История с возможным присоединением банка «Открытие» к ВТБ получила развитие. Глава «Открытия» Михаил Задорнов представил правительству альтернативный вариант: акции «Открытия» могут быть проданы инвесторам за реальные деньги, а сам банк — стать опорным для предпринимателей. Что на самом деле выгоднее — слияние банка с ВТБ или его продажа на открытом рынке — в материале «Ленты.ру».
Предыстория
После введения санкций в отношении крупнейших российских банков началась волна смены собственников крупных кредитных организаций. Только за последние два месяца собственников сменили «Тинькофф», Росбанк и Хоум Кредит.
В этом контексте появилось предложение присоединить «Открытие», который раньше планировалось вывести на IPO, к ВТБ. ЦБ России формально поддержал это предложение, но отметил, что реальные контуры сделки пока не определены и будут обсуждаться отдельно.
Центробанк стал собственником «Открытия» в 2017 году, санировав его по новой схеме — с привлечением специального созданного Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС). Банк получил в капитал от регулятора 456 миллиардов рублей. В этом году Банк России планировал продать акции «Открытия» в рынок, рассчитывая вернуть часть потраченных средств. И вместе с инвестиционными консультантами изучал различные варианты сделки — как IPO, так и продажу стратегическому инвестору. Но после начала спецоперации на Украине и попадания «Открытия» под блокирующие санкции США, ЕС и Великобритании, ЦБ приостановил подготовку к продаже.
Некоторые аналитики утверждают, что объединение позволит банкам «заметно сэкономить на отделениях», которые у ВТБ и «Открытия» часто дублируют друг друга, на расходах на персонал. Но перекрывают ли эти плюсы очевидные риски и минусы готовящейся сделки?
Спорная сделка
До санации ВТБ через «Открытие Холдинг» владел 6,7 процента акций банка «Финансовая корпорация Открытие». А статья закона «О несостоятельности (банкротстве)» прямо запрещает владельцам более 1 процента акций банков, попавших под санацию, покупать их после процедуры финансового оздоровления. Но это, судя по словам замминистра финансов России Алексея Моисеева, не большая проблема.
Комментируя возможное слияние ВТБ и «Открытия», он уточнил, что одна из схем, которая рассматривается в качестве способа присоединения «Открытия» к ВТБ, — через поправки в законодательство. Другой вопрос, что сделка создает неоправданную нагрузку на бюджет. Зачем государству, а других источников финансирования предполагаемой сделки не видно, платить за приобретение банка у ЦБ, когда в России снова наметился дефицита бюджета. Причем до конца 2022 года и в следующем году в условиях неизбежного сжатия экономики, внешней торговли и падения ВВП проблемы с бюджетом будут только увеличиваться.
«Объединение банков приведет к росту нагрузки на бюджет, который вероятно каким-то образом, пока, впрочем, не очень понятно каким, будет использован при финансировании сделки, — считает гендиректор аналитического агентства «БизнесДром» Павел Самиев. — Это тоже важный момент, который следует учитывать».
По его словам, существует и неопределенность относительно эффективности сделки по объединению. «Позиционируется, что должна вырасти капитализация объединенного банка, при этом его эффективность и финансовые результаты должны улучшаться, — продолжает эксперт. — А мы видим, что "Открытие" показывает одни из лучших на рынке результатов по маржинальности и эффективности. После сделки потенциал улучшения финансовых результатов выглядит неоднозначно. Совершенно не факт, что значимым окажется и рост капитализации и параметров капитала объединенного банка. Может быть потерян финансово устойчивый и прибыльный банк, и неочевидно, что объединенное финансовое учреждение будет показывать такие же результаты».
Таким образом, сделка не решает одну из очевидных целей предложения ВТБ — увеличение своей капитальной базы. «Если оценивать бизнес-эффективность "Открытия" и ВТБ, то выводы будут не в пользу последнего, — говорит инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. — Наиболее важным показателем, отражающим эффективность работы банка и его стоимость, является доходность на денежный капитал. По этому показателю банк "Открытие" в 2019-2021 годах устойчиво демонстрировал более высокий уровень. Особенно существенной разница была в 2020 году, где отставание ВТБ было более чем в 2 раза: 11,8 процента против 5,6 процента. На всем этом горизонте банк "Открытие" показывал более высокую маржинальность бизнеса по комиссионному доходу (NCM) и качество управления рисками (COR). При этом по остальным ключевым показателям эффективности банков — процентная маржа, NIM и качество управления расходами, CIR — его динамика также была выше».
Идея снизить расходы за счет объединения банков, о чем говорят некоторые эксперты, также не находит подтверждения исходя из предыдущего опыта: после поглощения ВТБ банка ВТБ 24 в 2018-2019 году совокупные расходы объединенного банка резко выросли, а не сократились. Так, к примеру, расходы на персонал и административные издержки в 2019 году составили 254,2 миллиарда рублей, увеличившись на 12,6 процента по сравнению с 2018 годом.
При этом, по мнению Павла Самиева, сделка с высокой долей вероятности приведет к не имеющей под собой объективных экономических оснований потере работы 15-20 тысяч человек. Что в условиях неизбежного роста безработицы в России с учетом санкционного давления стран Запада является дополнительным дестабилизирующим фактором социально-экономической обстановки в стране.
«В "Открытии" большой работающий эффективно штат сотрудников. И нельзя сказать, что он избыточен. Наверное, в сегодняшней ситуации сохранение рабочих мест должно быть приоритетом», — говорит эксперт. «Глава ВТБ Андрей Костин в письме к президенту выступает за полное поглощение "Открытия", объясняя это экономией на отделениях и персонале. Перекроет ли эта экономия прибыль независимого "Открытия" — большой вопрос», — отмечает Сергей Суверов.
Эксперт называет еще один момент, играющий не в пользу банковского слияния: «Если "Открытие" присоединят к ВТБ, это будет означать конец попыток вернуть в Россию сотни миллиардов рублей бывших акционеров холдинга и банка, — говорит инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. — Вряд ли у судебных процессов будет хоть какая-то перспектива — ведь ВТБ в возврате этих долгов не заинтересован».
Кроме того, если Банк России продаст акции «Открытия» Росимуществу, то перестанет быть фактическим бенефициаром тех сумм, которые сейчас «Открытие» пытается взыскать в судах. В итоге крупнейшие в истории российской банковской системы судебные споры останутся бесхозными.
Альтернатива
«Ограничением для дальнейшего расширения кредитования банком ВТБ являются его низкие значения показателей достаточности капитала, — говорит Сергей Суверов. — Так показатель Н1.0 на конец 2021 года составил 11,0 процентов, что ниже минимального значения установленного для системно значимых кредитных организаций ЦБ (11,5 процента). В условиях низкой маржинальности бизнес-модели ВТБ единственным способом для расширения кредитования и улучшения показателя достаточности капитала является постоянные вливания капитала со стороны государства. "Открытие", в свою очередь, с 2018 года развивался без привлечения дополнительных средств от акционеров и регулярно выплачивал дивиденды, при этом держал 2 процентных пункта запаса от норматива достаточности капитала (13,6 процента на конец 2021 года)».
По его мнению, построенная «Открытием» бизнес-модель позволяет продолжить развитие высокоэффективного и быстрорастущего банка без привлечения средств от государства. Все это говорит о том, что независимость «Открытия» для нового владельца может быть выгоднее, чем его «закрытие».
Похожего мнения придерживается и Павел Самиев: «У "Открытия" сформировалась такая интересная ниша, как специализированный банк по работе с малым и среднем бизнесом. Внутри него есть еще банк "Точка" — это расчетный банк для малого бизнеса, а само "Открытие" является очень важным опорным банком по кредитованию МСП. При слиянии это конкурентное преимущество может быть потеряно — утрачены компетенции и продукты для малого бизнеса».
По его словам, «Открытие» можно оставить независимым банком. Он уже полностью самодостаточен, не требует денежных вливаний и помощи от государства. «Банк имеет свое позиционирование и эффективно работает в этих нишах, положительно о нем отзываются и предприниматели, что свидетельствует об их высокой оценке качества и сервисов банковских продуктов. Никаких причин считать банк "Открытие" имеющим ограничения для самостоятельного развития мне, кажется, нет», — отмечает эксперт.
Кстати, «Открытие» как самостоятельного игрока можно использовать также в качестве базы для консолидации тех банков и профессиональных участников рынка, которые из-за изменения экономических условий окажутся не в состоянии докапитализироваться. В последние годы банк «Открытие» успешно провел несколько таких интеграций.
Понятное и закономерное желание Банка России перестать владеть коммерческим банком при невозможности продать его в рынок или вывести на IPO, как это планировалось до 24 февраля 2022 года, логичнее реализовать без слияния с ВТБ. Финансовые результаты, клиентская база и капитал банка «Открытие» позволяют ему найти инвесторов внутри России.