Еще в середине прошлого века металлургия занимала то место, которое сейчас принадлежит нефтяной промышленности. Мощь мировых экономических лидеров измерялась не в миллионах добытых баррелей, а в миллионах выплавленных тонн стали. Сейчас огромные объемы выплавки металла из развитых стран сохраняет лишь Китай, а доля металлургии в промышленности остальных неуклонно снижается. Однако она все еще важна для многих ключевых отраслей экономики, а без плавки цветных металлов невозможны многие передовые наукоемкие производства. «Лента.ру» вспоминает историю российской металлургии, которая в нашей стране связана не только с индустриальным развитием, но и с освоением Урала, Сибири и Крайнего Севера.
Начало начал
Обработка металла была известна на Руси с давних времен. Русская равнина располагала главными для литья металла условиями: изобилием топлива и сырья. Большие территории, занятые лесом, позволяли иметь избыток древесного угля, необходимого для выплавки. Было достаточно и так называемого болотного железа. Это плохое сырье, но его всегда можно было с легкостью добыть из торфяных болот, которых было множество в лесах Северной и Северо-Восточной Руси, что обусловило повсеместное развитие металлургии. Болотное железо — это бедная руда, однако русские кузнецы смогли найти способы ее обогащения, что сделало Русь страной оружейников.
А вот добыча цветных металлов до XVII века практически отсутствовала. Экспедиции новгородцев доходили до Урала, где небольшие группы старателей добывали серебро и медь, однако полноценной разработки этих металлов не было. Собственно, развитие военных технологий, сделавших медь одним из ключевых ресурсов, и подтолкнуло куда более серьезное отношение к металлургии в России.
Дела военные
Серьезное развитие металлургии в России началось в XVII веке. Московское царство только оправилось от Смуты, и ему срочно нужна была собственная железоделательная промышленность. Железо, медь и другие «металлы войны» тогда экспортировались из Англии и Швеции, а без собственного производства можно было забыть о создании мощной армии. В 1632 году царь Михаил Федорович выдал голландскому купцу Виниусу жалованную грамоту на постройку железоделательного завода в районе Тулы. Это было первое серьезное производство — с разработкой залежей качественной железной руды в окрестностях села Дидилово, с использованием машин и привлечением иностранных специалистов.
Вслед за Виниусом мануфактуры в районе Тулы начали создавать и другие иностранные купцы: голландец Филимон Акема и датчанин Питер Марселис. Они создали Городищенские заводы, на которых работали и русские, и приглашенные из Европы мастера. Позже они расширили производство, построив Каширские заводы на реке Скниге. Эти предприятия стали ядром российской металлургии.
Позже железоделательные мануфактуры пытались открыть в Карелии. Однако заводы в первое время оказались нерентабельными — на производстве попросту не хватало технологий. Уже позже, в 1680-х годах, в Карелии удалось открыть Олонецкие заводы, работавшие на водяной энергии. При Петре I на них плавили железо для нужд новорожденного Балтийского флота.
С 1693-го заводы начали открываться и на юге России, в Липецке. Металл оттуда отправляли в Воронеж, где Петр строил Азовскую флотилию. Вместе с тульскими заводами в первые годы Северной войны, которую царь вел со Швецией за выход к Балтике, эти заводы давали стране практически половину металла, необходимого для военных нужд.
Однако этой металлургической базы было недостаточно для того, чтобы сделать Россию передовой европейской державой. Поверхностных залежей руды на Русской равнине не хватало, страна все равно зависела от импорта металла. Качественный рывок ей обеспечил Урал, о железном богатстве которого было известно еще на излете Средневековья.
В XVII веке там уже вели разработки, однако удаленность от основных городских центров и малочисленность населения мешали полноценному освоению Урала.
В 1700 году Петр I своим указом создал Приказ рудокопных дел, что положило начало государственному управлению горно-геологическими работами по поискам руды и других полезных ископаемых. Были основаны заводы в Невьянске, Алапаевске, Екатеринбурге.
Эти заводы заложили основу промышленной базы Урала, который впоследствии надолго станет ключевым центром отечественной металлургии. Уже к 1750 году в России будет создано 72 железных и 29 медеплавильных заводов. В XVIII веке Урал будет давать более 80 процентов производимого в стране железа и 95 процентов российской меди. Россия не только избавится от внешней зависимости от поставок металла, но и начнет экспортировать его сама. Вывоз железа и меди начался еще при Петре I, а к 1770-м годам Россия поставляла в Англию железа больше, чем Швеция, которая долгое время была лидером европейской металлургии. Тогда же Россия вышла на первое место в мире по выплавке чугуна.
Промышленный бум
Следующим важным этапом в развитии отечественной металлургии (да и вообще промышленности) стала отмена крепостного права в 1861 году. Многие крестьяне отправились на заработки в города, которые превращались в крупные промышленные центры. Так, например, вокруг завода англичанина Юза возникла Юзовка, ныне Донецк.
Кроме того, в России начался бум железнодорожного строительства. Поначалу даже вновь пришлось экспортировать металл из-за рубежа. Однако уже к 1870-м годам отечественные заводы полностью покрывали потребности страны. К последнему десятилетию XX века металлургическая промышленность переживала огромный подъем.
Тогда же на первый план вышли предприятия Юга, в первую очередь Донбасса. Там наиболее активно внедрялись передовые техники производства, да и сырьевая база была куда более качественной. Если по всей России за 1890-е металлургическая промышленность нарастила свою продукцию в два раза, то предприятия Юга — в три и четыре. Активные закупки иностранной техники привели к концентрации промышленности. На месте старых, отживших свое мануфактур появлялись гигантские современные промышленные центры. Владельцы заводов регулярно обновляли оборудование и совершенствовали технологии производства.
Быстрый рост российской металлургии привлекал иностранные инвестиции. 54,7 процента всего иностранного капитала, вложенного в российскую экономику, было сосредоточенно именно в металлургической промышленности. В итоге к 1914 году Россия подходила с развитым металлургическим производством, став одним из мировых лидеров по выплавке чугуна и стали, по добыче меди, золота и платины.
Первые пятилетки
Гражданская война, бушевавшая в России с 1917 по 1920 год, не пощадила и металлургическую промышленность, несмотря на постоянную необходимость выпуска металла для нужд фронта. Заводы недосчитались большого числа рабочих рук, иностранные капиталы выводились, специалисты погибли или эмигрировали. Страна, которая недавно уверенно двигалась к индустриальной мощи, встала перед необходимостью новой индустриализации. Курс на нее правительство СССР взяло в 1925 году. Модернизация касалась всех отраслей промышленности, для чего стране нужно было огромное количество металла. Именно с этим связано строительство двух поражающих воображение гигантов — Магнитогорского комбината и Норильского никелевого завода в Заполярье.
На горе Магнитной руду добывали с XVIII века, однако крупных разработок не было, а уровень техники не позволял оценить реальные запасы. В конце XIX века туда направили несколько геологоразведочных партий (одной из них руководил Дмитрий Менделеев), которые и показали истинный потенциал горы. В 1917 году на Магнитной планировали заложить завод, однако война и революция смешали все планы. К ним вернулись в 1925 году, после провозглашения курса на индустриализацию.
После дополнительных геологических изысканий началось строительство гигантского металлургического завода. Он был заложен 17 января 1929 года, а к концу января 1932-го уже запустили первую домну. К лету начали работать еще две, а третья и четвертая домны дали чугун летом 1933-го. В годы Великой Отечественной войны Магнитогорский комбинат, ориентированный на сугубо мирное производство, быстро перепрофилировался для нужд фронта и дал стране тысячи тонн броневой стали и броневого листа.
Тогда же, в годы индустриализации, возник один из самых северных городов мира — Норильск, вокруг которого вырос один из самых северных промышленных районов планеты. Решение о его создании было принято в 1935 году. Строили завод комсомольцы-энтузиасты и заключенные, переброшенные из Соловецкого лагеря. Норильский завод был построен в предельно сжатые сроки, а уже после войны из заводского рабочего поселка вырос город.
Завод уже тогда стал одним из пионеров по производству сплавов цветных металлов. В годы войны норильский никель использовали в производстве сплавов для выделки брони, на подводных лодках и в авиационной промышленности.
***
Сейчас литье чугуна и стали играет уже не такую большую роль в экономике, если судить исключительно по процентным показателям. Доля металлургии в ВВП России в последние годы составляет около пяти процентов. Однако сталелитейная промышленность обслуживает потребности отраслей, которые вместе составляют почти половину нашей экономики.
Да и не только в цифрах дело. В свое время металлургия стала основой возвышения России во время петровских реформ, сделала страну обороноспособной, независимой и предопределила ее внешнеполитические успехи. С металлургией связано освоение Урала; экспедиции старателей, искавших цветные и драгоценные металлы, наносили на карты леса и реки Сибири; за редкими металлами мы пришли и на Крайний Север. Так что российские металлургические заводы — это не только часть экономики. Это памятник подвигу и энтузиазму тех, кто строил их, и тех, кто на них работал.