Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша обратился к заместителю председателя правительства Российской Федерации Юрию Борисову с просьбой оказать содействие в принятии Государственной Думой закона, отменяющего запрет на продажу слабоалкогольной продукции на АЗС. Ограничение на торговлю напитками с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента был введен в 2011 году, но не привел к улучшению статистики инцидентов с вождением в нетрезвом виде.
Интересно, что еще в 2018 году правительство дало положительное заключение на внесенный в парламент сенатором Геннадием Орденовым законопроект, а в нашей парламентской практике подобные случаи, когда правительство «за», а парламент «против», — крайне редки. В том, почему так долго проект закона об отмене запрета на продажу некрепкого алкоголя на АЗС лежал на полке в Госдуме и почему только теперь у него есть большие шансы быть принятым, разбиралась «Лента.ру».
Обоснован ли запрет?
С 2011 года статья 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» закрыла доступ всей алкогольной продукции на прилавки магазинов при автозаправочных станциях. На тот момент это полностью соответствовало политике правительств, направленной на резкое сокращение употребление алкоголя в России. И надо сказать, что наша страна добилась в этом, безусловно, благом деле впечатляющих результатов. В Минздраве России подсчитали, что за 10 лет потребление алкоголя снизилось в полтора раза: с 15,7 литра на человека в 2008 году до 9,3 литра — в 2018 году.
Логика Минздрава, выступавшего за запрет, была примерно такова — дескать, водитель, увидев на полке магазина при АЗС бутылку пива или вина, будет не в силах сопротивляться внезапно нахлынувшей страсти, купит ее, выпьет и совершит дорожно-транспортное преступление.
Но в том, насколько справедлив был запрет продажи вина и пива на АЗС, многие специалисты сомневались с самого начала. «На самом деле разумных аргументов, способных, по крайней мере, обосновать запрет, просто нет, — уверяет в интервью «Ленте.ру» заместитель председателя Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Юрий Станкевич. — Потому что единственный аргумент, который предъявлялся в 2011 году, заключался в том, что он способен снизить статистику дорожно-транспортных происшествий с участием водителей, находящихся в алкогольном опьянении. Но этот тезис полностью опровергается теми данными, который дает ГИБДД. То есть никакой корреляции между этим запретом и статистикой ДТП в состоянии опьянения — нет».
То же самое в обосновании своего предложения писал и член Совета Федерации от Астраханской области Геннадий Орденов, который внес в Госдуму в январе 2017 года проект поправок в закон о регулировании алкогольного рынка, разрешающий продажу алкоголя крепостью до 16,5 процента на АЗС. По его мнению, введенный в 2011 году запрет неэффективен: связи между употреблением алкоголя и возможностью купить его на заправке нет — алкоголь можно приобрести и в обычных магазинах, которые часто находятся вблизи АЗС. Число аварий с участием нетрезвых водителей после запрета не уменьшилось, а даже увеличилось: если в 2010 году было 11 800 таких ДТП, то в 2015 году стало уже 16 тысяч.
Кому выгоден запрет?
Детективный жанр учит нас искать тех, кому выгоден запрет на продажу алкоголя на АЗС. «Почему законопроект, разрешающий продажу некрепкого алкоголя, так долго лежит в Государственной Думе, — мы сами не можем понять», — говорит в интервью «Ленте.ру» автор письма Евгений Аркуша. «Вокруг этого законопроекта борются разные силы. Хотя запрет изначально был абсурдным. У нас в России мало кто ходит в те же гипермаркеты пешком, откуда порой ящиками вывозят алкоголь. Все в основном ездят туда на машине. Почему то же самое нельзя сделать на заправке, непонятно. Изначально запрет — это лоббирование со стороны торговых сетей», — убежден общественный деятель.
«Вопрос, почему до сих пор закон, отменяющий запрет на продажу алкоголя так и не принят, надо задавать законодателю, но я могу только предположить, что это активное сопротивление со стороны тех структур, которые в 2011 году этот запрет и лоббировали. По нашей информации это были крупные торговые сети, которые преследовали своей целью перераспределение денежных потоков», — уверен Юрий Станкевич.
Достаточно посмотреть на цифры, чтобы решить — правы или нет собеседники «Ленты.ру». По данным, которые на страницах «Ведомостей» приводит глава «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, на начало второго полугодия 2018 года в России было более 10 500 магазинов на АЗС. Для сравнения: у крупнейшего по обороту ретейлера страны X5 Retail Group на тот момент было более 13 тысяч точек, у крупнейшей сети по числу магазинов, «Магнита», — почти 17 тысяч точек. То есть магазины, расположенные на АЗС, представляют для торговых сетей серьезного конкурента.
«Запрет был ошибочным потому, что это ограничивает, с одной стороны, права потребителей, а с другой, запрет на продажу алкоголя в магазинах при АЗС — это в некоторой степени дискриминация, которая снижает доходность, и у нас многие магазины просто закрылись, — говорит Евгений Аркуша. — И возникает вопрос, почему одним магазинам можно продавать алкоголь, а другим — нельзя. «Почта России» может продавать, а на заправке — нет», — задается вопросом глава Российского топливного союза.
