В Москве проходит второй этап социально-культурной акции фармацевтической компании «Такеда», призванной привлечь внимание к проблемам паллиативной медицины в России. 14 марта открылась выставка современных художников «Такеда. Боль и Воля». До конца месяца работы, специально созданные в рамках акции, будут представлены в пространстве Stella Art Foundation.
Помощь искусства
В компании «Такеда» подчеркивают: одна из основных задач паллиативной медицины заключается в том, чтобы облегчить физические страдания людей, а цель современного искусства — понять и переосмыслить переживания человека. Зритель, получая эмоции от просмотра творческих работ, начинает сопереживать, задумываться над поднимаемой темой, появляется желание поддержать людей, у которых уже нет надежды, но все еще есть жизнь.
Проблема паллиативной помощи стоит как никогда остро: в ней ежегодно нуждаются 40 миллионов человек во всем мире, но получают чуть более 10 процентов от тех, кому она необходима. В России такая помощь непосредственно нужна 500 тысячам пациентам, но также еще и их близким — и при этом цифра приближается к трем миллионам.
О паллиативной помощи нужно говорить — на уровне законодательства, формирования стандартов, развития хосписов, но самое главное — на уровне общества, которое пока зачастую просто не знает об этой проблеме вообще ничего. Искусство — самый доступный способ рассказать, но главное — дать прочувствовать, донести саму идею. Боль есть всегда — нужна воля, чтобы преодолеть и облегчить ее.
О проведении акции российское подразделение международной фармацевтической компании «Такеда» объявило еще в декабре 2016 года. Первое мероприятие состоялось 3 декабря в рамках V Санкт-Петербургского международного культурного форума — это была торжественная церемония награждения лауреатов творческого конкурса «Такеда. ART/HELP. Восхождение». Конкурс, в котором приняли участие более 150 молодых художников со всей России, проходил с 1 по 16 ноября. Участники присылали свои работы, в которых раскрывали идею интеллектуального, физического и духовного развития личности, преодоления трудностей, раскрытия внутреннего потенциала и моральной поддержки ближнего.
Жюри выбрало семь лауреатов, которые получили призы от Академии художеств, одного из участников наградили специальным призом от компании «Такеда». Победителем конкурса стала Надежда Варсегова, студентка Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Свой триптих она посвятила сильным людям, которые просто любят жизнь и, несмотря на все трудности, стараются сделать мир лучше, сделав лучше себя.
Современность и боль
На открывшейся 14 марта выставке представлены работы уже состоявшихся российских авторов. Куратор Михаил Сидлин собрал в этом проекте группу МишМаш (Миша Лейкин и Маша Сумнина), Лизу Морозову, Яну Сметанину, Хаима Сокола, Олега и Ольгу Татаринцевых и Аристарха Чернышева. Разная техника, разный подход, материалы, но одна идея — художники представили свои работы, раскрывающие понятие боли и его интерпретацию в искусстве.
Аристарх Чернышев смотрит на обозначенную тему широко: он создал мультимедиа-объект «Натюрморт на фоне кризиса» — череп, через который проходит LED-дисплей с бегущими по нему цифрами, котировками цен на нефть за последние 15 лет. Череп напечатан на 3D-принтере из материала, который является продуктом нефтепереработки, а тех самых заоблачных цен уже нет. «Возможно, цены на нефть будут расти, но уже как на сырье для совершенно других видов переработки, чем сейчас, когда из нее в основном производят топливо, — надеется автор. — И мы увидим мир без квот на выброс СО2 и смога над мегаполисами». Но пока это лишь идеалистическая картина.
Хаим Сокол в одной из своих работ (на выставке представлены две) вспоминает о боли, пережитой заключенными концлагеря Нойенгамме. «В конце войны 20 еврейских детей в возрасте от 2 до 12 лет стали жертвами медицинских экспериментов нацистов, в 1945 году они были убиты. Но я не знаю, как изобразить их», — говорит художник. Он перерисовывает фото детей через копирку: «Мне не надо почувствовать чью-то боль, но, возможно, я могу ее не испытывать вместо кого-то».
Более буквально отражает тему проекта Лиза Морозова. В своем видеоперформансе «Плохие новости» она стоит голыми коленями на горохе — в углу, стены которого оклеены публикациями о самоубийствах людей, не дождавшихся избавления от боли. Морозова объясняет: стоять на горохе действительно больно — потому и был выбран именно такой формат, с использованием видеозаписи, иначе перформанс оказался бы слишком коротким. «Но, конечно, эта боль — ничто по сравнению с тем, что испытывают неизлечимо больные люди», — подчеркивает художница.
Одна из самых простых в техническом плане работ — но, наверное, потому и такая пронзительная — графические истории Яны Сметаниной. Художница отправилась в хоспис и пообщалась с его обитателями, попросив их рассказать о счастливых моментах, мыслях или переживаниях не из прошлой жизни, до болезни, а из нынешней. Передать словами эффект, который производят эти «зарисовки», сложно — нужно увидеть и почувствовать. Это личностные высказывания людей, которые точно знают срок своей смерти, — простые, бесхитростные, без лжи и притворства.