20 июня в Армении пройдут вторые в ее истории внеочередные парламентские выборы. Согласно последним опросам компании Gallup International, блок «Армения» бывшего президента Роберта Кочаряна продолжает набирать популярность. Это лишний раз подтверждает, что в армянском обществе растет недоверие к правительству Никола Пашиняна и неприятие его курса. А значит, у Кочаряна и его коалиции накануне голосования практически не осталось конкурентов. Выборы могут стать финалом напряженного политического сезона, главным событием которого стало подписание мирного соглашения об урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе. «Лента.ру» разбиралась, как могут измениться отношения Армении и России в случае победы Кочаряна, и на что делают ставку в его команде.
Финал многовекторности
После поражения в войне в Нагорном Карабахе и затяжного политического кризиса Армения пытается нормализовать ситуацию с помощью досрочных парламентских выборов. Они состоятся менее чем через две недели — 20 июня. Официальный старт предвыборной гонки был дан в понедельник, 7 июня. В борьбу за власть вступили 26 партий и блоков.
С первых дней стало понятно, что главным претендентом на пост нового премьер-министра, которому предстоит вывести страну из кризиса, будет бывший президент Армении Роберт Кочарян. За считаные дни до выборов разрыв между его политическим блоком и альянсом Пашиняна «Мой шаг» составляет всего 2 процента.
жителей готовы проголосовать за блок бывшего президента Роберта Кочаряна «Армения» на внеочередных парламентских выборах
По мнению Кочаряна, действующее правительство во главе с Пашиняном неспособно адекватно оценивать ситуацию внутри страны и выстраивать отношения с союзниками на международной арене. В свою очередь, озвучивая решение выдвинуть свою кандидатуру на парламентских выборах, Кочарян подчеркнул, что «никогда не пытался играть на всех фронтах». В дальнейшем этот призыв к отказу от многовекторных геополитических схем получил развитие и в программе блока «Армения». Кочарян и его соратники прозрачно дают понять, что Россия в современных условиях должна стать ключевым партнером Армении, которым она и была до 2018 года.
На это же указывает и телефонный разговор главного кандидата на победу в предстоящих выборах с президентом России Владимиром Путиным. В Кремле предпочитают иметь дело с сильными и системными игроками. Тогда как действующий премьер-министр Армении Никол Пашинян, пришедший к власти после «бархатной революции», не смог зарекомендовать себя таковым в глазах российских коллег.
С приходом к власти Пашиняна ориентация на Россию отошла на второй план. На первое место вышло заигрывание с НАТО и даже Турцией. Итогом этого геополитического промаха стала проигранная «своими силами» война в Нагорном Карабахе. Тогда антироссийская риторика из уст Пашиняна достигла апогея. Пытаясь оправдать проваленную военную операцию, он публично заявил о «неэффективности российских "Искандеров"» (оперативно-тактических ракетных комплексов, которые, по заявлениям Министерства обороны России, не применялись во время войны в Нагорном Карабахе — прим. «Ленты.ру»). Правда, позднее Пашинян забрал свои слова назад.
Я как армянин хотел бы, чтобы Россия в большей степени акцентировалась на выполнении своих союзнических обязательств. Но я думаю, Россия хотела сделать все, чтобы побыстрее остановить конфликт [в Нагорном Карабахе], чтобы выйти из этого неловкого формата, который сложился в результате этой войны
Такие геополитические метания не нашли поддержки ни в Москве, ни в Ереване, ни среди армянской диаспоры. Ситуация усугубилась еще и тем, что Армения, потеряв Россию как ключевого партнера на внешнеполитической арене, не приобрела серьезных союзников в лице Европейского союза (ЕС) и США. «На этом фоне разворот в сторону России, выглядит самым логичным решением, которое явно найдет поддержку у миллионов армян внутри страны и за ее пределами», — считают в блоке «Армения».
Сильная армия — крепкий мир
Партнерские отношения с Россией важны и с точки зрения укрепления военных позиций. Развитие военно-промышленного комплекса (ВПК), которое может стать локомотивом экономических преобразований, — вектор, который Кочарян озвучивал много раз.
Мои ощущения, что все-таки подавляющая часть нашего общества продолжает относиться к России как к основному гаранту безопасности в этом регионе, как к единственной стране, способной противостоять турецкой экспансии
При этом он считает вполне реалистичной идею создания еще одной российской военной базы в Сюнике. Однако для этого, по словам Кочаряна, необходимо иметь боеспособные Вооруженные силы Армении. Это позволит придать стране должный вес в стратегических союзнических отношениях с Россией. «Иначе с нами никто не будет считаться. Если мы хотим, чтобы вопросы получили полноценное решение на партнерской основе, то должны быстро восстановить армию и вместе с союзниками укреплять безопасность страны», — сказал Кочарян и добавил, что любой другой путь будет означать частичную потерю суверенитета.
Отношения с Россией могут получить развитие и в других направлениях. Во время прошедшей на днях встречи с жителями Арагацотнской области Кочарян вновь заявил о российской роли и ее влиянии на промышленность Армении: «Этот компонент нам необходим. Поскольку сейчас вся военная промышленность и промышленность в целом в России растет, мы можем найти модели более тесной интеграции».
Таких моделей действительно немало. В программе блока «Армения» Роберта Кочаряна говорится о развитии как минимум трех отраслей, в которых взаимодействие с Россией может быть по-настоящему взаимовыгодным. Это инфраструктурные проекты по строительству дорог, аграрный сектор с более тесным экспортом армянской продукции на российские рынки и здравоохранение, где опыт России также применим к армянским реалиям.
***
В случае победы Кочаряна, Россия может получить верного союзника в регионе в лице Армении, которая все более явно становится объектом притязаний со стороны Турции. Сам политик неоднократно отмечал при этом, что подавляющая часть армянского общества остается непреклонной в восприятии России как основного партнера.
Так или иначе, окончательный ответ о том, какую геополитическую ориентацию выберет Армения, дадут предстоящие парламентские выборы. Борьба за места в парламенте, а в перспективе и за право формировать правительство, уже началась. На этом фоне Армения продолжает переживать многочисленные испытания. Это означает, что победитель выборов должен будет повести страну по антикризисному пути, который позволит решить многочисленные проблемы, в том числе связанные с окончанием войны в Нагорном Карабахе и выстраиванием новой модели российско-армянских отношений.