Дефицит демократии. В Германии меняется власть. Кто поведет страну в будущее и каким оно будет?

Фото: Markus Schreiber / AP

В минувшие выходные в Германии произошло историческое событие, последствия которого пока еще трудно спрогнозировать, но уже можно почувствовать. Впервые за многие годы в стране избран парламент без Ангелы Меркель во главе. Христианско-демократический и Христианско-социальный союзы (ХДС/ХСС), которые железная фрау представляла 16 лет подряд, не смогли перебить повестку осмелевших конкурентов из числа политических новичков и, потеряв избирателей, уступили первенство давним конкурентам из Социал-демократической партии Германии (СДПГ). И хотя еще несколько месяцев Меркель будет формальным главой государства, все это время немцы неотрывно, словно за трансляцией футбольного матча, будут следить за тем, как партии делят места в правительстве и борются за кресло федерального канцлера. О том, кто в ближайшие годы будет определять политику Германии и как эта политика может измениться, — в материале «Ленты.ру».

Цифры не врут

Итоги выборов в немецкий бундестаг для политических аналитиков особым сюрпризом не стали. Голосование лишь подтвердило прогнозы социологов о катастрофическом падении рейтинга правящей ХДС после 16-летнего правления Ангелы Меркель. По сравнению с предыдущим выборным циклом 2017-го года христианские демократы просели на 9 процентов, набрав чуть больше 24 процентов голосов избирателей. В количественном исчислении потери составили более пяти миллионов голосов, ушедших к СДПГ, «Зеленым» и либералам.

При этом ХДС умудрился даже в Баварии, ключевом «домашнем» регионе, где правит союзный ХСС, показать худший результат за 70 лет. Не случайно влиятельный еженедельник Spiegel назвал поражение ХДС историческим, ведь никогда ранее за ХДС и ХСС не голосовало менее 30 процентов электората.

Олаф Шольц

Олаф Шольц

Фото: Hannibal Hanschke / Reuters

А вот социал-демократы во главе с Олафом Шольцем после провала на прошлых выборах восстановили свои позиции (25,7 процента против 20,5 процента) и теперь заслуженно празднуют победу. Однако в этой победе есть и весомая ложка дегтя. Вопреки надеждам и ожиданиям, настоящего триумфа социал-демократов на этих выборах не случилось — убежать от консерваторов из ХДС им не удалось.

1,6
процента голосов

составил отрыв Социал-демократической партии Германии (СДПГ) от Христианско-демократического союза (ХДС)

После закрытия участков, когда в штабы стали поступать экзитполы, обе партии шли фактически вровень, что заставило изрядно понервничать функционеров и технологов «красных» (по символике СДПГ — прим. «Ленты.ру»). В итоге голоса протестного электората оказались размазаны по малым партиям. Фактически СДПГ не удалось до конца выполнить главную задачу — собрать под свое крыло всех перебежчиков и разочарованных в ХДС.

Количественно депутатские мандаты семи прошедших в бундестаг партий будут представлены следующим образом. Наибольшее число мест получат социал-демократы — 206 (на 53 больше, чем в 2017 году). На втором месте — блок ХДС/ХСС с результатом 196 мест (на 50 меньше). «Зеленые» займут 118 мест (на 51 больше), Свободная демократическая партия (СвДП) — 92 места (на 12 больше), «Альтернатива для Германии» — 83 места (на 11 меньше), «Левые» — 39 мест (на 30 меньше). Одно депутатское кресло достанется представителю датского национального меньшинства из земли Шлезвиг-Гольштейн.

Общее число депутатов бундестага вырастет, но не так сильно, как опасались эксперты перед выборами. Если в текущем созыве парламент насчитывает 709 депутатов, то в новый бундестаг переедут 735 депутатов. Аналитики предрекали рост этого числа до 900 за счет малых партий, которые могли получить дополнительные мандаты в округах.

Фото: Fabrizio Bensch / Reuters

Что до организации самого избирательного процесса на этих выборах, то он был далек от идеального. Много нарушений зафиксировано в столичном Берлине. Наблюдатели назвали происходившее там «избирательным хаосом». На некоторых участках не хватило бюллетеней, из-за чего избирателей отправляли домой. Где-то бюллетени содержали ошибки, в итоге граждане стояли по несколько часов в очередях и голосовали уже после запланированного закрытия участков и объявления результатов экзитполов.

Как водится, в день голосования активизировались и леворадикальные «партизаны», настроенные на борьбу с правоконсервативной АдГ. Похоже, именно благодаря им в университетском Геттингене (Нижняя Саксония) в день выборов в бланках для подсчета голосов избирателей в списке партий не оказалось «Альтернативы для Германии» — бланки пришлось срочно переделывать. Вряд ли эти мелочи удостоятся внимания Конституционного суда Германии, так что осадок останется.

