«Грязная пепельница». Как в ЕАЭС пытаются регулировать вейпы и электронные сигареты

Фото: Toru Hanai / Reuters

Технический регламент Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который содержит обязательные требования к производству табачной продукции, был принят в 2014 году. Правила распространяются на все пять стран союза — Россию, Белоруссию, Армению, Казахстан и Киргизию. Однако, на данный момент регламент неполный: описанные в нем ограничения затрагивают только сигареты, сигары и сигариллы, а также различные виды табака и другую подобную продукцию. Вейпы, электронные сигареты и системы нагревания табака в нем не регулируется — технический регламент ЕАЭС на никотиносодержащую продукцию, в котором будут прописаны обязательные требования к ней разработают только к 4 кварталу 2022 года. В связи с этим страны-участницы вводят ограничения самостоятельно, что нередко приводит к разногласиям. Антитабачные организации в свою очередь указывают на ангажированность принимаемых решений. В проблеме разбиралась «Лента.ру».

Контекст

Строгое регулирование никотиносодержащей продукции в России ввели в июле двадцатого года, в силу оно вступило в конце января (до этого в законодательстве даже не было соответствующего термина). Согласно принятому закону, на жидкости для вейпов, кальяны или стики для систем нагревания табака стали распространяться запреты, аналогичные ограничениям на курение и продажу табачных изделий.

Похожие ограничения были приняты и в других странах ЕАЭС. В Беларуси электронные сигареты и устройства для нагревания табака начали серьёзно контролировать в 2019 году. Сейчас законы страны предусматривают регулирование производства, оборота и использования подобной продукции. В частности, в стране введен запрет на выкладку жидкостей для систем курения, а также оказание спонсорской безвозмездной помощи в виде табачных изделий и электронных систем курения.

Кроме того, как и в России, в стране действуют запрет на рекламу и продажу несовершеннолетним жидкостей для вейпов. «Парить» в Беларуси тоже можно не везде: перечень мест, где курение систем ограничено, затрагивает как подземные переходы, так и образовательные учреждения. В Армении, Казахстане и Киргизстане нагреваемый табак и электронные сигареты также классифицируются как табачное изделие и фактически приравнены к обычным сигаретам.

Фото: Unsplash

Ограничения на производство и продажу электронных систем курения, а также устройств нагревания табака тесно связаны с позицией Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). К примеру, подготовку очередных ограничений на оборот и производство продукции Минздрав анонсировал после выхода доклада ВОЗ о вреде электронных сигарет и их потенциальной опасности для детей.

Как утверждали в организации, электронные сигареты притягивают детей и подростков привлекательными ароматами и вкусами, не сообщая при этом об опасности курения. В свою очередь подростки, попробовавшие электронные сигареты, по данным ВОЗ, в дальнейшем в три раза чаще начинают потреблять табачную продукцию. Основываясь на этих данных, в Минздраве предложили ввести для электронных сигарет и систем нагревания табака обезличенные упаковки, увеличить площадь информирования о вреде курения на упаковки до 75 процентов, а также запретить использоваться ароматизаторы.

Безопасность

Относительная безопасность электронных сигарет и систем нагревания табака, на которой обычно настаивают производители серьезно влияет на потребление продукции. По крайней мере, «снижение вреда для здоровья» довольно распространенный довод среди потребителей электронных сигарет. По крайней мере, об этом свидетельствуют данные исследования Ernst & Young от 2015 года. Из 3000 опрошенных «вейперов» практически 50 процентов уверены, что вред от электронных сигарет меньше, чем от обычных. Еще 49 процентов опрошенных ответили, что «парение» помогает им бросить курить.

Фото: Hannah McKay / Reuters

Другие исследователи, правда, ставят безопасность электронных сигарет под сомнение. Ученые сходятся на том, что данных об использовании электронных сигарет для предотвращения никотиновой зависимости не так много, однако, другие риски для потребителей присутствуют. В 2019 году специалисты Гарвардского университета пришли к выводу, что жидкости для вейпа содержат следы бактериальных и грибковых токсинов, которые могут привести к развитию различных заболеваний органов дыхания, включая астму. Осенью того же года научное издание European Respiratory Journal опубликовало статью австралийских ученых, в которой утверждалось, что курение электронных сигарет может стать причиной рака легких.

Вред

ВОЗ настаивает, что все формы употребления табака, в том числе и нагреваемого, наносят вред. В организации отмечают, что табак по своей природе токсичен и содержит канцерогены даже в своей природной форме. Поэтому на изделия из нагреваемого табака, в соответствии с Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ) и национальным законодательством, должны распространяться такие же правила и меры регулирования, что и на любую другую табачную продукцию.

Решать, насколько сурово относится к электронным сигаретам и нагревателям табака в ЕАЭС, в конечном счете будет Армения. Правительство именно этой страны сейчас готовит техрегламент об обращении никотиносодержащей продукции, который будет регулировать обращение продукции на уровне Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В проекте документа, представленном в июне этого года, говорится о предельном содержании веществ, образующихся в аэрозоле в результате ее потребления, а также указано, какие ингредиенты нельзя использовать при производстве.

Фото: Tyrone Siu / Reuters

Также в документе содержатся требования к производству, маркировке и упаковке. Однако, в Евразийской антитабачной коалиции сомневаются, что технический регламент будет соразмерно строг. Причина: поведение стран участниц, которое может говорить о том, что международная табачная промышленность влияет на решения ЕЭК.

Проблемы регулирования

Среди недавних примеров, в коалиции называют заключение, которое было подготовлено под руководством министра по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Гегама Левоновича Варданяна, о наличии признаков препятствия на внутреннем рынке Союза, которые появились после того, как в 2020 году Казахстан принял Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения», где были прописаны дополнительные требования к табачной продукции, не включенные в регламент ЕАЭС.

Претензия ЕЭК заключалась в том, что после принятия Кодекса, в стране якобы появились барьеры для свободного обращения табака для кальяна. По мнению ЕЭК, барьером стало требование размещать предупреждение о вреде курения на 65 процентов площади упаковки кальяна.

В антитабачной коалиции уверены, что реальная цель этого заключения — ослабление табачного законодательства в стране, которое выгодно международным табачным компаниям. Из-за этого решения Евразийская антитабачная коалиция даже «наградила» чиновника анти-премией «Грязная пепельница».

Фото: Michaela Rehle / Reuters

В коалиции говорят о нарушении Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, которая требует от лиц, принимающих решение, ограничить контакты с табачной индустрией, а также «проявлять бдительность в отношении любых попыток табачной промышленности подорвать или свести на нет усилия по борьбе против табака».

«Мы пристально следим за протабачным сценарием, который разворачивается на площадке ЕЭК, — говорит глава Евразийской антитабачной коалиции Садыкова Джамиля. — Нас беспокоит благосклонность господина Варданяна к табачной индустрии, которая не только приглашается к обсуждению решений государств, но и явно доминирует в переговорах. При этом Минздравы некоторых стран под разными предлогами исключают из переговоров, — их как бы забывают пригласить, или не дают слова. А теперь уже и обсуждение такого важного вопроса для Казахстана, как барьерные положения Кодекса, будет идти в закрытом режиме. По факту, господин Варданян решил ограничить суверенное право страны сдерживать новый штамм табачной эпидемии — рост потребления кальяна и систем нагревания табака».

Поскольку деятельность сотрудников Евразийской экономической комиссии во многом связана с регулированием движения товаров и услуг, антитабачная коалиция предлагает создать эффективный механизм, препятствующий «сращиванию» сотрудников Комиссии и бизнеса. В частности, осуществить проверку деятельности господина Варданяна на предмет соответствия нормам Положения о Евразийской экономической комиссии, — а именно, подпункту 7 пункта 36 Положения, согласно которому член коллегии не вправе использовать свои полномочия в интересах каких-либо организаций.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше