Имя Дэвида Бекхэма практически перестало ассоциироваться с футболом. Еще в годы спортивной карьеры англичанин, с подачи супруги Виктории, попал в мир шоу-бизнеса и иногда забывался. Коллеги-футболисты ставили ему в укор, что он променял игру на съемки в рекламе и светские выходы. Уже после завершения своей славной карьеры Бекс попробовал себя в кино, заработал не один миллион на коммерческих контрактах со многими брендами, но все же вернулся в футбол — уже в качестве функционера: 29 января он объявил, что его детище, профессиональный клуб из Майами, войдет в американскую Главную лигу соккера. Мечта, которую Бекхэм лелеял почти четыре года, почти сбылась: его пока безымянная и бездомная команда выйдет на поле к 2020 году.
«Я очень сильно сомневался. В течение четырех лет я занимался, возможно, самой трудной вещью в жизни. Особенно тяжело было в плане бизнеса. Я променял многое, чем наслаждался, на реально трудные вещи», — признался Бекхэм. Пафосный Adrienne Arsht Center в Майами принял сотни высокопоставленных гостей, у Дэвида на ладонях наверняка остались мозоли от рукопожатий. Он только что объявил, что к 2020 году Главная лига футбола (MLS) пополнится еще одним клубом — его собственным.
Проект под кодовым названием «Команда из Майами» появился 5 февраля 2014 года. Почти четыре года назад Бекхэм на пресс-конференции заявил, что только в этом городе может появиться футбольный клуб, который пока существует даже не на бумаге, а только у него в голове. Как всегда позитивный и эмоциональный, Дэвид рассуждал о новой авантюре и предвкушал потрясающее время для себя, друзей и близких. Позади него стоял Карлос Хименес, глава округа Майами-Дейт, который выступал резко против выделения бюджетных средств на нужды частных спортивных функционеров. «Нам не нужны деньги налогоплательщиков. Мы все сделаем сами», — уверял Бекхэм.
Званый ужин
Начинать нужно было с нуля. В кармане у Дэвида было только что купленное право на создание клуба в MLS. В 2007-м, когда Бекхэм неожиданно уехал в «Лос-Анджелес Гэлакси», он получил исключительное право на покупку франшизы по дешевке — за 25 миллионов долларов. Этим правом он мог воспользоваться до 31 декабря 2013 года. Мог — и воспользовался.
Ни названия, ни эмблемы, ни стадиона, ни партнеров — у Бекхэма не было ничего, кроме того самого разрешения, которое теперь стоит 150 миллионов долларов. Сэкономив сотню на старте, легендарный англичанин бросился в беспокойный океан футбольного бизнеса, вовсю используя самый сильный козырь — собственное имя.
Все оказалось куда сложнее, чем казалось на первый взгляд. Одного энтузиазма Бекса оказалось недостаточно: нужно было найти инвесторов, готовых вложиться в новорожденный проект. С ними Дэвида свела... Дженнифер Лопес. Икона шоу-бизнеса в 2011 году устраивала званый ужин в Лос-Анджелесе, и Бекхэм получил от нее приглашение. Как и монстр-продюсер Саймон Фуллер, создатель шоу талантов «Идол», из которого чуть позже вырос «Американский идол», и бизнесмен Марсело Клауре, не чужой для футбола человек: ему в 2007-м предлагали создать клуб в Нью-Йорке вместе с самой «Барселоной», но что-то пошло не так.
Miami Herald пишет, что между этими двоими завязался разговор о футболе, к которому подключили Бекхэма. Фуллер упомянул о желании англичанина создать свой клуб со стадионом и фанатами, и Клауре сказал: «Он точно должен появиться в Майами». Семь лет спустя продюсер и бизнесмен будут сидеть бок о бок с Дэвидом в Adrienne Arsht Center.
В декабре Бекхэм нашел новых партнеров. В авантюру впряглись местные бизнесмены — братья-филантропы Жорж и Жозе Ма. Первый — сооснователь и управляющий партнер компании MasTech, второй занимает в ней пост директора. Они руководят компанией, в которой работают десятки тысяч человек и которая имеет миллиардные годовые обороты. К тому же Жорж — ярый фанат спорта. В прошлом году он уже потерпел одно поражение, только на бейсбольном поле: в борьбе за «Майами Марлинс», выступающий в главной лиге бейсбола, он проиграл инвестиционной группе Дерека Джетера, в прошлом известного бейсболиста. За права на клуб его структуры заплатили более миллиарда долларов.
Жорж реабилитировался, войдя в команду Бекхэма. Примерно в одно время с ним и его братом инвестировать в проект бывшего футболиста согласился японец Масаеси Сон — основатель компании SoftBank и счастливый обладатель счета на 23 миллиарда долларов. Вся команда присутствовала на церемонии в культурном центре в Майами.
No man's land
Майами — город, привлекающий внимание. Латиноамериканцы, европейцы, жители других американских регионов — туристический потенциал мегаполиса на побережье Атлантики почти безграничен. На приезжих любителях футбола уже давно зарабатывают английские клубы, на матчах которых стабильно наблюдаются болельщики и в условных тюрбанах, и в шапках-ушанках. Клуб Бекхэма наверняка учтет опыт британских гигантов, но для начала ему нужно обзавестись стадионом.
Эпопея с покупкой земли для строительства арены на 25 тысяч человек длилась четыре года. Дэвид и его партнеры пересмотрели кучу вариантов, в итоге отобрав три наиболее приемлемых: они желали, чтобы новый дом команды находился как можно ближе к центру Майами. Сначала они присмотрели местечко у порта, в самом сердце города, однако сделке воспротивились местные власти и предприниматели. А ведь в марте 2014-го даже был готов проект арены, рассчитанный на строительство именно в этом районе.
Тогда Бекхэму предложили поселиться на набережной — все там же, в центре, рядом со стадионом «Американ Эйрлайнс Арена», где домашние матчи проводит клуб Национальной баскетбольной ассоциации «Майами Хит». Заиметь таких завидных соседей баскетболистам было не суждено: группа Дэвида так и не смогла получить разрешение на покупку земли. А строительству новой арены рядом со стадионом «Марлинс» помешали владельцы домов, которые пришлось бы снести: они предложили выкупить их за космические деньги, и Бекхэму это не понравилось.
Наконец летом 2017 года Дэвиду и его соинвесторам удалось договориться со всеми, кто отвечал за кусок земли в районе Овертаун. Девять миллионов долларов — и три акра перешли к Бекхэму. После строительства контроль над ареной останется в руках Дэвида. Стадион станет первым спортивным сооружением, которое не будет контролироваться правительством округа (например, стадион «Марлинс» формально принадлежит муниципалитету).
Итак, 25-тысячник за 175 миллионов долларов появится в Овертауне ориентировочно к 2021 году. Если к тому времени клуб из Майами уже войдет в MLS, ему придется найти временное пристанище. Пока Бекхэм только изучает варианты. Команда также должна получить название, эмблему и облачиться в фирменные цвета. Дэвид обещает сделать это в течение ближайших месяцев.
Роналду на низком старте
Допустим, команда обзаведется названием, формой и даже стадионом. Но кто будет поднимать фанатов с сидений? Футболки с чьими фамилиями будут продаваться в клубном магазине? Кто, в конце концов, будет говорить о переезде в Майами как о сбывшейся мечте и целовать эмблему команды на камеры?
Парочка действительно больших футболистов может сделать кассу. Опыт «Нью-Йорк Сити» — совсем молодого клуба, созданного под патронажем шейхов из «Манчестер Сити», в этом отношении показателен. Команда, к 2015 году не сыгравшая в МLS ни одного матча, продала при этом три тысячи сезонных абонементов и набрала сотню тысяч подписчиков в Twitter. Пиар-компания перед дебютным сезоном была разработана вокруг фигуры Давида Вильи — чемпиона мира и Европы в составе сборной Испании. Он вообще стал первым игроком, подписавшим контракт с «Сити». Вскоре к нему присоединились Фрэнк Лэмпард и Андреа Пирло — монстры полузащиты, легенды европейского футбола. В результате 33-тысячный стадион клуба почти всегда заполнен фанатами в голубых футболках.
Своим Вильей для клуба Бекхэма может стать Криштиану Роналду. Суперзвезда «Реала» не в ладах с президентом Флорентино Пересом и хочет покинуть Мадрид летом 2018 года. Еще пару лет на высоком уровне португалец наверняка поиграет: уж в слишком хорошей физической форме он привык держаться. Но к 2020-му ему будет уже 34, для флангового игрока это чуть ли не критический возраст (да простит нас Райан Гиггз). В MLS скорости не так велики, да и Майами — чуть ли не идеальное место жительства.
Бекхэм лучше всех понимает, что его клубу нужен лидер. В сентябре журналисты писали о том, что Роналду стал трансферной целью Дэвида. Свои услуги англичанину предложил еще и ямайский спринтер Усэйн Болт, который обратился к нему и назвал себя «именно тем парнем, который будет забивать голы», а украинский боксер Владимир Кличко уже записался в фан-клуб будущей команды.
И что это была бы за команда! В воротах Кличко будет вечно обниматься с мячом, сам Бекхэм спустится из своего кабинета в центр поля и радиоуправляемыми передачами будет искать на левом фланге Роналду, а португалец не будет замечать забеганий Болта. И Том Круз, близкий друг Дэвида, будет заводить трибуны в роли маскота.
Если говорить серьезно, то Бекхэм не делает ставку исключительно на «стариков». Бывший футболист, а теперь функционер собирается вложить немалые средства в развитие академии для молодых футболистов, которая будет создана по образу и подобию школы «Манчестер Юнайтед», воспитанником которой он был. По словам Дэвида, в клубе из Майами он хочет воссоздать дух той легендарной молодежной команды, которую впоследствии назвали «класс-92».
В Майами уже была футбольная команда. В 1997 году «Майами Фьюжн» дебютировала в MLS, а в 2001-м их и след простыл: лига испытывала серьезные финансовые трудности и решила сократить число команд с 12 до 10. Под увольнение попал клуб из Флориды и «Тампа-Бэй Мьютини». Смысла жить больше не оставалось, ведь и владелец «Фьюжн» терпел серьезные убытки из-за команды. Футбол ушел из Майами на 14 лет, пока новый «Майами Фьюжн ФК» не заявился в четвертую по силе лигу страны. Но это был уже другой уровень.
Повторить судьбу «Фьюжн» пока еще безымянный новичок не должен: Бекхэм привык добиваться поставленной цели. Он прирожденный чемпион, одно его имя способно творить чудеса. Поработать и поиграть с Дэвидом — мечта многих футболистов, вложиться в его проекты хотят солидные инвесторы. И слишком много нервов было потрачено за эти четыре года, слишком много проблем пришлось решить Бекхэму и его команде. Сомнений нет: через три-четыре года 25 тысяч жителей и гостей Майами заполнят новенький стадион, выросший из маленькой мечты большого футболиста.