Король Адольф Фредрик, управлявший Швецией два десятка лет, прослыл одним из самых добрых и прогрессивных правителей в истории страны. При нем подданные получили больше гражданских прав и свобод, к тому же во время его правления королевство не приняло участие ни в одной войне. Однако народу он запомнился вовсе не как король-реформатор, а как монарх, которого убила лишняя съеденная на десерт булочка. О страстях и пороках Адольфа Фредрика и его семьи — в материале «Ленты.ру» из цикла о роскошной жизни правителей всех времен и народов.
Смертельная трапеза
«Для смерти монарха не потребовалось иных причин, кроме того, что покойный сам за столом перенапряг свой слабый желудок», — писал о кончине шведского короля Адольфа Фредрика камергер Адольф Людвиг Гамильтон в своих «Заметках о Швеции».
В тот день ничто не предвещало беды. Шестидесятилетний монарх проснулся в прекрасном расположении духа, все утро занимался государственными делами, а когда настало время обеда, спустился в столовую. Король всегда любил вкусно поесть, однако в тот момент, когда он едва приступил к трапезе, у него разыгрался по-настоящему зверский аппетит. И это неудивительно, ведь вначале на стол подали восхитительных омаров и икру, нежнейший суп из кабачков с ломтиками сочной телятины, обжаренной на сливочном масле, затем — квашеную капусту с мороженой брусникой и копченую балтийскую селедку. Каждое блюдо монарх запивал охлажденным шампанским.
Как потом вспоминали в окружении правителя, после такого плотного обеда Адольф Фредрик уже почувствовал, что наелся, но тут в столовую внесли десерт. В мисках горячего молока королю подали восхитительные булочки семла. Пышущая жаром сдоба со срезанным верхом, заполненная молочно-миндальным кремом и украшенная взбитыми сливками, манила монарха как магнит. Устоять перед столь вкусной едой король не смог. Правитель и оглянуться не успел, как уже доедал четырнадцатую булочку, в которую специально для него добавили корицу и изюм. При этом обычно большинство шведов с большим трудом съедают больше пяти.
Фото: Bequest of Catherine D. Wentworth, 1948 / The Metropolitan Museum of Art
Этот десерт был любимым лакомством Фредрика. Семлы появились в 1541 году и сразу стали популярными у шведской аристократии. Король и его окружение обычно угощались ими на масленичной неделе. Тот день назывался Жирный вторник: когда принято наедаться перед Великим постом. Считалось, что, чем больше съедят в Жирный вторник, тем обильнее и качественнее будет урожай. Монарх решил перед неделями ограничений отведать все сразу: жирную, острую и копченую пищу.
Едва закончив трапезу, Адольф Фредерик почувствовал сильную резь в животе. Король отправился в свои покои, наивно полагая, что здоровый послеобеденный сон поможет ему справиться с несварением, и к вечеру он проснется совершенно здоровым. Однако королю становилось все хуже и хуже, и к утру следующего дня он скончался — у монарха отказала пищеварительная система. Придворные лекари ничем не смогли помочь.
Как писал впоследствии Гамильтон, «Фредрик был хорошим королем, доброжелательным человеком и образцовым семьянином, и шведы искренне оплакивали его смерть».
Шведская «эпоха свободы»
В историю своей страны он вошел как монарх, при котором были расширены гражданские права подданных. Его правление в Швеции называют частью «эпохи свободы». Большую роль в жизни государства начал играть парламент. Поводом для этого стало поражение Швеции в Северной войне с Российской империей, в результате которой королевство превратилось во второстепенную европейскую державу. Отдав по мирному договору 1721 года владения в Восточной Прибалтике и часть Финляндии, а также большинство немецких владений, страна также столкнулась с огромным государственным долгом и большими человеческими потерями.
