Комфорт и безопасность на российских железных дорогах связана с появлением новых скоростных составов. Электропоезд «Ласточка», созданный конструкторами «Уральских локомотивов» в Верхней Пышме, обслуживает пассажиров на протяжении пяти лет. Скоро появится новый поезд, ориентированный в первую очередь на регионы России. На конференции «Развитие скоростных региональных перевозок», прошедшей в конце августа, специалисты завода «Уральские локомотивы» представили концепт новой модификации «Ласточки».
География работы «Ласточек» расширяется едва ли не каждый месяц. Они перевозят пассажиров не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Екатеринбурге, Перми и даже в Калининграде, куда новые составы отправились накануне открытия чемпионата мира по футболу 2018. Там они так хорошо себя зарекомендовали, что руководство Калининградской железной дороги решило не возвращать их, как изначально планировалось, а оставить на направлениях между областным центром и курортными городами — Светлогорском и Зеленоградском.
По состоянию на конец августа «Уральскими локомотивами» выпущено 142 электропоезда различной модификации. До конца 2023 года между заводом и РЖД действует контракт на поставку 1200 вагонов. Что будет дальше? Об этом на конференции «Развитие скоростных региональных перевозок», прошедшей в конце августа в рамках Международного железнодорожного салона ЭКСПО-1520, рассказали топ-менеджеры предприятия, а их заказчики — руководители пригородных пассажирских компаний — поделились опытом эксплуатации электропоездов.
Рынок идет в рост
С начала 2010-х годов объемы пригородных железнодорожных перевозок постепенно увеличиваются. «Идет постоянное развитие инфраструктуры, — говорит главный инженер департамента пассажирских перевозок РЖД Владислав Аристов. — Строятся дополнительные пути, платформы, в столице развивается Московское центральное кольцо, скоро будут запущены Московские центральные диаметры». Так что железнодорожники ожидают только прирост пригородного пассажиропотока, значит, увеличится потребность в новых комфортабельных поездах, причем не только в Москве, но и по всей России.
У «Ласточки» пока три модификации: ЭС2Г «Стандарт», ЭС2ГП «Премиум» И ЭС1П (электропоезд, работающий на двух типах тока — постоянном и переменном). Каждая из этих моделей оснащена всем необходимым для комфорта пассажира. Скорость — до 160 километров в час. «Ласточки» могут работать в морском климате и при температуре от минус 40 до плюс 40 градусов. В поездах установлена система кондиционирования и обеззараживания воздуха, для пассажиров обеспечен высокий уровень комфорта, учтены потребности людей с ограниченными возможностями. В салоне оборудованы санитарные блоки, предусмотрена возможность организации горячего питания, использования WI-FI, подзарядки ПК и смартфонов. Также обеспечен комфорт посадки и высадки на высокие и низкие платформы, в том числе и для маломобильных граждан. Интегрированная в состав поезда микропроцессорная система управления и диагностики отечественного производства делает возможной компоновку поезда разной составности — от 3 до 12 вагонов.
Как сделать доступнее
«Полгода назад было подписано еще одно соглашение с РЖД о разработке уже двухэтажного состава на базе «Ласточки» для межрегионального и дальнего сообщения, — рассказал первый заместитель генерального директора компании «Уральские локомотивы» Виталий Брексон. — Такой поезд появится уже в 2022 году». По его словам, в составе будет семь вагонов, места в них будут не только купейные, но и капсульного типа. Также будет разработан состав с исключительно сидячими местами. Ведется активная работа и по созданию экономичного, комфортного и безопасного электропоезда для регионов с небольшим пассажиропотоком. Такая потребность возникла уже давно, и конструкторы завода разработали новую модификацию «Ласточки» так, чтобы сохранить все преимущественные технические характеристики уже зарекомендовавшего себя скоростного электропоезда, но сделать его экономически эффективнее именно для региональных перевозчиков.
На конференции рассказали и об отличительных особенностях нового состава. В частности, заказчик сможет сам выбрать вариант составности в три или четыре вагона, также в зависимости от пассажиропотока на маршруте предусмотрена возможность объединения вагонов. Кроме того, возможен выбор и типа питания электропоезда еще на этапе производства — на постоянном или переменном токе. Для движения по участкам бесконтактной сети конструкторы завода планируют разработать вариант компоновки с аккумуляторными тяговыми батареями с запасом автономного хода до 120 километров.
Конструкционная скорость электропоезда будет достигать 140 километров в час, что для инфраструктуры многих регионов страны является оптимальным. Планируются и другие технические решения, которые снизят финансовую нагрузку на перевозчика, но никак не отразятся на комфортной посадке-высадке и движении пассажиров.
Что хотят заказчики
Главное, что хотели донести разработчики «Ласточки», — новый поезд в экономварианте не будет уступать базовому в комфорте и безопасности. Сдерживающим фактором при покупке новых электропоездов в стандартной комплектации является их стоимость. Решением этой задачи занимаются сейчас не только специалисты «Уральских локомотивов», но и работники банковской сферы. Уже сегодня существуют программы лизинга «Ласточек», о чем рассказал на конференции начальник отдела по работе с государственным сектором компании «Сбербанк Лизинг» Евгений Ярлов. Это позволит уже сегодня обновлять опережающими темпами подвижной состав, а платить за это «завтра». Генеральный директор «Северо-Западной пригородной пассажирской компании» Виталий Григорьев отметил, что «Ласточки» довольно эффективны. Например, на маршруте Санкт-Петербург — Тосно, после того как там начали курсировать «Ласточки», рост пассажиропотока составил 8 процентов, улучшился и финансовый результат на этом направлении.
По мнению Виталия Григорьева, «Уральские локомотивы» идут в ногу со временем и потребностями заказчиков и клиентов. Изменение компоновки, производство двухэтажных вагонов и другие технические решения, которые смогут сделать новую модель «Ласточки» экономически доступнее именно для региональных перевозчиков, сохранив все ее конкурентные преимущества и комфорт, демонстрируют заинтересованность производителя в выпуске современных и востребованных пассажирских составов. Президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой считает, что предприятие своевременно обратило внимание «на укороченные варианты подвижного состава и развитие дальних пассажирских перевозок, в которых имеется огромный потенциал».
В настоящее время скоростные «Ласточки» различных модификаций курсируют уже в 19 регионах России: на маршрутах Московского центрального кольца (МЦК), Московской, Свердловской, Ленинградской, Ивановской, Курской, Орловской, Калининградской и Псковской областей, Республики Карелия и Пермского края. Уральские электропоезда постоянно расширяют географию присутствия. В августе открылся новый маршрут, соединивший столицу страны и Белгородскую область.
Новая модификация, разработанная специально для территорий с небольшим пассажиропотоком, позволит и другим регионам повысить транспортную мобильность населения, при этом не увеличивая финансовую нагрузку на перевозчиков.