения пациентов с психическими расстройствами необходим комплексный подход — сочетание лекарственной терапии, психотерапии и социальной реабилитации. Лекарства воздействуют на биологическом уровне, психотерапия и реабилитация помогают социальному восстановлению и обучают контролю над болезнью. Большую роль в этом играет семья. Родные и близкие должны понимать, что происходит с человеком, чтобы не усугубить развитие болезни.
С каждым пациентом в стационаре работает команда специалистов: психиатр, нейропсихолог, психолог, психотерапевт… Те же доктора ведут пациента амбулаторно, обеспечивая преемственность в лечении. В городской системе, когда пациент из больницы приходит в диспансер, в терапии многое может меняться, что крайне нежелательно. Пациентам нередко приходится самим искать себе врача.
В России исторически так сложилось, что пациентами с психическими расстройствами занимается преимущественно психиатр. Другие специалисты привлекаются лишь в крайнем случае. Конкуренция в психиатрии чревата серьезными проблемами — например, недооценкой суицидального риска. Пациента должна вести команда равноправных специалистов, сообща вырабатывающая стратегию, направление лечения. Для каждого пациента в ЕМС организуется консилиум с участием всех врачей. Они совместно принимают общий план действий. В EMC проводится лечение практически всех заболеваний, любой степени тяжести, не только психотерапевтических. Круглосуточно доступен полный спектр диагностики и сильная команда специалистов: терапевтов, неврологов, онкологов и др.
В городском стационаре госпитализация обычно длится полтора-два месяца. В EMC пациент, как правило, через две-три недели переводится на дневной стационар. Это три-шесть часов в день под контролем врачей. В городском стационаре ставка делается на фармакотерапию. В ЕМС психотерапевт подключается уже на первых этапах лечения. Более того, пациент и его семья могут сами выбрать врача.
Городским психиатрическим стационарам крайне сложно работать с пациентами с тяжелыми соматическими заболеваниями или же психическим расстройством, вызвавшим соматическую патологию. Например, онкологические пациенты с психическими расстройствами. Иногда таким больным отказывают в лечении. В EMC принимают любых пациентов, потому что в команде врачей есть специалисты всех областей медицины. В экстренном случае помощь оказывают дежурные доктора.
В детском психиатрическом стационаре городских клиник пациенты находятся без родителей, посещать больных можно только в специальном помещении в строго отведенное время или посещения своем запрещены. В ЕМС детей и подростков не разлучают с родителями. В стационаре организован круглосуточный медицинский пост, рядом с пациентом постоянно находится медицинская сестра. Родители могут навещать ребенка в любое время, им предоставляется вся полнота информации о ходе лечения.
Большинство мифов о психиатрии связано именно с закрытостью системы лечения, когда близкие не знают, что происходит в стационаре. В городских стационарах потенциально агрессивных пациентов помещают в наблюдательные палаты. Вся жизнь человека происходит на глазах персонала. С одной стороны, это делается ради безопасности пациента, но с другой — это может вызывать стресс и быть унизительным для человека. В ЕМС безопасность обеспечивается индивидуальными дежурными постами, в стандартной палате состояние пациента круглосуточно контролирует медсестра.
Возможности психиатрического отделения ЕМС позволяют оказывать помощь иностранцам, в том числе психотерапевтическую. Врачам доступны все фармакотерапевтические препараты и современные международные протоколы диагностики и лечения.