«Я перестал понимать, зачем нужна гора денег» Как россиянин отправился в Турцию и узнал ее с другой стороны

ЦиклНе ходите, дети, в Африку гулять

Фото: Goran Tomasevic / Reuters

Россиянин Константин Колотов, который уже около двух лет находится в кругосветном путешествии, продолжает рассказывать «Ленте.ру» о своих приключениях. За последний год он исколесил всю Африку, неоднократно подвергался опасности, несколько раз прощался с жизнью, но все же умудрился добраться до полуострова Синай целым и невредимым. Там он обучался фридайвингу, совершал восхождение на гору Моисея и знакомился с чудесами света. В новой статье Колотов расскажет о любимом курорте россиян — Турции.

Возвращение в цивилизацию

Я знаю, что Турция очень хорошо знакома российским туристам, но в моей статье она предстанет совсем в новом свете, поскольку я планировал объехать ее на велосипеде по кругу. Таким образом, увидев эту страну под непривычным для туриста углом, я столкнулся с культурой, традициями и обычаями турок, которые в корне отличаются от стереотипов, засевших в наших головах. В моем путешествии не будет пятизвездочных отелей, все включено и «тюленьего» отдыха, к которому так привыкли мои соотечественники. Только настоящее приключение.

Для начала мне предстояло переместиться из Каира в Стамбул и, чтобы разнообразить путешествие, я выбрал рейс с пересадкой в Афинах длительностью десять часов. У меня получились три очень насыщенных дня, за которые я успел посетить аж три столицы великих в прошлом цивилизаций: египетскую, греческую и османскую.

Сегодняшний Каир — это огромный мегаполис, насчитывающий более десяти миллионов жителей. Пробки, высокий темп жизни, суета, толпы людей — Каир выматывает и не дарит никакого эстетического наслаждения. Но я улетал из Египта с радостью и грустью одновременно. 72 дня, прожитых в этой стране, превратились в отдельную жизнь, в которой были любовь и страсть, дружба и расставания, спорт и духовный поиск и даже семья. Можно сказать, что там я прожил маленькую жизнь.

Афины же, в свою очередь, — своеобразная обитель культурного наследия Греции. Развитие древнегреческой цивилизации продолжалось свыше двух тысяч лет, так что она является одной из самых длительных по времени существования древних культур. За это время греки подарили миру алфавит, мифологию, олимпийские игры, скульптуру, архитектуру (ионийский и дорический ордеры в архитектуре), теорему Пифагора, геометрию Евклида, академию Платона, ну и — самое главное — греческий салат.

Я выехал на велосипеде из Европы в Африку 25 декабря 2018 года и вернулся обратно 13 декабря 2019, в европейские Афины. За это время я успел привыкнуть и даже полюбить Африку и ее жителей, но как же здорово вновь оказаться в Европе и наслаждаться плодами цивилизации. Радость от чувства безопасности, когда просто гуляешь по улице, по-настоящему может оценить лишь тот, кто долгое время был этого лишен. Поэтому я целый день катался на туристических автобусах по столице Греции, а затем отправился к своей конечной цели — Стамбулу.

Добро пожаловать в Царьград

Стамбул встретил меня как старый друг. Из любого аэропорта здесь можно добраться до центра города на комфортабельном автобусе, а о проживании благодаря моим соцсетям я договорился с двумя очаровательными дамами — Катей и ее дочкой Машей. Девушки приехали в большой город полтора месяца назад, желая сменить провинциальную жизнь Иванова на мегаполис.

Пять дней в городе, который некогда называли Царьградом, Константинополем и Новым Римом, пронеслись как одно мгновенье. Первым делом я решил сделать важное дело — купить велосипед. Поскольку я нахожусь в кругосветном путешествии без малого два года, у меня нет постоянной работы, нет пассивных доходов, нет иных форм заработка. Поэтому, когда в Африке сломался мой первый велосипед, я не представлял, как приобрести новый. Более того, для такого путешествия нужна не банальная модель, которая сломается от нагрузки через пару сотен километров, а нормальный туринговый велосипед (их стоимость может достигать пяти тысяч евро).

В египетском городе Дахаб я познакомился с Михаилом Скигиным, успешным человеком из мира большого бизнеса. С ним мы проходили курс на древнеславянском тренажере «правило» и крепко подружились. Когда пришло время прощаться, Миша подарил мне крупную сумму денег со словами: «Продолжай свой путь». Так мой новый приятель решил поддержать меня как человека, который связывает между собой страны, народы и континенты. Именно благодаря Мише в Стамбуле я купил новый шикарный велосипед с 30 скоростями — как и мечтал. Кроме того, сменил гардероб, утеплился, подготовил сумки и оборудование.

По плану сперва я должен был отправиться в Анталию, заезжая по пути на родину Гомера, в Измир, а оттуда взять курс в сторону Грузии. Медлить было нельзя. Ведь по безвизовым правилам я мог находиться на территории страны не больше 60 дней. Но прежде чем выдвинуться в путь, я хотел съездить в мечеть Эйюп Султан. Катя и Маша были знакомы с имамом (предводитель молитвы и духовное лицо, которое заведует мечетью) этой мечети, а мне очень хотелось узнать как можно больше про ислам.

Очень большая часть Африки — это мусульманские страны. Турция является светской страной, а значит, религия и общество разделены, но при этом в стране 97 процентов населения считают себя мусульманами. Я провел достаточно времени в африканских странах и на своем опыте узнал, что мусульмане — гостеприимные, добрые, открытые люди. Более того, в мусульманских государствах Африки зачастую безопаснее, чем в христианских. Но непонимание, невежество и страх разделяют людей, толкают на конфликты, отчуждение и разрушение.

Когда-то великий путешественник Тур Хейердал сказал:

Если бы мне было позволено загадать одно единственное желание на будущее, я попросил бы, чтобы все разногласия из-за веры побыстрее закончились и чтобы все, кто верит в неведомую созидательную силу, воспользовались интеллектом, совестью, интуицией, Святым Духом и всем, что есть в нашем распоряжении, чтобы сохранить природу, пока не поздно и пока длится седьмой день отдохновения

Путь к просветлению

Собственно, все мои путешествия — это не просто перемещение из точки А в точку Б, а также знакомство с культурой и традициями народов. Религия же в большинстве культур занимает центральное место, а возможность пообщаться с имамом — это шанс узнать больше о религии местных, так что в конце дня мы все вместе отправились в мечеть. После вечернего намаза меня пригласили в кабинет имама, где через переводчицу по имени Сельма я мог общаться с ним. Но вот незадача — Сельма могла переводить только с английского на турецкий, а моих знаний английского недостаточно, чтобы вести осмысленный диалог о боге и вере.

Казалось бы, ну чего идти на беседу с человеком, если ты знаешь, что он тебя не поймет. Но я верил, что раз у меня есть вопросы в миру, то для меня приготовлены и ответы, надо лишь действовать. И, о чудо, через несколько минут нашего корявого разговора на ломаном английском по просьбе имама нам нашли переводчика с русского на турецкий! Вопросов я задавал много. Кто мы? Откуда? Куда идем? Какова цель жизни верующего мусульманина? Что такое счастье? Как к нему прийти? Есть ли у человека свобода выбора и воля?

Однако формальная атмосфера кабинета, переводчики, серьезная обстановка или что-то иное не давали возможности легко и комфортно пообщаться. Мне казалось, что имам отвечал сухо, стандартными клише, цитатами из Корана, которые без объяснения смысла не имели значения. Осознав, что беседа заходит в тупик, я поблагодарил моего собеседника и переводчиков, и мы всей компанией вышли во двор мечети.

Только здесь, на свежем воздухе, без переводчиков и офисной обстановки нам с имамом удалось поговорить по душам. Теперь уже я рассказывал ему о разных странах, народах и приключениях, а он улыбался и задавал вопросы и сам начал менее официально отвечать на мои. Эта беседа хоть и была недолгой, но в десятки раз глубже предыдущей. Мы попрощались и уже было вышли за пределы мечети, как вдруг нас догнала Сельма и попросила пообщаться с кем-то по телефону...

— Здравствуйте. Меня зовут Константин.
— Здравствуйте, Константин, я Ильхам. Сельма рассказала мне о вас и о вашем желании узнать больше про ислам. Я предлагаю вам встретиться завтра и пообщаться, я буду рад ответить на ваши вопросы.

Ильхам говорил на русском с небольшим восточным акцентом, но очень четко, очевидно, зная русский язык как родной. Я согласился на встречу, решив перенести старт моего путешествия на день. Утром я отправился на встречу с Ильхамом, руководствуясь его координатами. Точка на карте привела меня в Стамбульский Фонд науки и культуры.

Оказалось, что Ильхам — профессор и доктор математических наук, а также руководитель одного из отделов Фонда. Его департамент занимается коммуникацией и распространением ислама и турецкой культуры на территориях постсоветского пространства. Ильхам угостил меня хурмой (так в Турции называют финики) и налил чаю. Выслушав мою историю о путешествиях и поиске ответов, он сказал мне: «Вы делаете большое дело. Вы путешествуете и познаете бога. Стараясь ответить на вопросы "Кто я, откуда и куда иду?", вы двигаетесь в верном направлении. Но путешествия бывают не только по земле, но и вглубь макро- и микромиров. Цель таких путешествий — спрашивать у Вселенной про своего создателя. Я предлагаю вам задержаться в Стамбуле хотя бы на десять дней, а лучше на месяц. За это время я смогу рассказать вам об основах ислама и научить арабскому языку, чтобы вы могли читать Коран».

Он также добавил: «Получив подобный опыт, вы сможете поделиться с людьми по всему миру более верными знаниями об исламе. Если вы согласны, то я покажу вам гостиницу при фонде, столовую и со всеми вас познакомлю, чтобы вы могли чувствовать себя как дома. Проживание и питание будет предоставлено вам за счет фонда, все, что требуется от вас — усердие в обучении, а также намерение в дальнейшем рассказывать про ислам. Весь период вашего обучения я буду с вами и буду отвечать на все ваши вопросы. Как математик я люблю системность и последовательность, поэтому мы будем идти от простого к сложному».

Я не могу сказать, что был удивлен данным предложением, поскольку я хотел изучить ислам и рассказать миру о своих познаниях. Вселенная работает именно так — она всегда дает нам то, что для нас важно. Я согласился. Результатом своего обучения я видел книгу «Ислам глазами кругосветного путешественника», в которой непредвзято, без навязывания и убеждения рассказывается об исламе. Мы пожали руки. Так вместо запланированных пять дней я задержался в Стамбуле на месяц

Как в первый раз

Задержка в Стамбуле не входила в мои планы, но она оказалась очень кстати, так как изначально я собирался отправиться в Тегеран и Иран и даже открыл визу. Если бы я не задержался, а, как планировал, выехал в сторону Ирана, то замерзший, уставший и голодный был бы где-то в районе Тегерана, где сейчас ракетами сбивают гражданские самолеты, стреляют по американским военным базам, в митингах против правительства толпа насмерть затаптывает полсотни человек. В общем, неспокойно там. Не думаю, что я поеду туда в ближайшее время на велосипеде.

Все чаще и чаще я убеждаюсь в том, что искусство путешествовать состоит в умении изменять планы. В кругосветке я научился строить свою жизнь, полагаясь не на жесткий график, дедлайны, вызовы и цели, а на свою интуицию, внутренний голос и шепот души. Для заработка горы денег такой способ, наверное, не очень эффективен, но в какой-то момент я перестал понимать, зачем вообще нужна гора денег (наверное, когда появится девушка, понимание этого она мне вернет обратно). В общем, получать огромный доход этот способ не помогает, а вот жить, радоваться, наслаждаться каждым днем, каждым мгновением — очень даже.

Когда я делал шаг в неизвестность, а такой шаг я делал каждый день, продвигаясь через Африку, поначалу было страшно, второй раз — тоже, да и третий, если признаться честно. Но на сотый такой шаг ты уже начинаешь осознавать, что Вселенная неслучайна и что это не хаотичное движение атомов. Есть упорядоченность, есть высший смысл, есть заботливая рука, которая ведет и, если ты отклоняешься на обстоятельства, дает тебе подсказки.

С такими размышлениями я отправился в путь после своего обучения. Первую часть маршрута мне предстояло проделать на пароме, пересекая Мраморное море, поэтому перед дорогой я посетил кафе Vefa Bozacisi в Стамбуле. Здесь готовят тот самый напиток буза. У тюркских народов так называлось пиво, которое готовилось методом брожения из пшеницы, кукурузы или проса. Известен он был и на Руси, где приготавливался из овсяной, просяной или гречневой муки так же, как пиво, но без использования хмеля. Говорят, что именно от названия этого напитка пошло слово «бузить».