Почему инициативу поддержало правительство?
15 октября 2018 года правительство Российской Федерации направило в Государственную Думу положительный отзыв на проект федерального закона, отменяющий запрет на продажу некрепкого алкоголя. «Даже несмотря на особое мнение Минздрава и МВД, которым просто по должности положено быть против этого», — замечает Евгений Аркуша. Инициатива поддержана также Минпромторгом, Министерством экономического развития и несколькими другими федеральными органами исполнительной власти, в том числе Министерством финансов и Федеральной антимонопольной службой.
«Мы считаем, что это абсолютно нормально. В этом нет ничего криминального. Если человек хочет напиться и сесть за руль, он это сделает, и мы никак не сможем его в этом плане ограничить. Если человеку удобно заехать на заправку и купить что-то себе, в том числе и домой, почему он не может. Мы не возражаем», — подчеркнул тогда замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Более того, здесь следует особо подчеркнуть, что введенный в 2011 году запрет был официально признан Минпромторгом и Росалкогольрегулированием ошибочным.
«Законопроект поддержан также органами исполнительной и законодательной власти десятков субъектов Федерации, а также федеральными предпринимательскими общественными объединениями, такими как РСПП, «Деловая Россия», «Опора России», Союз нефтегазопромышленников России, Российский топливный союз и другими», — напоминает Евгений Аркуша в своем нынешнем письме вице-премьеру Юрию Борисову.
«Надеюсь, что сейчас, когда проходит ревизия инициатив, которые долго лежали на полках, осуществляемая в рамках общего подхода поддержки экономики, и в том числе предприятий малого и среднего бизнеса, здравый смысл возобладает, и законопроект наконец-то будет принят, — убежден Юрий Станкевич. — Тем более что и президент в своем обращении к нации по поводу ситуации с коронавирусом говорил, что экономику необходимо поддержать вообще, и предприятия малого и среднего бизнеса в первую очередь».
Почему именно сейчас?
«Почему мы вернулись к этому вопросу именно сейчас? Потому что ограничены контакты и передвижения из-за коронавируса, — говорит Евгений Аркуша. — Но на заправки все равно будут приезжать, люди будут заправляться. Поэтому, пускай они там покупают все, что им необходимо. В том числе и алкоголь. И мы считаем разумным и своевременным вернуться к рассмотрению этого вопроса. К тому же и ограничения, связанные с эпидемией коронавируса, нанесут вред, как и экономике вообще, так в том числе, и автозаправочным станциям. Сейчас все страдают. Может быть АЗС в меньшей степени, но все-таки тоже убытки есть. Мы уже чувствуем падение спроса — на 10-15 процентов в Москве упал спрос, в регионах — еще больше. На Дальнем Востоке, где товарооборот с Китаем вообще прекратился, — там до 30 процентов падения. И мы надеемся, что отмена запрета на торговлю алкоголем на автозаправочных станциях поддержит в это непростое время АЗС, а через них и всю экономику в целом».
В том, что в этот раз парламент примет закон, есть еще один важный резон. Поддержать малый и средний бизнес, владеющий АЗС, придется из-за проблем с ценами на рынке бензина и дизтоплива в стране, которые в нынешних условиях могут оказаться весьма трудноразрешимыми. И хотя об этом аспекте говорили давно, события последнего времени придали ему особую актуальность.
Разрешение продаж алкоголя на АЗС — пряник нефтяникам за сдерживание цен на топливо, приводили «Ведомости» еще два года назад слова партнера Urus Advisory Алексея Панина. Несмотря на падение рентабельности АЗС, нефтяные компании могут делать центром прибыли другие сегменты, напоминал он: «У них есть возможности для маневра, в отличие от независимых заправок».
А в мире большую часть прибыли АЗС получают от продажи сопутствующих товаров, сообщил аналитик АКРА Василий Танурков. «Сейчас на продажи на АЗС приходится около 1,5 процента торговли продовольственными товарами в рознице, — напомнил Михаил Бурмистров. — Но разрешение продавать алкоголь на заправках в перспективе трех лет позволит нарастить эту долю до 2 процентов, а через пять лет — до 3 процентов». Все просто — у АЗС сложная ситуация с продажами топлива — доходность низкая, и рост доходов от продаж сопутствующих товаров позволил бы компенсировать потери.
«Кроме того, рост рентабельности и открытие новых магазинов при АЗС будет способствовать повышению уровня конкуренции в сфере торговли в крупных городах, а в населенных пунктах, удаленных от областных и районных центров, где магазины при АЗС во многих случаях являются единственными доступными торговыми точками, обеспечат населению доступ к товарам повседневного спроса надлежащего качества и тем самым снизят потребление нелегального (контрафактного) алкоголя», — описывает социальную значимость предложений по отмене запрета Евгений Аркуша в письме Юрию Борисову.
Эксперты сходятся во мнении, что почти 10 лет действия запрета — достаточный срок для подтверждения его неэффективности и отсутствия каких-либо разумных аргументов для продолжения ограничения конкуренции.