После безумного 2020 года, названного худшим в истории человечества, от 2021-го ждали облегчения. Но говорить о нем можно лишь частично: пандемия коронавируса все еще не закончилась, границы многих стран приоткрылись, но не для всех, глобальная экономика страдает от сбоев в поставках и нехватки важнейших материалов и комплектующих, главные из которых — микросхемы, необходимые для производства множества товаров. Во второй половине года Европа погрузилась в энергетический кризис, а цены на газ били многолетние рекорды. Большая часть того, что происходило в уходящем году, стало полной неожиданностью, но даже в такой ситуации экономисты раз за разом берутся предсказывать будущее. Стин Якобсен из датского Saxo Bank по традиции выбрал 10 невероятных событий, которые едва ли произойдут в действительности, и предложил представить, что будет, если это все-таки случится. Центральную роль в его «безумных предсказаниях» (так они официально и называются) играет экономика, а России всегда уделяется немало внимания. Остроумие и отвага — в материале «Ленты.ру».
Кто будущее помянет
Лишь единицы из прежних прогнозов Якобсена стали реальностью, над остальными по прошествии времени можно только посмеяться. В прошлом году датчанин предсказывал, что восстановление мировой экономики от одного кризиса сразу же обернется другим из-за перегрева, виной которому избыточные меры поддержки правительств и избыточное кредитование. Amazon в 2021 году должен был «купить» целый Кипр, добившись от местных властей невиданных льгот, Франции было уготовано банкротство на государственном уровне, а всему миру — обретение энергетической стабильности за счет изобретения термоядерного реактора.
Искусственный интеллект должен был оставить без работы миллионы людей по всему миру, и чтобы как-то смягчить неравенство, власти стран — одна за другой — начали бы внедрять безусловный базовый доход: выплаты жителям без каких-либо дополнительных условий. Единственное прошлогоднее предсказание, приблизившееся к реальности, — запуск в Китае цифрового юаня. Его пока так и не случилось, но Пекин уверенно закрепился среди лидеров по разработке крайне популярных в 2021-м цифровых валют центральных банков (CBDC).
Центральной темой предсказаний Якобсена на 2022 год стала революция. «В нашем обществе и экономике, которые страдают от неравенства, растет напряжение. А учитывая неспособность нынешней системы решить эту проблему, а также нашу потребность смотреть в будущее с фундаментальной точки зрения, вопрос о возможности революции даже не стоит, непонятно пока лишь, когда и как она произойдет», — утверждает главный экономист Saxo Bank.
Мир раздирает настоящая культурная война, уверен он, а линия боевых действий теперь проходит не только между богатыми и бедными, но также и между молодыми и старыми, квалифицированными сотрудниками и рабочим классом. Сражаются не только люди: свободный рынок борется с государственным вмешательством в экономику, инфляция — с дефляцией, и даже обратный выкуп собственных акций для распределения между собственниками соперничает с инвестициями в развитие компании.
На паузу
В такой ситуации необходимо меняться самим и менять все вокруг себя, настаивает Якобсен. Но некоторые наиболее радикальные изменения все же придется отложить. Среди них, планы по зеленому переходу — отказу от использования ископаемого топлива в пользу возобновляемого. На фоне растущей инфляции политикам придется осознать, что «чистая» энергетика слишком дорого обойдется их странам, и без того ослабленным пандемией. Вложения в уже знакомые углеводороды к тому же позволят сохранить рабочие места. Смена тактики приведет к восстановлению предложения нефти и газа, из-за чего цены на мировых рынках пойдут вниз.
Изначальные цели Международного энергетического агентства (МЭА) предусматривали снижение потребления нефти на 29 процентов и газа на 10 процентов уже к 2030 году. Еще через 20 лет планировалось достичь углеродной нейтральности, при которой вредные выбросы либо снижаются, либо компенсируются, например, высадкой деревьев. По прогнозу Якобсена, планку придется сдвинуть на пять лет по нефти и на 10 лет по газу. Послабления коснутся и угля, по-прежнему занимающего важное место в мировой энергетике и служащего сырьем для производства электричества и тепла. Банкам и другим крупнейшим инвесторам снова разрешат вкладываться в «грязные» проекты, а модные принципы ESG (экологической, социальной и управленческой ответственности организаций) отойдут на второй план.
Настоящее потрясение ждет главную социальную сеть мира — созданный Марком Цукербергом Facebook. Пользователи начнут массово уходить с платформы в знак протеста против ненадлежащего отношения к персональным данным, и вернуть их не удастся даже с помощью ярких маркетинговых ходов и сервисов недавно созданной метавселенной. По данным недавних опросов, Facebook регулярно открывают только 27 процентов подростков по всему миру — против 94 процентов в 2012-м. Молодым пользователям скучно смотреть ленту одинаковых новостей, и они отдают предпочтение другим соцсетям, в первую очередь TikTok и Snapchat, говорит Якобсен.
Экономист сравнил поведение социальных платформ с действиями табачных компаний, несколько десятилетий назад столкнувшихся с выходом на рынок множества новых игроков. Они вынуждены были привлекать молодежь, но в отличие от них политику Facebook сложно назвать успешной, и в 2022 году инвесторы наконец осознают это. Попытка подмять под себя конкурентов не поможет, уверен Якобсен, корпорация подешевеет как минимум на 30 процентов, и единственное, что можно сделать в данной ситуации, — начать позиционировать ценные активы, в первую очередь Instagram, в качестве отдельных независимых проектов.
Трудности за бугром
Нелегко придется и США. Страна погрузится в политический кризис из-за оспаривания обеими партиями результатов промежуточных выборов в Конгресс. События января 2021-го, когда сторонники бывшего президента Дональда Трампа штурмовали Капитолий, пытаясь не допустить передачу власти, не пройдут бесследно. И демократы, и республиканцы попытаются всеми силами снизить явку избирателей, а затем и обернуть подсчет голосов в свою пользу. В результате итоги выборов снова будут поставлены под сомнения, но на этот раз дело зайдет куда дальше: 3 января 2023-го Конгресс не сможет приступить к работе, а президент Джо Байден сохранит власть лишь благодаря особому указу. Нельзя исключать даже выступления конгрессменов против Верховного суда. Стин Якобсен называет такое положение дел «приостановкой демократии» и предсказывает резкое ослабление доллара по мере того, как международные инвесторы начнут переводить деньги в активы более спокойных стран.
составит рост зарплат и инфляция в США в 2022 году, по прогнозу главного экономиста Saxo Bank Стина Якобсена
В то же время инфляция в США достигнет небывалых 15 процентов (при ориентире в два процента годовых), и причиной тому станут не макроэкономические факторы, а состояние рынка труда. Американцы воспользуются дефицитом рабочей силы, возникшим на фоне пандемии коронавируса. В прошлом году число занятых сильно сократилось из-за множества ограничений и временного закрытия предприятий, в первую очередь в сфере услуг. Экономисты ждали, что после их снятия люди вернутся на работу, но в реальности многие вышли на пенсию или предпочли получать пособие. В итоге около половины освободившихся вакансий так и остаются не занятыми, что позволяет квалифицированным работникам повышать требования к работодателям и зарплатные ожидания.
По прогнозу Якобсена, оплата труда в США в среднем вырастет на те же 15 процентов, и страна повторит ошибки начала 1970-х. Реакция Федеральной резервной системы во главе с Джеромом Пауэллом окажется запоздалой и недостаточной: базовая ставка незначительно поднимется, но не сможет остановить рост цен. Многие ценные бумаги и биржевые фонды на них потеряют привлекательность (доходность будет «съедаться» инфляцией), а выпускающие их компании лишатся доступа к финансированию.
В свою очередь Европа изобретет революционный способ оздоровить экономику после всех потрясений. Брюссель создаст суперфонд, призванный решить климатические проблемы и обеспечить оборону Евросоюза. Коренное отличие от всех предыдущих подобных инициатив будет заключаться в источнике средств. Им выступят не налоги и не взносы государств-членов союза, как было раньше, а пенсионные отчисления, хранящиеся в частных фондах. Управляющие ими компании получат предписание направлять часть взносов от клиентов старше 40 лет в облигации суперфонда. Так европейская экономика получит «длинные» деньги, которые выровняют доходность на местном рынке и позволят активно развиваться оборонным, строительным и энергетическим компаниям.
Бабий бунт
На фондовом рынке произойдет еще одна революция, подобная январскому восстанию трейдеров-самоучек с форума Reddit. Те принялись массово скупать акции компаний, в которые никто не верил, и опционы на них, тем самым «наказывая» игравшие на понижение крупные фонды. Бумаги росли в цене и приносили управляющим большие убытки. Теперь же за дело возьмутся женщины, сидящие на все том же Reddit. Их тактика окажется противоположной и будет направлена на компании, не заботящиеся об установлении гендерного равенства и допускающие порочные практики.
Женщины-трейдеры, сумевшие благодаря природной бережливости скопить больший капитал, начнут открывать короткие позиции по акциям таких компаний, продавая взятые в долг у брокера бумаги. После снижения цены акции будут приобретаться обратно. Таким образом, атака будет направлена не против вложившихся в отдельные активы фондов, а против самих корпораций. В то же время «правильные» компании, заботящиеся о женщинах среди сотрудников и потребителей, напротив, получат дополнительные инвестиции от «женской армии» Reddit. По мнению главного экономиста Saxo Bank, такой ход может побудить бизнес к реальным переменам и установить «гендерный паритет» на фондовом рынке.
На другом конце Земли в 2022 году будут рушиться геополитические стереотипы и существующие порядки. Индия вступит в Союз сотрудничества арабских государств Персидского залива (GCC) в качестве члена без права голоса. Такое сотрудничество будет выгодно всем участникам: Дели получит надежную сырьевую базу, а также инвестиции в инфраструктуру и сельское хозяйство, арабские страны — технологии от одного из ведущих мировых игроков. К тому же стороны получат возможность выйти на рынки друг друга в различных секторах экономики. Так мир получит еще один политико-экономический полюс в дополнение к США, ЕС и Китаю.
На здоровье
Своя революция случится и в музыкальном мире. Завоевавшая в 2021 году популярность технология NFT (невзаимозаменямых токенов) позволит музыкантам отказаться от размещения композиций и альбомов на стриминговых сервисах, забирающих сейчас 75-95 процентов доходов, и продавать их слушателям напрямую. Нынешняя модель не устраивает авторов, поскольку предполагает распределение взносов слушателей в зависимости от доли исполнителя на рынке вместо абонентской платы за прослушивание конкретной композиции. До сих пор NFT, подтверждающий право собственности на тот или иной актив цифровым образом, использовался небольшим количеством артистов. Теперь же технология станет массовой, а стриминговые платформы вроде Spotify и Apple Music окажутся под ударом. Если инициативу поддержат артисты по всему миру, им и вовсе может грозить банкротство, уверен Якобсен.
Тем временем над миром нависнет опасность новой холодной войны и гонки вооружений — теперь уже гиперзвуковых. Их испытания уже проводит Китай, а Россия обещает представить образцы в скором будущем, что не может не вызывать беспокойства у США и Европы. Единственным шансом человечества в таком случае останется надежда на новый статус-кво за счет широкого распространения как наступательных, так и оборонительных образцов.
Вопрос о возможности революции даже не стоит, непонятно пока лишь, когда и как она произойдет
Однако отчаиваться все же не стоит: одновременно с военной индустрией прорыв случится и в медицине. Именно в 2022 году будет сделано открытие, которое позволит уже в обозримом будущем продлить среднюю продолжительность жизни на 25 лет. Кроме того, ученые заметно продвинутся в борьбе с целым набором заболеваний, в том числе сердца и мозга, а революционный метод редактирования ДНК позволит замедлять старение за счет «переписывания» существующих клеток.
Вместе с тем правительствам придется решать новые проблемы: что делать с резко увеличившимся населением планеты, как выплачивать всем пенсии, где брать новые рабочие места и ресурсы и как в таких условиях бороться с глобальным потеплением. То, что на первый взгляд кажется благом, может обернуться серьезными проблемами, предупреждает Якобсен.
Он уверен, что 2022-й станет годом прорывов и переворотов сразу во многих областях. Некоторые из них окажутся полезными, другие грозят стать разрушительными. В любом случае мир в версии банкира не будет прежним. И даже если большинство его предсказаний как обычно не сбудутся, мы все сможем расширить свое представление об окружающей действительности.