На пароме из города Ялова я планировал добраться до курортного поселка Чинарджик, где два месяца прожили мои друзья Сережа и Таня. Я собирался остановиться у них на ночь и напоследок пообщаться с ребятами. Велосипедная часть этого дня составила всего 36 километров, а набор высоты — 250 метров. Казалось бы, для меня, человека, проехавшего уже 30 тысяч километров, это ничто. Но, увы, нет. Надо забыть старые заслуги. Все! Я устал, преодолев даже это ничтожное расстояние, и понял, что мои планы проезжать по 90-100 километров в день с подъемами в 450 метров — бред сумасшедшего. Нужно было срочно пересчитать маршрут, иначе однажды ночью я мог оказаться где-нибудь посреди дороги без нормального ночлега.

Добрался до Чинарджика я к четырем вечера, и мои друзья встретили меня объятиями, домашним уютом и вкусным ужином, так что все мое волнение и переживания по поводу дороги сняло как рукой. После ужина мы долго беседовали о жизни, о путешествиях, мире и его устройстве. В итоге уснули глубокой ночью, но прежде я решил, что останусь у ребят еще на день, поскольку хотел перестроить маршрут и подольше пообщаться с ними.

«Не хочу тратить свое время»

Чем же они так пришлись мне по душе? Сережа — высококвалифицированный IT-специалист, Таня — любящая жена. Формально они украинцы, реально же — граждане мира, потому что постоянно путешествуют. Они путешествуют в те страны, которые кажутся им в данный момент интересными. Кроме того, Сережа и Таня — вегетарианцы и с уважением относятся к своему телу, а также с не меньшим уважением относятся и к своей интуиции, действуют, полагаясь на внутренний голос. С любовью они относятся и к окружающему миру, в частности, к местным бездомным собакам, коих в Турции огромное количество.

Помимо всего прочего, наши мысли во многом были очень схожи. Сережа зарабатывает несколько тысяч долларов в месяц, работая на международные компании. Однако, пока я был у ребят, выяснилось, что он попросил расчет у организации, в которую трудоустроен. Эта должность позволяла ему путешествовать, жить там, где ему хочется, не лишая себя возможности проводить время с супругой, но он решил уйти.

— Почему? — спросил я.
— Я чувствую, что мне это больше не надо. Я не получаю кайфа от этой работы. Не хочу тратить свое время на дело, которое не дает мне чувство радости, — ответил Сережа.
— А чем же ты будешь заниматься?
— Буду жить!

Многие люди мечтают о том, чтобы найти работу, за которую им бы платили достойные деньги, которая позволяла бы им путешествовать по миру с семьей и ни в чем себе не отказывать. Мечтают, но ничего для этого не делают. Боятся сделать даже первый шаг — уйти с нелюбимой работы, которая не дает возможностей. Сережа уже прошел этот этап. Ему хочется просто жить, поэтому они с Таней купили билеты в Индию и совсем скоро окажутся там. Будут путешествовать, открывать новое и глубже познавать известное. Чем они будут зарабатывать? Они не знают, но это их нисколько не беспокоит. Все будет так, как быть должно.

Моим же следующим пунктом назначения был небольшой городок Армутлу, в который я отправился на следующий день. Мне предстояло проехать 40 километров по набережным и небольшому серпантину, огибая полуостров с видом на Мраморном море.
Я не решил вопрос с проживанием и подумал, что проще всего полагаться на случай. Тем более, у меня с собой была палатка и спальник, хотя я на 99 процентов был уверен, что мне не придется их использовать.

Через пару затяжных холмов, коротких спусков и два часа пути я был в Армутлу. В городе нашлась паромная переправа, на которой я мог добраться до приморского города Муданья. Так я и решил — и уже к вечеру был на месте. Муданья, Армутлу, Чинарждик, Ялова — все это небольшие курортные городки, где отдыхают не интуристы вроде россиян, а скорее местные из больших городов, которые ищут умиротворения в летние месяцы. Здесь очень уютно, мило и безопасно. Невысокие, преимущественно нестарые домики, небольшие ресторанчики, множество булочных. Все это похоже на рай для пенсионеров. Идеально для начала путешествия.

Впереди меня ждет встреча еще с двумя чудесами света. Первое — Храм Артемиды в Эфесе и Галикарнасский мавзолей. Об этом и о многом другом я расскажу в следующей статье.

Продолжение следует

Поддержать Константина Колотова в его путешествии можно по ссылке.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше