В прокате уже бьет рекорды и сводит с ума фанатов очередной комиксный блокбастер Marvel «Человек-паук: Нет пути домой» с Томом Холландом. «Лента.ру» рассказывает, почему этот гранд-финал новой трилогии о приключениях Питера Паркера намного больше напоминает непомерно раздутый скетч из вечернего телешоу.
Если кто-то забыл или не знал, напоминаем: Человек-паук (Том Холланд) лишился своего инкогнито. Случилось это из-за того, что в финале прошлого фильма умирающий злодей Мистерио (Джейк Джилленхол) сообщил всему миру, что Паука зовут Питер Паркер. Теперь под окнами героя дежурят толпы как фанатов, так и довольно агрессивных хейтеров. Также ему угрожают судебные иски, с которыми, правда, удается стремительно покончить, переложив ответственность на сотрудника «Щита» Хэппи (Джон Фавро). Однако законом проблемы Питера не ограничиваются. Дело в том, что его и его друзей Эм Джей (Зендея) и Неда (Джейкоб Баталон) не принимают в Массачусетский технологический.
Вместо того чтобы пожаловаться руководству вуза на произвол приемной комиссии или сделать еще что-то подобающее случаю, Питер отправляется в гости к Доктору Стрэнджу (Бенедикт Камбербэтч). Паркер просит чародея стереть знание о его досадном разоблачении из памяти населения земного шара, но в процессе заклинания делает еще ряд поправок в пространственно-временной континуум. Такая несобранность юноши приводит к катастрофическим последствиям. Между мирами трескаются границы, и вот по местному хайвэю уже вышагивает на своих металлических щупальцах Доктор Осьминог (Альфред Молина). Он в упор не признает Паука с лицом Холланда, поскольку привык к физиономии Тоби Магуайра. Гости все прибывают, но вместо того, чтобы отправить их к праотцам, Паркер решает заняться перевоспитанием негодяев.
Кадр: фильм «Человек-паук: Нет пути домой»
Экспансия Marvel все больше напоминает военные действия. Продюсерские усилия Кевина Файги уже невозможно воспринимать с позиций остроумия — только как проявления грубой силы, которой инстинктивно хочется сопротивляться. Касается это не только критиков, которым вредничать положено по работе, но и зрителей, чья усталость тоже стабильно возрастает — судя по падениям кассовых сборов фильмов и рейтингов сериалов Marvel. Особенным отчаянием накрывает оттого, что функция «вовремя уйти на пике» у Файги принципиально отсутствует, а значит придется еще довольно долго дожидаться настоящего краха марвеловского колосса. На фоне зреющего не первый год кризиса франшизы Человека-паука принято считать за героя, почти не относящегося к неповоротливой киноимперии — или, во всяком случае, проживающего где-то на ее отдаленной окраине. В терминах военного времени это летучее (простите за каламбур) подразделение, юркий шпион, свой среди чужих.
Кадр: фильм «Человек-паук: Нет пути домой»
Именно таким четыре года назад Питера Паркера создал режиссер Джон Уоттс, надежно вооружившись инструментарием фильмов для детей и юношества своего тезки Хьюза. Значительная часть успеха этой части мегаломанской франшизы — заслуга Тома Холланда, артиста замечательного обаяния, неизбежно теряющего с каждым годом юношескую наивность. Придя на проект, он был 21-летним парнем, получившим первую главную роль. Теперь он подающая надежды звезда, у которой на носу несколько блокбастеров, включая «Анчартед». То же отчасти касается и сыгравшей Эм Джей Зендеи, которая вынуждена вернуться к роли хлопающей глазами школьницы после куда как более смелой «Эйфории».
Кадр: фильм «Человек-паук: Нет пути домой»
В свете всего вышеизложенного «Нет пути домой» был задуман как гранд-финал новой паучьей трилогии. Причем идея была в том, чтобы не списывать Паркера со счетов совсем, но вывести в финале на некоторое время из игры, оставить про запас — на закуску новому «Веному», например. Понятно, что трагический финал дилогии Марка Уэбба с Эндрю Гарфилдом и концовка трилогии Сэма Рейми с Тоби Магуайром накладывали некоторые обязательства; повторять за ними было бы совсем некрасиво. Поэтому Файги сотоварищи придумали по-своему красивый ход, превратив «Нет пути домой» почти что в советскую новогоднюю комедию вроде «Чародеев» — только (по несчастью или к счастью) без песен. Для этого, правда, придется перетерпеть вступление к истории, содержащее необходимые функциональные ходы. К таковым на сей раз относится первое появление Сорвиголовы (Чарли Кокс) из уже закрытого сериала Netflix и в меру эффектный тизер нового фильма про доктора Стрэнджа.
Судя по бешеной заполняемости залов на сеансах «Нет пути домой» любой зритель обречен на впечатления, сравнимые с присутствием на вручении какой-нибудь русской поп-премии
Как только на экране появляется кто-то из героев прошлых фильмов про Паука, публика радостно кричит и принимается аплодировать, разбрасывая вокруг себя попкорн. Такой формат кинопоказа может оказаться как невероятно раздражающим, так и вдохновляюще заразительным. Удержаться от радостной улыбки, когда в кадр входят Альфред Молина и Уиллем Дефо, действительно сложно — да и не нужно. Другое дело, что кроме них предлагается испытать эйфорию от прочих гостей из прошлых фильмов, а это уже сложновато. Гвоздь программы — троица Питеров Паркеров, устраняющая беспорядок под девизом «Лечить, а не мочить».
К этому моменту уже совершенно очевидно, что даже той сомнительной легкости, которая была в прошлых фильмах трилогии, здесь нет и в помине. И без того небезупречный сюжет одышливо буксует и с каждой минутой только растет вширь. Паркер пройдет по всем необходимым реперным точкам, включая трагическую смерть близкого человека (чью — ради приличий умолчим). Но вся эта иллюзия истории нужна только ради встречи выпускников — мероприятия по своему милого, но больше подходящего вечернему телешоу, а не многомиллионному блокбастеру. Здесь самое время вспомнить, как совсем недавно все ругались на воссоединение «Друзей», обвиняя авторов и актеров в халтуре. На фоне «Нет пути домой» кажется, что новый эпизод вряд ли стал бы меньшим злом, чем час бессмысленных разговоров на диване. Если же вернуться к приключениям Питера Паркера, то нашествие злодеев из соседних фильмов имеет и еще один неожиданный оттенок. Дело в том, что почти все гости извлечены из своих вселенных за минуту до собственной смерти, так что веселиться два с половиной часа нам предлагается в компании едва живых мертвецов. Почему-то кажется, что есть и более задушевные способы провести ближайшее Рождество.
Фильм «Человек-паук: Нет пути домой» (Spider-Man: No Way Home) вышел в российский прокат