«Так быть не должно» Наркоторговцы и мошенники предлагают свои услуги в Facebook и Instagram. Как их остановить?

Фото: John Smith / VIEWpress / Getty Images

Доходы крупных технологических компаний во многом зависят от рекламы. Только за третий квартал 2021 года американские корпорации Google и Meta (бывшая Facebook) заработали на рекламе миллиарды долларов. Среди их рекламодателей есть откровенные мошенники и наркоторговцы. Уловки злоумышленников становятся все более изощренными, нередко аферисты прикрываются именами известных личностей, чтобы завоевать доверие пользователей. Число жертв такой рекламы с каждым годом растет, и со стороны властей все чаще звучат призывы обязать площадки отвечать за весь размещаемый на них контент. Должны ли IT-гиганты нести ответственность за недостоверную рекламу и можно ли остановить поток мошеннических объявлений, разбиралась «Лента.ру».

«Вводят людей в заблуждение»

В феврале 2022 года австралийский бизнесмен Эндрю Форрест, заработавший состояние на добыче железной руды, подал в суд на компанию Meta за размещение в социальной сети недостоверной рекламы криптовалюты с его изображением. Авторы объявления, прикрываясь именем известного миллиардера, приглашали австралийцев принять участие в незаконной криптовалютной схеме, чтобы якобы заработать большие деньги.

История разбирательств Форреста с Meta длится не первый год. Еще в ноябре 2019 года бизнесмен написал главе корпорации Марку Цукербергу письмо и попросил пресечь деятельность кибермошенников, которые используют его фотографию для рекламы. Однако технологический гигант так и не смог справиться с задачей: объявления с фотографией Форреста продолжали появляться в соцсетях. Тогда миллиардер решил обратиться в суд.

Похожая ситуация произошла и с создателем мессенджера Telegram Павлом Дуровым. В июне 2020 года он заявил, что Meta и принадлежащая ей компания Instagram зарабатывают на мошеннических смехах, запускаемых от его имени.

Эндрю Форрест

Эндрю Форрест

Фото: Ben Makori / Reuters

«Мошеннические схемы одобряются модераторами Facebook, получая официальный статус рекламных объявлений и тем самым вводя в заблуждение людей. Среди потерявших деньги в результате этих схем — пожилые люди и пенсионеры», — написал бизнесмен. Он уточнил, что, несмотря на многочисленные жалобы пользователей, компании продолжают продвигать подобные объявления.

Для примера Дуров опубликовал скриншоты рекламы из Instagram, в которой от его имени продвигали мошенническую платформу для заработка. Создатели объявления использовали фотографию создателя Telegram и его выдуманную цитату. Ведущее на мошеннический сайт объявление посмотрели не менее 82 тысяч раз.

«Мне надоело бездействие властей. Количество бедных растет, в то время как олигархи покупают себе все больше яхт и коттеджей. Мне обидно, что в такой большой стране так мало справедливости. Поэтому мы разработали специальную платформу. Она позволит каждому россиянину жить так, как он или она хочет. Каждый участник будет получать от 9 до 30 тысяч рублей уже в первый месяц», — гласил текст мошеннической рекламы с Павлом Дуровым

Жертвой «платформы Дурова» стала 65-летняя россиянка по имени Ирина. В разговоре с «Известиями» женщина призналась, что она перешла по ссылке из рекламы, потому что ее заинтересовало предложение заработать много денег. Почти сразу же после заполнения анкеты на сайте с Ириной связались мошенники, которые обманным путем заставили ее взять кредит в банке почти на 200 тысяч рублей.

Павел Дуров

Павел Дуров

Фото: Globalloookpress.com

От действий злоумышленников, использовавших фотографию Дурова, также пострадал бывший глава Рузского городского округа Подмосковья Максим Тарханов. Мошенники предлагали ему инвестировать деньги в акции и утверждали, что используют для участия в торгах робота, которого якобы создал Дуров. Чтобы начать инвестировать, он должен был пополнить счет.

После того как Тарханов перевел средства, аферисты попросили его назвать данные банковской карты. Заподозрив неладное, мужчина попытался вернуть переведенные средства, но в ответ мошенники положили трубку. После этого он неоднократно пытался связаться с авторами объявления, но так и не смог получить деньги назад. В результате Тарханов обратился в полицию.

