«Алтайское масло и сыр гремели в Европе» О возрождении традиционных форм производства и продукции региона

Фото: Ingram Publishing / Diomedia

Россия издавна славилась сливочным маслом, и его много где делали в нашей стране, в том числе на экспорт. Однако мало кто знает, что главным маслоделательным регионом России перед Первой мировой войной был Алтай. Сельскохозяйственный перерабатывающий снабженческо-сбытовой потребительский кооператив «ЧарышАгроПродукт» — одно из предприятий Алтайского края, которое возрождает в регионе славные традиции производства отечественного сливочного масла и сыров. Как алтайские кооператоры вспоминают старые рецепты и восстанавливают традиционные формы производства, которыми славился Алтай, — в материале «Ленты.ру».

Сибирская Швейцария

Предгорный Алтай — необычайно красивый край России, который давно окрестили «сибирской Швейцарией». Природные условия здесь действительно во многом схожи с альпийской конфедерацией. Вот почему сыроварение и маслоделание стало стремительно развиваться на Алтае на рубеже XIX-XX веков.

Если в 1902 году здесь насчитывалось 262 маслозавода, то в 1903-м — уже 337, а в 1912 году — целых 780. В 1906-1910 годах из Барнаула ежегодно отправляли 401,8 тысячи пудов масла, из Бийска — 267,2 тысячи, из Камня-на-Оби — 154,4 тысячи. В 1910 году председатель совета министров Российской империи Петр Столыпин отмечал, что сибирское масло дает золота больше, чем вся сибирская золотопромышленность. В 1913 году из 5,6 миллиона пудов, вывезенных из Сибири, почти половину — более двух миллионов пудов — поставил Алтайский маслодельческий регион.

Еженедельно из Барнаула в порты Прибалтики уходило 12-14 поездов, груженых высококачественным первосортным сливочным маслом, а оттуда специальные пароходы отправляли его в Лондон, Глазго, Гамбург и Копенгаген. Датские «коллеги» алтайских маслоделателей просто перегружали российское масло в свои бочки и выдавали в Европе за свое, неплохо на этом зарабатывая. Даже знаменитое датское печенье в жестяных коробках, сделанное на чистом сливочном масле, стало популярным во всем мире лакомством именно благодаря алтайской продукции, которая, несмотря на логистические издержки, оставалась очень конкурентоспособной по цене.

Кооперация — лучшая форма производства

Взрыв производства масла и сыров на Алтае в начале XX века объяснялся необычайным развитием кооперативного движения, которое как никакая другая форма организации производства подходила для этого бизнеса. Кстати, опытом алтайских кооператоров воспользовались в Великом княжестве Финляндском, образовав в 1905 году для экспорта масла из Финляндии знаменитую ныне компанию Valio — сообщество из 17 сельхозкооперативов.

Фото: Евгений Курсков / «Коммерсантъ»

Кооперативы подошли предприимчивым жителям Алтайского края по той причине, что основные доходы не уходили ни в казну государства, и ни к учредителям. К революционному 1917 году Алтай подошел с уровнем потребительской кооперации в 80 процентов — это был один из самых высоких показателей не только в России, но и в мире.

«Алтайское масло и сыр до революции гремели в Европе. И мы подумали: почему бы не осуществить то же самое. Нет ничего более нового, чем хорошо забытое старое», — вспоминает председатель сельскохозяйственного перерабатывающего снабженческо-сбытового потребительского кооператива «ЧарышАгроПродукт» Максим Кочев.

«Всем было интереснее дороже продать свое молоко. Алтайский край — сельскохозяйственный регион, а с переработкой продукции у нас теперь огромные проблемы. Когда в 90-е годы началось массовое переселение людей из сел в города, произошло катастрофическое сокращение молочного стада, — рассказывает Максим. — Все центры переработки молочной продукции оказались в больших городах, а на сельских территориях промышляли перекупщики, которые диктовали оставшемуся населению свою цену. И у фермеров не было возможности выбирать — никто не предлагал дороже».

Кооперация позволяет объединить молоко многих производителей, создав пункт приема, и продавать затем его переработчику значительно дороже. «Кроме того, это молоко намного эффективнее можно подработать — то есть ликвидировать недочеты домашнего производства, а проще говоря — очистить, охладить и уже затем получить молоко более высокого сорта, — продолжает Максим Кочев. — Теперь в летний период люди сдают молоко по 21 рублю за литр. Раньше больше чем на 14 рублей рассчитывать было нечего — а это очень мало».

Главная проблема — сбыт

Сейчас в кооперативе «ЧарышАгроПродукт» 120 разных по масштабу и численности персонала хозяйств Чарышского и Краснощековского районов Алтайского края — это как раз те места, откуда начиналась алтайская кооперация сто лет назад. Теперь фермеры не должны думать о том, как продать молоко, а заняты исключительно увеличением поголовья и работой над качеством продукта. Так наконец-то появилась прибыль. «Можно теперь не просто прожить на вырученные деньги, но и получить нормальный доход, сравнимый с доходом горожанина, и с помощью этих средств увеличивать поголовье и улучшать кормовую базу», — поясняет глава кооператива.

Село Чарышское

Село Чарышское

Кадр: Max Di Mara / YouTube

«Первоначально мы пытались договориться с крупными предприятиями в Барнауле, но постепенно пришло понимание, что мы по сути являемся их заложниками. При этом невозможно было взять на себя какие-то серьезные обязательства перед членами кооператива, — вспоминает первые шаги кооператива Максим. — Нужна была четкая сбытовая политика, понятная всем членам кооператива».

Возможности для четкого и постоянного сбыта продукции кооператива предоставила система «Поток» портала Бизнес-навигатор МСП. «Система позволяет получать клиентов из интернета, при том что для этого даже не нужно иметь сайт. "Поток" сам найдет вам нужных клиентов, которые просто вам позвонят», — делится удобствами и преимуществами работы с Бизнес-навигатором МСП Максим Кочев.

Кроме этого, можно быстро увеличить количество клиентов через «Поток», так как все алгоритмы построены на технологиях автоматизации: благодаря огромной аудитории сервис позволяет легко и эффективно привлекать большое количество самых разных покупателей. «У нас сейчас есть постоянные клиенты в Иркутске и Красноярске. Раньше мы и думать не могли о таком успехе», — с энтузиазмом говорит Максим Кочев.

К собственному производству

Алтай — родина одного из самых легендарных отечественных сыров сорта «Советский». Алтайские сыроделы еще в конце XIX века пытались освоить производство сыров, схожих по рецептуре со швейцарскими сортами. Но завезенные технологии из Швейцарии не работали в условиях алтайских предгорий. Задачу решил в 1930-е годы на Куяганском и Айском сырзаводах сыродел Дмитрий Граников. Сыр сорта «Советский» стали изготавливать из пастеризованного молока, к тому же он обладает коротким сроком созревания. Новый сорт отправили в Лондон, где «Советский» получил высокую оценку — целых 95 баллов по стобалльной системе.

«ЧарышАгроПродукт» теперь производит этот традиционный для региона элитный сорт сыра, который славится сладковатым, пряным вкусом альпийского молока со своеобразным ароматом. Кроме того, кооператив выпускает сыры не менее знаменитых сортов — «Швейцарский» и «Горный». Недавно в производство запущен фирменный сыр по собственной рецептуре — «Чарышский».

Желание делать сыр своими силами в кооперативе обусловлено не только тем, что любое предприятие может крепко стоять на ногах только тогда, когда выпускает продукцию со значительной добавленной стоимостью, — на Алтае, в этом казачьем крае, хорошо помнят свои традиции и гордятся ими.

Фото: Деликатесы.com

«Поначалу мы перешли к давальческой схеме: привозили молоко — забирали сыр, — вспоминает первые шаги на пути к собственному производству Максим Кочев. — Но в прошлом году случилось так, что мощности завода не справились с нашим объемом. И пришло понимание, что нужно все-таки развивать собственное производство. Мы выкупили один из маслосырзаводов на территории Чарышского района, провели его модернизацию и даже, можно сказать, восстановление. И сейчас варим сыр из своего молока».

Для развития производства нужны были средства, и тут снова пригодился Бизнес-навигатор МСП, благодаря которому была найдена грантовая поддержка. «Мы стали искать источники софинансирования. Бизнес-навигатор МСП — это интересный и эффективный инструмент развития, — убежден Максим Кочев. — Мы участвуем в программе оснащения материально-технической базы сельхозкооперативов, в которой требуется 40 процентов софинансирования. И нам интересным показался кредит МСП-Банка».

Кооператив «ЧарышАгроПродукт» становится на серьезные промышленные рельсы: уже организован собственный торговый дом. «Чем он хорош, так это более свободной логистикой: можно поставлять дополнительный ассортимент — колбасную продукцию и бакалею, чтобы машины полупустыми не ходили», — объясняет Максим Кочев.

Что касается перспектив, то они видятся хорошими. «Россия — очень разная, и люди по-разному живут в нашей стране. Пока для многих алтайцев молочная продукция неважно какая, главное — дешевая. В этом есть проблема: в некоторых розничных сетях некачественный сырный продукт из пальмового масла месяцами лежит за ту же цену, за которую можно купить сегодня наш натуральный сыр! Так что нам есть куда расти».

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше