В сети появился мультблокбастер «Я краснею» — еще один шаг студий Disney и Pixar к завоеванию азиатского кинорынка. «Лента.ру» рассказывает, почему история про канадскую китаянку, превращающуюся в огромную красную панду, оказывается значительно умнее и интереснее, чем может показаться на первый взгляд.
2002 год. 13-летняя Мэй Ли живет в китайском квартале Торонто. У ее семьи есть домашний храм, где Мэй, ее мама, папа и дедушка поклоняются легендарной Сан Йи. В остальное время Мэй учится в школе, переживает первые смутные эротические позывы к юному кассиру в магазине и старается не замечать гиперопеки, которой окружила ее властная мамаша Минг. Несмотря на возраст дочери, Минг ведет себя так, как будто той лет пять, всюду сует свой нос и бестактно сообщает девочке, что совсем скоро ее ждут первые месячные (название мультфильма в этом смысле содержит почти неприличный каламбур). Однажды с Мэй действительно происходят метаморфозы, но не совсем те, о которых предупреждала мать. После нервного вечера и последующей ночи, наполненной кошмарами, девочка просыпается, чтобы обнаружить: она превратилась в гигантскую красную панду. Вскоре природа этой трансформации будет объяснена с помощью древней семейной легенды, а сама Мэй обнаружит, что в ее новых способностях есть как минусы, так и плюсы. Например, она может заработать на стихийно сложившемся вокруг нее культе и обеспечить себе и подружкам билеты на концерт 4*town — прибывающего на днях в Торонто бойзбэнда.
Изображение: мультфильм «Я краснею»
В принципе, «Я краснею» легко вписывается в контекст решительного прорыва Disney на азиатский рынок. Передовой скачок здесь в прошлом году совершил, конечно, Marvel с «Шан-Чи» и интернациональными «Вечными». Теперь дело дошло до мультфильма, в котором не только главной героиней служит китаянка, но и общая стилистика во многом отсылает к японскому аниме с его выпученными глазами, отчаянными оскалами и маленькими носами круглолицых героинь. Интересно, что вся эта восточная визуальная эксцентрика органично вписана во вполне привычный пиксаровский мультипликационный мир. Вписана, опять же, куда как более органично, чем у того же Marvel, который со своими завоевательскими и имперскими инстинктами борется, может, и успешно, но как-то неискренне. Pixar же, напротив, прекрасно понимает, что анимация — один из лучших примеров эсперанто, универсально понятного языка, для которого непосредственно речь является всего лишь вспомогательным средством. Упрекнуть авторов можно разве что в некоторой унифицированности стиля (сравните в этом плане «Я краснею» с недавним «Энканто» и попробуйте найти десять отличий). Впрочем, вторжение Disney и Pixar на новую территорию — самое очевидное и, пожалуй, неинтересное из того, о чем здесь можно говорить.
Для обладательницы «Оскара»-2019 за лучший анимационный короткий метр, 33-летней канадской китаянки Доми Ши «Я краснею» — не только полнометражный дебют, но и очевидно личное высказывание: как минимум время и место действия она взяла из обстоятельств собственной биографии. С таймингом ситуация вообще занятная — это, кажется, редкий мультфильм (да и не только мульт-), который выбирает его настолько прицельно. 2002-й год, мир еще не пришел в себя после 11 сентября, еще толком не осознал случившегося. Да что там говорить — в кадре нет ни одного айфона! Бойзбэнды популярны в любые времена, приток их не ослабевает — группа 4*town из мультфильма, очевидно, списана с OneDirection, но в то же время и East 17 (если брать группы с числами в названии). Поностальгировать то есть сможет любая бывшая школьница. Песни для 4*town, кстати, сочинили Билли Айлиш и Финнеас О’Коннелл. Стилизация, правда, вышла настолько точной, что вычислить их, не зная об их участии заранее, решительно невозможно.
Изображение: мультфильм «Я краснею»
Как не предугадать, кстати говоря, и перемены драматургических направлений, которые то и дело совершает сюжет. Доми Ши уверенно и уютно описывает явно знакомый ей до мелочей мир и тем самым несколько усыпляет бдительность — как зрителей, так, возможно, и продюсеров, которые в жанре глобально конвертируемой анимации обычно не любят резких решений. «Я краснею» начинается в традиции американского школьного кино, которую недавно успешно возродил, например, сериал «Ривердейл». Дальше вдруг начинается история взросления на паях с волшебной сказкой, а в финале «Я краснею» уже немудрено вспомнить классические фильмы про Годзиллу, Батру и Мотру. Каким-то счастливым образом мультипликаторам удалось даже воскресить неуклюжую пластику гигантских рукотворных монстров прошлого — о том, что это за монстры, впрочем, вежливо умолчим во избежание спойлеров.
Финиширует же история как роман воспитания, напоминая в то же время идеи, возмутившие многих в «Аватаре» Джеймса Кэмерона
«Я краснею» — это, конечно, прежде всего история о постепенном принятии себя, в которой подробность и достоверность дополнена разноцветными выразительными средствами. Но в то же время мультфильм ставит и кэмероновский вопрос о верности своему биологическому виду как безусловной ценности. Вопросы, которые задает «Я краснею», и процессы, которые описывает мультфильм, вообще намного сложнее, чем «прощание с детством», «первые шаги во взрослой жизни» и прочие вполне уместные в детском кино пошлости. Ответов же картина вполне деликатно не предлагает. Вернее, указывает на то, что вопросы жизнь перед всеми ставит примерно одни и те же, а вот ответы каждый ищет самостоятельно.
Изображение: мультфильм «Я краснею»
Наверняка будут разниться и интерпретации образа главной героини. Для кого-то она будет просто сказочной зверюшкой, для кого-то — ходячей метафорой любой (или, наоборот, вполне конкретной) инаковости. Однако куда важнее, пожалуй, то, что «Я краснею» предлагает не столько персонажей, на которых хочется походить (феномен фан-клубов здесь спародирован отдельно), сколько мысли, которые останутся со зрителем и после просмотра. А мысль, особенно настолько ярко сформулированная, в современном массовом кино — гость не самый частый и сегодня более чем желанный.
Фильм «Я краснею» (Turning Red) вышел на платформе Disney+