По мнению Дурова, Меta должна выплачивать компенсации всем жертвам за ущерб, нанесенный нелегальными объявлениями. Всем, кто сталкивался со случаями распространения мошеннической рекламы на этой платформе, необходимо сохранять информацию о них, чтобы потом в будущем использовать ее в суде против корпорации, считает бизнесмен.

Миллиардная прибыль

Суммы, которые получают IT-гиганты за рекламу, весьма внушительны. Так, например, компания Alphabet, владеющая Google, за третий квартал 2021 года заработала 53,13 миллиарда долларов на рекламных объявлениях. Менее впечатляющие результаты были у Meta, основной источник доходов которой составляет реклама. Выручка корпорации Цукерберга за тот же период составила 28,27 миллиарда долларов.

В Meta заявили, что этот показатель мог бы быть выше, если бы не принятые в апреле того года новые правила конфиденциальности Apple. Нововведения позволили пользователям самостоятельно решать, хотят ли они, чтобы приложения отслеживали их активность или нет. По словам представителей Apple, эти правила ориентированы на защиту конфиденциальности клиентов.

Главный операционный директор Meta Шерил Сэндберг отметила, что из-за изменений в политике конфиденциальности корпорация столкнулась сразу с двумя трудностями. «Одна из проблем заключается в том, что точность таргетинга нашей рекламы снизилась, что увеличило затраты на достижение результатов для наших рекламодателей. А другая заключается в том, что измерить эти результаты стало сложнее», — объяснила она.

Шерил Сэндберг

Шерил Сэндберг

Фото: Philippe Wojazer / Reuters

Сэндберг предположила, что этот эффект продолжит негативно влиять на выручку Meta. При этом она заверила, что компания будет делать все возможное, чтобы продажи рекламы росли. «Мы считаем, что Facebook и Instagram по-прежнему являются лучшими платформами для рекламодателей, позволяя им охватывать как можно больше людей и получать измеримые результаты», — подчеркнула она.

Google же не планирует останавливаться на достигнутом: компания намерена и дальше увеличивать доходы от рекламы. В этом деле корпорация готова поступиться интересами пользователей. Так, IT-гигант анонсировал в ноябре 2020 года перевод своего браузера Сhrome на новую платформу расширений под названием Manifest V3.

Разработчики обещают, что платформа сделает расширения для Сhrome более производительными и безопасными, но на самом деле Manifest V3 будет контролировать скачивание нежелательных для себя приложений. В частности, с помощью этой платформы Google ограничит работу блокировщиков рекламы, то есть фактически заставит людей смотреть рекламу, не предоставляя возможности этого избежать.

«С легкостью пропускают противозаконный контент»

Технологические корпорации получают миллиарды долларов за счет рекламы, но ее содержание их мало волнует. Халатностью модераторов площадок активно пользуются кибермошенники: с помощью объявлений они пытаются переманить людей на сторонние сайты, чтобы затем попытаться украсть их деньги.

У каждого IT-гиганта есть специальная служба модерации, которая отсматривает каждое предлагаемое пользователям рекламное объявление и проверяет, соблюдает ли оно правила площадки. Однако во многих случаях модераторы действуют недобросовестно, обратил внимание директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров (АППСИМ) Владимир Зыков в беседе с «Лентой.ру».

Проблема в том, что очень часто, даже регулярно, на площадках появляется разная мошенническая реклама. Например, реклама по поиску наркокурьеров, реклама интернет-казино и так далее. Площадки с легкостью пропускают у себя через службу модерации опасный противозаконный контент откровенно мошеннического толка

Владимир Зыков

Нередко аферисты используют имена известных людей, чтобы ввести пользователей в заблуждение. Например, осенью 2019 года в Instagram распространилась реклама с блогером и журналистом Юрием Дудем. На плохо смонтированных кадрах интервьюер, появляясь в разной одежде, просит людей перейти по ссылке и принять участие в платном фейковом опросе. Чтобы уберечь пользователей от мошенников, зарабатывающих на его имени, блогер разместил у себя на странице в Instagram пост с призывом не вестись на рекламу. «Поскольку все люди разные, поскольку в интернете (к счастью) все больше новичков и просто неискушенных пользователей, оказалось, что не все понимают, что это фейк. (…) Разумеется, в этом ни в коем случае не надо участвовать», — написал он.

В социальной сети публиковали и пост с конкурсом, который якобы объявил у себя на странице юморист и телеведущий Максим Галкин. Всех, кто хотел участвовать в нем, просили перевести небольшую денежную сумму для идентификации личности. Мошенники обещали пользователям большие выигрыши и прикрывались именем Галкина, хотя на самом же деле артист не имел к этому конкурсу никакого отношения.

Фото: Shutterstock

Директор АППСИМ также заметил, что с недавних пор мошеннические объявления стали носить политический характер. «Вот сейчас активно показывают рекламу, в которой президент России Владимир Путин говорит какую-то подводку, а дальше включается закадровый ведущий, который рассказывает о том, что всем российским гражданам положены какие-то выплаты от "Газпрома"», — поделился Зыков.

Появление мошеннической рекламы на площадках показывает, что компании очень халатно относятся к своим пользователям, и так быть не должно. Не должно быть ситуации, при которой пользователи считают, что раз реклама показывается, то, значит, это нормально и это не мошенничество. Очень плохо, что американские компании ведут себя так безответственно по отношению к пользователям

Владимир Зыков

Иногда в популярных соцсетях появляются и объявления, которые подстрекают людей к незаконным действиям — в таком случае АППСИМ обращается в госорганы и требует заблокировать их. «В январе 2021 года площадки пропускали рекламу обращения Алексея Навального к гражданам России с тем, чтобы они выходили на улицы и там бастовали. Ассоциация обращалась в ФАС (Федеральную антимонопольную службу — прим. «Ленты.ру») из-за подобной рекламы», — отметил Зыков.

IT-корпорации даже допускают на свои площадки наркоторговцев. Так, в 2020 году некоторые пользователи Facebook натыкались на рекламу якобы онлайн-радиостанции. «Лучший стафф от Лидера Рынка XTC! Настройся на свою волну», — гласил текст объявления. Ссылка, указанная под постом, вела на ресурс, внешне похожий на сайт радиостанции. На нем было пять плейлистов с названиями известных наркотиков. Сразу под ними располагался большой баннер, нажав на который можно было попасть на страницу даркнет-магазина, торгующего запрещенными веществами, или в его Telegram-аккаунт.

После многочисленных жалоб администрация соцсети удалила рекламу и заблокировала страницу, разместившую ее. Реклама магазина наркотиков, замаскированного под онлайн-радиостанцию, просуществовала на площадке не менее недели, хотя в правилах Facebook четко указано, что все объявления проверяются перед публикацией.

Фото: Justin Sullivan / Getty Images

Весной 2021 наркоторговцы начали экспансию на Instagram. При помощи рекламных сторис злоумышленники мотивировали пользователей становиться наркокурьерами. Администрация Instagram не спешила блокировать незаконные объявления, пока в ситуацию не вмешался Роскомнадзор. Регулятор направил руководству Meta письмо с требованием принять все необходимые меры для удаления этой рекламы — только после этого объявления пропали с площадки.

А зимой того же года отличился видеохостинг YouTube. На платформе начали рекламировать видеоролики, содержащие информацию об изготовлении коктейлей Молотова. Такие объявления заметили жители Белгородской, Воронежской и Тамбовской областей. Глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина обратилась в Генпрокуратуру и попросила заблокировать опасную рекламу.

Тревожная статистика

Согласно отчету Федеральной торговой комиссии (FTC) США, количество американцев, ставших жертвами онлайн-мошенников, с каждым годом неуклонно растет. Как установили эксперты, только за 2021 год жители Штатов потеряли 770 миллионов долларов по вине злоумышленников. При этом в 2020 году количество жертв онлайн-мошенников в США было в два раза меньше, а в 2017 году — в 19 раз меньше.

Более 95 тысяч пострадавших американцев заявили, что аферисты впервые связались с ними именно в социальных сетях. Особой популярностью у киберпреступников пользуются такие платформы, как Facebook и Instagram.

Многие американцы, которые заявили о денежных потерях в результате онлайн-мошенничества, рассказали, что к аферистам их привел пост, сообщение или реклама на площадках

Не менее серьезная обстановка сложилась и в Великобритании. Там, по данным агентства Reuters, только за первые шесть месяцев 2021 года киберпреступники похитили у доверчивых жителей страны рекордную сумму — один миллиард долларов. Эта цифра на 30 процентов превышает показатель за тот же период 2020 года и на 60 процентов — показатель 2017 года.

Владимир Зыков

Владимир Зыков

Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

На тревожные данные статистики обратили внимание британские законодатели. По их мнению, борьба должна вестись не конкретно с онлайн-мошенниками, а с компаниями, которые позволяют им обманывать людей. В частности, власти Соединенного Королевства хотят заставить IT-гигантов отвечать за размещаемую на их площадках рекламу. Они также настаивают на том, чтобы компании выплачивали компенсацию всем, кто пострадал от мошеннической рекламы.

Российские власти согласны с такой позицией: технологические корпорации, зарабатывающие на пользователях, должны гарантировать им безопасность. Однако, в отличие от британских, они выступают за принцип саморегулирования соцсетей, закон о котором вступил в силу в России с 1 февраля 2021 года. Он обязывает владельцев соцсетей самостоятельно выявлять и блокировать незаконный контент, в том числе и противоправную рекламу. Если же компания затрудняется в оценке материала, то она может попросить помощь у Роскомнадзора.

Слишком жесткая мера

О том, что IT-гиганты должны нести ответственность за любую появляющуюся на их платформах рекламу, говорят не только власти, но и эксперты. Заместитель гендиректора Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), член Общественной палаты России Сергей Гребенников в беседе с «Лентой.ру» заявил, что соцсети сегодня являются не просто площадками для общения и размещения контента и рекламы, а полноценными медиа, которым доверяют люди.

Если я являюсь пользователем Facebook, Google, Яндекса, «ВКонтакте», то я, соответственно, доверяю этим площадкам и, конечно, доверяю рекламе, которая там размещается, потому что я считаю, что те инструменты и сервисы, которые есть у технологических площадок, обязаны отличать мошенническую рекламу от немошеннической. Для меня принципиально важно, чтобы реклама, которую я вижу на площадках, была качественной

Сергей Гребенников

Член Общественной палаты не согласился с тем, что технологические компании, которые зарабатывают на рекламных объявлениях, не обязаны отвечать за содержание рекламы. Гребенников предложил корпорациям дополнительно включать в стоимость рекламных услуг проверку объявления на соответствие правилам платформ. По мнению эксперта, более тщательный контроль рекламных материалов поможет снизить число случаев онлайн-мошенничества.

Марк Цукерберг

Марк Цукерберг

Фото: Erin Scott / Reuters

Если корпорации продолжат и дальше игнорировать опасные объявления, то в будущем пользователи начнут меньше доверять рекламе, которую они видят в социальных сетях, уверен директор АППСИМ. По мнению Зыкова, это недоверие может стать сильным ударом по авторитету рекламных компаний и рекламной отрасли в целом.

Однако по поводу того, должны ли IT-корпорации выплачивать компенсации пострадавшим от киберпреступников, в России пока нет единого мнения. Так, директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров считает правильным предложение Дурова обязать компании платить людям за ущерб, нанесенный незаконными рекламами на их платформах.

На мой взгляд, пользователи, которые пострадали от мошеннической рекламы, должны, во-первых, желательно эту рекламу записать, а, во-вторых, подать на компенсацию в суд и взыскать по полной с американской корпорации за то, что они у себя пропускают подобные ролики

Владимир Зыков

Противоположной точки зрения придерживается заместитель гендиректора РАЭК. По мнению Гребенникова, выплата IT-гигантами компенсаций — это слишком жесткая мера. Он предложил штрафовать площадки, которые были неоднократно замечены в размещении опасной рекламы, или же вовсе запрещать им публиковать у себя рекламные объявления.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше