В российский прокат вышел фильм «Всё везде и сразу», новая работа авторов «Человека-швейцарского ножа» Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта и, пожалуй, самая расхваленная мировой прессой кинопремьера этой весны — 97 процентов на Rotten Tomatoes! «Лента.ру» рассказывает, почему этот веселый и изобретательный фильм на самом деле способен доставить умному зрителю настоящие мучения.
Всякий человек проходит в жизни определенные точки, после которых все могло пойти кардинально, совсем иначе… А потом смотрит про это кино и в моменты душевной смуты размышляет о несбывшемся. Именно в такой момент уже довольно давно превратилась жизнь Эвелин Вонг (Мишель Йео), владелицы прачечной, китаянки, которая когда-то не послушалась папу и уехала в Штаты с возлюбленным Вэймондом (Ке Хюи Куан). Чувства за эти годы поостыли, а взамен наросли маленький бизнес, дочка-подросток Джой (Стефани Сюй) и растущее кладбище загубленных надежд и устремлений. В частности, когда-то Эвелин всей душой мечтала стать певицей и даже купила себе домой караоке, которым так толком и не воспользовалась. Однако под Новый год, как известно, зачастую сбывается даже то, чего никогда и не желалось, особенно если это Новый год китайский.
Кадр: фильм «Всё везде и сразу»
В процессе подготовки к торжеству Эвелин отправляется в налоговую, где ее поджидает креативный цербер по имени Дейрдра Бобейдра (Джейми Ли Кертис), которая усугубляет масштабы экзистенциальной тоски героини. Однако в лифте случается что-то вроде чуда: Вэймонд вдруг неуловимо меняется в лице и сообщает супруге, что мир состоит из множества альтернативных вселенных, и сейчас он — Вэймонд из некоего альфа-мира. Цель прибытия — спасение галактики от ужасной злодейки Джобу Тупаки, которой оказывается дочка Эвелин. Альтернативная Джой овладела сверхспособностями и создала Черный бейгл, в дырке от которого скоро исчезнет весь мир. Чтобы противостоять возлюбленному чаду, Эвелин приходится в срочном порядке подключить к себе сознания всех своих прочих версий и попутно разобраться в собственной непутевой судьбе.
За творческим псевдонимом «Дэниэлы» (The Daniels) вот уже шестой год скрываются Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт. Их дебют «Человек-швейцарский нож», что называется, наделал шуму. Это была абсурдистская инди-комедия (даром что с Полом Дано и Дэниелом Рэдклиффом) про путешествие великовозрастного оболтуса в компании трупа человека, похожего на обрюзгшего и распухшего по естественным причинам Гарри Поттера. Одни обвинили режиссеров в шарлатанстве, другие признали в них веселых беспредельщиков с отлично развитой фантазией — даже несмотря на то, что значительная часть шуток здесь была про пердеж. Но если каждое поколение заслуживает своего «Мертвеца», то и «Человек-швейцарский нож» на эту роль вполне годился. Следующая картина, которую Шайнерт сделал уже без соавтора, называлась «Смерть Дика Лонга» и обнаруживала, что анальная фиксация случайностью не была. Речь там шла про друзей, которые везут тело бедолаги, не пережившего секса с конем. Ну, а теперь настало время воссоединения творческого тандема: по всей вероятности, на имя «Дэниэлы» продюсеры еще и согласились выдать бюджет, подобающий картине о приключениях в авторской мультивселенной безумия.
Кадр: фильм «Всё везде и сразу»
Впрочем, без эффектных эпизодов с задницами не обошлось и в фильме, который Дэниэлами вероятно задумывался в качестве магнум опуса. Одна из драк, в частности, разворачивается вокруг попыток (успешных) сразу двух эпизодических бойцов насадиться на огромные анальные пробки (это необходимо для подключения опыта очередных альтернативных личностей). Кстати, в одной из показанных вселенных у людей вместо пальцев — примерно метровые омерзительно мягкие сосиски, которые они в моменты нежности суют друг другу в рот. У героинь Мишель Йео и Джейми Ли Кертис в этом мире что-то вроде романа, а последняя в какой-то момент на крупном плане играет на пианино пальцами наманикюренных ног.
Сама по себе попытка инди-режиссеров экспроприировать более или менее актуальные идеи большой киноиндустрии выглядит вполне обаятельно. Вспоминаются путешествия Доктора Стрэнджа, возникает ненарочная рифма с воскресшей «Матрицей». Похождения неудачницы, оказавшейся смысловым центром мультивселенной и открывшей в себе задатки избранной героини с тысячей лиц, — звучит вполне увлекательно. В ход идет и модный азиатский мотив, усиленный развернутой цитатой из классических фильмов Вонга Карвая, — один из миров здесь отсвечивает неоновыми бликами имени «Чунгкингского экспресса». Есть и другие цитаты из поп-культуры — например, мультфильма «Рататуй», только вместо крысы под колпаком незадачливого повара прячется енот. Называется — правильно: «Енотатуй». Если приправить все это упомянутыми скабрезностями и дуэлью на гигантских дилдо, в теории получается панк-рок-ответ Marvel, кинокомикс с придурковатым, но все же человеческим лицом.
Однако именно человечность Дэниэлов в итоге и подводит
Ближе к финалу, когда творящийся на экране беспредел выходит на первую бредовую скорость, повествование пикирует в пространство душеспасительной драмы про недолюбленную дочку и ее безалаберную мамашу. Тут, кстати, обнаруживается и главная драматургическая ошибка авторов: героиней здесь куда интереснее было бы увидеть именно Джой. Испытания, которые она проходит, куда драматичнее, и именно она становится героиней-сверхчеловеком. Растерянная и аморфная добродетель Эвелин на этом фоне выглядит значительно менее интересной и попросту куцей.
Кадр: фильм «Всё везде и сразу»
Однако Дэниэлы уже не могут притормозить и превращают свой изобретательно выдуманный и даже веселый карнавал в громоздкую, тяжело пыхтящую от избыточного веса метафору. Умный и взрослый зритель в третьем акте обязательно почувствует себя обманутым: неприятные визуальные образы можно простить в качестве примет авторского видения, но морализм с дилдо наперевес выглядит уже откровенно идиотским. Эффект получается обратным задуманному: вместо примирения с собой и близкими Эвелин и всему этому фильму желаешь навсегда исчезнуть в дырке зловещего Черного бейгла.
Фильм «Все везде и сразу» (Everything Everywhere All at Once) вышел в российский прокат