В результате власть монарха была серьезно ограничена, а в 1766 году шведский парламент принял закон в поддержку свободы слова и свободы прессы. К тому же во время правления Адольфа Фредрика Швеция не принимала участия ни в одной войне. В частности, довольно мирно складывались его отношения с Российской империей: Фредрик был родным дядей российской императрицы Екатерины II. Ее мать Иоганна Елизавета была сестрой шведского монарха. Помимо этого, Адольф Фредрик несколько лет участвовал в воспитании малолетнего Карла Петера Ульриха — впоследствии русского императора Петра III, супруга Екатерины II.
Изображение: Дмитрий Левицкий
Ходили слухи, что страну он возглавил при помощи российской императрицы Елизаветы Петровны. Именно она посадила на шведский престол князя-епископа Любекского. После победы в русско-шведской войне российская правительница могла диктовать свои условия, и в результате она выбрала Адольфа Фредрика. Так она рассчитывала, что в будущем шведский король будет более лояльным к России. И, в целом, не прогадала.
В окружении правителя говорили, что он был довольно доброжелательным и мягким человеком, но при этом нерешительным и инертным. Его супруга Луиза Ульрика была полной противоположностью мужа: властолюбивая и деспотичная, она смогла полностью подчинить короля своей воле.
Салон Дон Кихота и табакерки
В свободное от государственных дел время король занимался изготовлением табакерок. При нем в Стокгольме был построен дворец, который и по сей день считается официальной резиденцией шведских королей. Его возвели по проекту архитектора Никодима Тессина. Семиэтажное здание в стиле барокко, в котором более тысячи комнат, было возведено в виде римского дворца. Его охраняет королевская гвардия. В резиденции четыре крыла, каждое из которых 48 метров в длину и 16 — в ширину.
Самые роскошные в здании — апартаменты короля. Западный фасад с видом на внешний двор — основной, с восточной части — женская сторона с небольшим уютным садом. Подвалы дворца, как во время Адольфа Фредрика, так и сейчас изобилуют драгоценностями и предметами искусства. В сокровищнице, в частности, находится серебряная купель, которую использовали для крещения представителей королевской семьи.
В резиденции Фредрика также появился салон Дон Кихота — комната, где стены украшены коврами, иллюстрирующими отрывки из романа Сервантеса, и «большая галерея» — зал, который использовали для официальных застолий.
В северной части дворца — каменная галерея с древнеримскими скульптурами, а также огромная библиотека с редкими изданиями. Адольф Фредрик обычно обедал и ужинал в Колонном зале — просторной комнате с колоннами, зеркальной стеной и статуями работы Йохана Тобиаса Сергеля.
У его супруги Луизы Ульрики также была своя столовая. А вот завтракать супруги предпочитали вместе. Для этого у них была специальная небольшая комната, из которой открывался прекрасный живописный вид. Кроме небольшого стола и пары стульев в маленьком тесном пространстве могли уместиться всего двое. Эту комнату еще называли коммуникационной.
У Луизы имелась также особая комната для аудиенций — в ней была мебель и гобелены из Франции и большой трон с балдахином. Ульрика — дочь прусского короля — увлекалась искусством и слыла умной и образованной женщиной, хотя и довольно коварной. При ней двор прославился своим блеском и французской изысканностью.
Фото: Maja Suslin / Scanpix Sweden / Reuters
В этом дворце, построенном во времена Адольфа Фредрика, проводит все официальные мероприятия и встречи нынешний король Швеции Карл XVI Густав, занимающий престол уже 47 лет. У монарха есть и другие резиденции, а также конюшни со старинными каретами и автопарк, в котором стоят современные машины. К слову, шведы тратят на содержание двора свыше 6,5 миллиона евро в год. Если в других государствах монарх и его ближайшие родственники частично или полностью освобождены от налогов, то в Швеции королевская семья платит их наравне с подданными.
После кончины Адольфа Фредрика трон перешел к его сыну Густаву III. Во время его правления в королевстве взяли под контроль прессу и ввели другие политические ограничения. Помимо этого, Швеция вновь втянулась в дорогостоящую войну с Российской империей, в результате которой потерпела поражение.
«Не только правление Густава III было менее приятным, чем у его отца, но и его кончина. Если Адольф Фредрик объелся вкусной выпечкой, то Густав III умер от пули заговорщиков», — писали историки.