На обочине

Вопреки всем козням, малые партии показали на этих выборах свою силу, совокупно «откусив» у ХДС и СДПГ весомый пакет голосов избирателей. «Зеленые» во главе с Анналеной Бербок показали лучший результат в своей истории, улучшив результат 2017 года более чем в два раза. Голоса 14,8 процента проголосовавших избирателей дали им третье место в рейтинге после ХДС.

Правда, рассчитывали «Зеленые» на гораздо лучший результат, ведь мировая климатическая повестка, природные катастрофы, включая наводнение в Рейнском регионе, — все это благоприятствовало их рейтингам. Но если первую половину кампании эти ожидания соответствовали опросам, то ближе к финалу череда PR-провалов в руководстве «Зеленых» привела к коррекции результата.

Сопредседатели партии «Зеленых» Анналена Бербок и Роберт Хабек

Сопредседатели партии «Зеленых» Анналена Бербок и Роберт Хабек

Фото: Christian Mang / Reuters

Либеральные демократы (СвДП) под руководством Кристиана Линднера провели довольно бледную кампанию и лишь незначительно превзошли свой результат на прошлых выборах, получив 11,5 процента против 10,7 процента в 2017 году. Однако этого им хватило, чтобы обойти право-патриотическую «Альтернативу для Германии» (АдГ) и стать героями дня, вытеснив «страшных правых» на пятое место в партийном зачете.

Среди малых партий, утративших позиции на этих выборах, две заслуженно имеют репутацию пророссийских — это вышеупомянутая АдГ и леворадикальная партия «Левые». Лидеры этих партий часто публично противостоят критическим выпадам по отношению к России со стороны официального Берлина, общаются с российскими политиками, выступают в поддержку важнейших российско-немецких проектов.

АдГ хоть и потеряла относительно немного, получив 10,3 процента голосов избирателей, но при этом скатилась с позиции третьей по численности фракции в немецком парламенте на пятое место. Впрочем, подсластить пилюлю «альтернативщикам» могут результаты выборов в Саксонии и Тюрингии, где сосредоточен их ядерный электорат. По числу голосов избирателей в этих двух восточных землях АдГ обошла даже ХДС. Там партия отобрала у оппонентов ряд важных одномандатных округов и стала самой популярной политической силой.

Результат АдГ на востоке действительно впечатляющий, особенно на фоне многолетней демонизации партии в СМИ и мониторинга со стороны Федерального ведомства по защите конституции из-за «правоэкстремистских тенденций». Функционеры в Берлине оправдывают успех партии «дефицитом демократии», хотя тут могло сыграть чувство ущемленной гордости местных жителей.

Митинг партии «Альтернатива для Германии»

Митинг партии «Альтернатива для Германии»

Фото: Annegret Hilse / Reuters

Их позицию нередко клеймят позором в леволиберальных СМИ (а других в Германии по сути нет), мол, что ни делай, а они продолжают голосовать «неправильно» — за правых. Газета Morgenpost как-то даже вынесла карту Саксонии на обложку, назвав ее «позорным пятном» на теле Германии. Теперь пришла «обратка».

В Тюрингии важную роль в пользу АдГ сыграл и прошлогодний «казус Кеммериха». Тогда местный ландтаг большинством голосов избрал премьер-министром Тюрингии праволиберала Томаса Кеммериха из СвДП. Однако спустя всего 36 часов свежеиспеченный глава региона был вынужден подать в отставку. Причина — 22 голоса депутатов ландтага Тюрингии от нерукопожатной «Альтернативы для Германии», которые Кеммерих получил при избрании вместе с голосами ХДС, обойдя соперника-коммуниста.

Этого оказалось достаточно, чтобы развернуть травлю Кеммериха в федеральных СМИ, соцсетях и на улицах Эрфурта (из-за угроз левых активистов полиция взяла его детей под охрану). Хор негодующих возглавила сама Меркель, граждане с изумлением услышали из уст канцлера требование отмены итогов выборов в ландтаге. В итоге премьером правоконсервативно настроенной Тюрингии сделали левака Бодо Рамелова, причем смеха ради за него проголосовала и фракция АдГ. После этого на вопрос «дефицита демократии» избиратели Тюрингии ответили массовым протестным голосованием за АдГ на выборах в бундестаг.

