Машину времени давно изобрели — это искусство, способное переносить зрителя, читателя, слушателя в любое десятилетие, по желанию. Делать это может и такой вроде бы сугубо реалистичный жанр как фотография. Достаточно найти подходящую натуру и снять ее так, чтобы ничего лишнего в кадре не было.
Именно это делает самарский фотограф и блогер Арсений Котов. На его снимках сложно узнать сегодняшний день — они словно сделаны на излете застоя или в самом начале перестройки.
Фотограф довольно часто использует геотег USSR, что дополнительно усиливает у зрителя ощущение путешествия во времени.
Арсений Котов родом из Самары, но он много путешествует — везде находя подходящую для своих «советских» фотографий натуру.
Излюбленный прием Котова — съемки в сумерках. Свет за шторами чужих окон только усиливает ощущение пронзительной грусти.
«Вредители на краю кукурузины». Это вовсе не поток сознания, как может подумать не знающий Самары человек. Здание-«кукурузина» — двадцатиэтажный жилой дом на проспекте Ленина.
Арсений Котов — искренний поклонник советского модернизма, и это видно по его работам. Это архитектурное направление в последние годы в моде, и на некоторые свои работы Котов нашел покупателей. Но, как признается он сам, цель его фотопроекта — не зарабатывание денег.
Это просто хобби — но хобби, под которое фотограф отводит значительную часть своего свободного времени.
Как говорит сам Котов, в течение нескольких лет путешествия в погоне за «советской» натурой были его основным времяпрепровождением.
По словам фотографа, советская архитектура завораживает его тем, что эти здания отличаются от любых других.
«Как будто великая древняя цивилизация построила это все — и исчезла», — говорит Котов. И глядя на его снимки, с такой оценкой сложно не согласиться.
Аутентичности фотографиям Котова добавляет оптика — он использует современную камеру, но советские объективы.
Арсений любит смотреть советские фильмы — не обязательно художественные, главное, чтобы в них были города с их архитектурой.
В данном случае геотег абсолютно реален. Нейтрино — село в Кавказских горах, построенное в конце 1970-х для персонала нейтринной лаборатории.
Памятник Ленину у входа в Волго-Донский канал — тоже родом из семидесятых. Авторы проекта — Вучетич и Поляков.
А это — Чувашский государственный театр оперы и балета. Если не знать, вряд ли угадаешь. Тем не менее здание считается одним из символов Чебоксар.
Любимый европейский город Котова — Белград.
Что и неудивительно: мало где найдешь такое раздолье советского архитектурного модернизма.
Самара. Дом-«червяк» — одна из архитектурных достопримечательностей города.
«Я бы не хотел воевать со страной, в которой возводятся ТАКИЕ монументы. К счастью НАТО, ее уже нет», — комментирует сам автор этот снимок монумента «Мужество» в Брестской крепости.
Впрочем, ни Россией, ни даже Европой фотограф ограничиваться не намерен. В его планах — Южная Америка. Так что, вполне возможно, скоро в инстаграме Котова появятся здания Нимейера и Аравены.