Среди проигравших на этих выборах — «Левые», которые набирают всего лишь 4,9 процента голосов. За четыре года они потеряли почти половину своего электората и теперь балансируют на грани прохождения в парламент. Впрочем, по избирательному законодательству Германии, партия преодолевает пятипроцентный барьер, если получает еще три одномандатных округа. А они у «Левых» как раз есть: два в Берлине (один из которых выиграл откровенный русофил Грегор Гизи) и один в Лейпциге. Поэтому, несмотря на провал, партия все равно сформирует собственную фракцию в бундестаге.

Кто станет канцлером?

Вырвав победу по итогам федерального голосования с минимальным перевесом, СДПГ не смогла обеспечить выгодную платформу в переговорах с партнерами по формированию правящей коалиции. И теперь этот результат подвешивает шансы кандидата в канцлеры от СДПГ Олафа Шольца стать канцлером, даже несмотря на то, что персональный рейтинг Шольца повыше, чем у Армина Лашета из ХДС.

После подсчета голосов Шольц выдал журналистам домашнюю заготовку, озвучив предложение либералам и «Зеленым»:

Избиратели очень четко сказали, кто должен сформировать следующее правительство. СДПГ, СвДП и «Зеленые» добились значительного роста. Эти три партии должны возглавить следующее правительство. ХДС и ХСС получили сигнал от граждан, что им больше не следует быть в правительстве

Но и кандидат в канцлеры от ХДС Лашет сдаваться не собирается, ведь у него есть пока призрачный, но теоретически реальный шанс на «Ямайку» — так по цветам партий называют возможную коалицию между ХДС, СвДП и «Зелеными». Уже понятно, что идеологическим обеспечением такого проекта станет «левая угроза». Сразу после выборов Лашет заявил: «Голосование за ХДС — это голосование против левого федерального правительства. Вот почему мы сделаем все, что в наших силах, чтобы сформировать федеральное правительство под руководством Союза».

Армин Лашет участвует в голосовании

Армин Лашет участвует в голосовании

Фото: Thilo Schmuelgen / Reuters

Решающим фактором в формировании правящей коалиции станет позиция «Зеленых» и СвДП, именно с их лидерами будут вести тяжелый и долгий торг и Шольц, и Лашет. Будущее пока туманно, а сегодня ясно одно — страну ждет жесткая борьба за место канцлера, которая может продлиться несколько месяцев. До достижения компромисса Ангела Меркель формально будет сохранять место канцлера. В немецком обществе, без сомнения, будут следить за этой борьбой с не меньшим азартом, чем за матчами Бундеслиги.

Вне зависимости от того, кто станет канцлером, Лашет или Шольц, каких-то видимых изменений в Германии ожидать не стоит, двухпартийная политическая система слишком устойчива и инерционна для резких телодвижений. Поколебать ее может лишь сокрушительная победа на выборах одной из малых партий в период суперкризиса, чего пока в ближайшей перспективе не наблюдается.

Другое дело, что противоречивые тренды, приведшие к оттоку избирателей от ХДС и СДПГ к малым партиям, никуда не денутся. Федеральное правительство все также продолжит тянуть на себе экономику еврозоны, порой в ущерб собственному бизнесу и среднему классу, все также продолжит принимать беженцев, способствуя замещению населения, все также продолжит внедрять климатическую повестку, подсаживая немцев на возобновляемые, но крайне дорогие источники энергии. И, разумеется, населению не стоит ждать послаблений в случае прихода новых ковидных волн. Ответственность за негативные последствия леволиберальной политики ляжет на большие партии, что будет способствовать дальнейшему размыванию их электоральной базы в пользу более мелких новых игроков.

Новая конфигурация власти в Берлине также слабо повлияет и на российско-немецкие отношения, которые давно находятся в стадии вялотекущей стагнации, что на данном историческом этапе, похоже, устраивает всех. Вне зависимости от фигуры нового канцлера, политический диалог между Москвой и Берлином будет продолжен, а жизненно важные инфраструктурные проекты, такие как «Северный поток-2», будут реализовываться. Некоторое обострение критики Москвы все же возможно — за счет усиления «Зеленых», лидеры которых известны своей русофобией. Однако вряд ли их голоса будут услышаны в элитах, которые определяют реальную экономическую политику Германии.

***

За последние 20 лет политический центр в Германии ощутимо сместился влево. То, что раньше было респектабельно-центристским, сегодня ушло далеко вправо. Позиция ХДС 1980-х годов сегодня воcпроизводится в программе АдГ и наоборот — то, что раньше можно было слышать из уст леворадикалов, все чаще изрекают политики-центристы. Всеобщее полевение глубоко изменило сознание политического класса Германии, и с неизбежностью прорастает в реальности. Успех партии «Зеленых», с радикальной экогендерной программой, за которую голосует молодой (до 35 лет) и образованный избиратель, показывает, кто будет претендовать на политическое лидерство в ближайшем будущем.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше