Семь причин гордиться школой. Как устроено школьное образование в Москве

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Московское образование считается одним из лучших в мире. Но что именно стоит за этой оценкой? Статус столичного региона и достойное финансирование — это далеко не все. «Лента.ру» выяснила, из чего складываются успехи московских школ.

Проверка ЕГЭ

Результаты ЕГЭ — один из главных показателей качества школьного образования. Московские выпускники стабильно год за годом демонстрируют высокие результаты и поступают в лучшие вузы на бюджет. По итогам ЕГЭ 2021 года 37,7 процента столичных школьников получили свыше 220 баллов по трем предметам — это значит «все пятерки», если переводить в привычную систему оценок. В 2010 году такие результаты были только у 13,3 процента молодых людей.

По числу школьников, набравших 100 баллов по одному предмету, 2021 год побил все рекорды.

Предмет/Количество учеников, получивших максимальную оценку

• Русский язык/1055

• Литература/313

• Химия/160

• Обществознание/43

• История/38

• География/11

На экзамене по русскому языку наивысшую оценку получили почти в два раза больше выпускников, чем в 2020 году: 1055 человек против 586 годом ранее.

Всего на ЕГЭ-2021 было написано 1874 работы, заслуживших максимальную оценку. Москва стала лидером по количеству стобалльников: наивысший результат по одному или нескольким предметам получили 1727 выпускников.

Максимум баллов за три предмета получили по итогам основного периода сдачи ЕГЭ 19 столичных выпускников. По итогам четырех экзаменов двое набрали 399 баллов, еще два школьника получили максимальную оценку в 400 баллов.

Москва

стала лидером по количеству стобалльников в России

Для качественной подготовки к ЕГЭ учителя и ребята используют Библиотеку «Московской электронной школы». В ней есть все необходимое для того, чтобы подтянуть знания и сдать экзамен на высокий балл. Также для школьников проводятся тренировочные и диагностические работы в формате ЕГЭ.

Елена Савчукдиректор школы №2005

Каждый восьмой одиннадцатиклассник — а это почти девять тысяч человек — получил в 2021 году медаль «За особые успехи в обучении». По сравнению с прошлым годом медалистов стало больше на 1,4 тысячи человек.

«Мы наблюдаем положительную динамику результатов ЕГЭ и олимпиад среди наших учеников. Старшеклассники, которые идут в 10-е классы, серьезнее и осознаннее подходят к своему обучению и ориентированы на максимально успешные результаты. Город предоставляет школьникам массу возможностей для развития таланта», — отмечает заместитель мэра Москвы вопросам социального развития Анастасия Ракова.

Причем важно, что такие высокие результаты - не что-то исключительное. Сегодня качество результатов не зависит от выбора какой-то конкретной «элитной» школы, высокие результаты на экзаменах показывают ученики в школах в каждом районе Москвы. Это наглядно показывает, что город обеспечивает массовое качественное образование.

Индивидуальный подход в школе — это возможно!

В Москве ученики старших классов могут сосредоточиться на изучении тех предметов, которые понадобятся им для поступления в вузы. В городе создана система предпрофессиональных классов, которые уже работают в 75 процентах столичных школ. Это позволяет ребятам выбрать то направление учебы, в котором они хотели бы развиваться.

Сегодня около 400 московских школ открыли у себя предпрофессиональные классы.

Предпрофессиональные классы/Количество школ

• Кадетские/261

• Инженерные/152

• Медицинские/97

• ИТ-классы/75

• Медиаклассы/ 66

• Педагогические/47

• Предпринимательские/44

• Академические/39

В следующем учебном году московские школы поднимутся на новую высоту: в сотрудничестве с «Роскосмосом» откроются космические классы для учащихся инженерных, академических и кадетских классов.

«Предпрофессиональное образование позволяет учитывать интересы, способности и возможности каждого ученика. Благодаря такому подходу ребята знакомятся с будущей профессией. Занятия в предпрофессиональных классах позволяют приобрести дополнительные навыки и компетенции. Старшеклассники изучают профильные предметы, осваивают профессиональное оборудование, проходят стажировки и посещают предприятия. Такой индивидуальный подход в образовании позволяет им сделать правильный выбор в профессии и качественно подготовиться к государственной итоговой аттестации», — поясняет Елена Савчук.

Реализация в школе городских проектов предпрофессионального образования открывает для школьников новые возможности. «Каждый ребенок может выстроить свою образовательную траекторию. Уникальная возможность участия в городских научно-практических конференциях позволяет приобрести те навыки, которые им потребуются в профессии», — говорит директор школы «Дмитровский» Вера Нилова. Например, по ее словам, проект «Биоинкубатор», представленный учащимися школы в 2020 году, стал настоящим открытием и занял призовые места сразу в двух конференциях — «Инженеры будущего» и «Старт в медицину». Сейчас будущие инженеры и медики работают над созданием челюстных протезов с возможностью замены зубов.

Обучение в предпрофессиональном классе позволяет школьникам получить дополнительные баллы для поступления в вузы. Их начисляют за участие в конкурсе межпредметных навыков и знаний «Интеллектуальный мегаполис», профильные олимпиады и городские научно-практические конференции.

Лучшие на олимпиадах

За последние десять лет московские школьники улучшили свои результаты на международных олимпиадах в десять раз и в 2021 году поставили рекорд, завоевав 24 медали, включая 19 золотых.

Москва участвовала в восьми международных состязаниях по математике, информатике, химии, биологии, физике, географии, астрономии и астрофизике, естественно-научной олимпиаде юниоров. По золотым медалям российская столица заняла первое место в мире, обогнав признанных фаворитов — Сингапур и Шанхай.

Медалистами стали ученики 15 московских школ, на их долю пришлось более 60 процентов и золотых медалей, и всех медалей российской сборной в целом. И это просто фантастический прогресс, учитывая, что еще в 2011 году в международных олимпиадах участвовали ученики одной московской школы с результатом в две золотые медали.

12 лет назад

в Москве взяли на вооружение принцип «каждый ребенок талантлив»

«Москва лидирует в стране по количеству участников, призеров и победителей школьных олимпиад не только в абсолютных цифрах, но и в показателе на душу населения. Среди победителей школьных олимпиад по каждому предмету можно увидеть представителей 15-20 школ, тогда как другие регионы представляют единицы. Это во многом объясняется тем, что все московские школы в плане бюджетного финансирования находятся в равных условиях, нет такого, что именитые школы получают больше материальной поддержки, чем рядовые», — говорит научный руководитель Центра педагогического мастерства (ЦПМ) Иван Ященко.

По его словам, 12 лет назад в Москве взяли на вооружение принцип «каждый ребенок талантлив». И сейчас уже все убедились: если провести школьный этап, то таланты находятся и даже доходят до финала. «Каждому ребенку предоставлена возможность участия в школьном туре олимпиады», — подтверждает Вера Нилова. В результате на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников 2020/2021 учебного года более 1,3 тысячи дипломов победителей и призеров, почти половину от общего числа, завоевали московские школьники.

Серьезным стимулом для участия в олимпиадном движении являются преимущества, которые призеры и победители получают при поступлении в вузы. Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников имеют преимущественное право при зачислении в профильные вузы, их принимают на первый курс профильных направлений без экзаменов.

Фото: Софья Сандурская / АГН «Москва»

И по международным стандартам

Качество столичного образования получило подтверждение на самом высоком международном уровне. Например, по результатам TIMSS-2019, Москва лидирует со значительным отрывом от других европейских стран.

TIMSS — это международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественно-научного образования. Его проводит Международная ассоциация по оценке учебных достижений IEA. Столичные четвероклассники стали первыми в мире в естествознании и вошли в пятерку лидеров по математике.

Московские восьмиклассники оказались в числе мировых лидеров и в цифровой сфере — они заняли второе место в международном исследовании компьютерной и информационной грамотности ICILS-2018, также проводимом IEA.

А по результатам последнего исследования PISA — Programme for International Student Assessment, московские школьники входят в тройку лучших в мире по уровню читательской грамотности, в топ-5 по математической и топ-6 — по естественно-научной.

Независимое исследование нацелено на проверку способностей школьников к нешаблонному мышлению, умению импровизировать и логично рассуждать в решении нестандартных задач. Уже более 20 лет его проводит Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В последний раз тестирование проводилось в 79 странах мира, причем столичные школы оценивали как самостоятельную независимую выборку.

Высокие показатели Москвы — это результат планомерной работы день за днем. Чтобы закрепить успех и помочь детям развить такой важный навык как читательская грамотность, в столице запущен проект «Осмысленное чтение», где школьников учат работать с текстом, помогают развить творческое и критическое мышление.

Кроме того, в Москве регулярно проводятся независимые диагностические работы по функциональной грамотности и другим дисциплинам. Приглашенные эксперты оценивают уровень знаний учащихся с 4 по 11 класс и стараются найти в них пробелы. Свой вклад начинают вносить и всероссийские проверочные работы, которые появились в системе отечественного образования в 2015 году. Школьники приобретают навык прохождения различных тестов.

МЭШ все упрощает

Есть проект, который значительно упростил жизнь московских школьников, родителей и учителей. Единая для всех школ столицы платформа заработала в сентябре 2016 года. МЭШ не просто избавила всех от бумажной волокиты, но и расширила возможности для образования.

По словам Елены Савчук, МЭШ существенно снизила загруженность учителей. «В разы уменьшилось количество бумажных отчетов, время на подготовку к урокам. Вся необходимая информация всегда под рукой в мобильном приложении», — говорит директор школы №2005.

Сегодня к системе МЭШ подключено 2,8 миллиона пользователей. Она объединяет 21 тысячу классов, оснащенных интерактивными панелями с единой сетью Wi-Fi, к которой подключено 44 тысячи учительских ноутбуков. Благодаря электронному дневнику, родители могут в любой момент проверить оценки своих детей, а ученики всегда знают, что им задано — это можно выяснить «в два клика» в любое время. Учителям стало проще наладить взаимодействие с родителем и работу с классом.

В Библиотеке МЭШ уже сейчас собрано более двух миллионов лекций и других дополнительных материалов для учебы. Есть виртуальные лаборатории по черчению, технологии, информатике, математике, биологии и физике. Это интерактивные онлайн-симуляторы для опытов и экспериментов учеников совместно с учителями. На экране планшета или компьютера можно собирать электрические цепи, строить чертежи или графики. По словам Веры Ниловой, виртуальные лаборатории превращают цифровое пространство в место виртуальных соревнований, позволяют сделать урок увлекательным и доступным как в школе, так и для доступа дома.

Недавно в МЭШ появился новый полезный сервис — «Портфолио учащегося» с данными обо всех достижениях в учебе, спорте, олимпиадах и конкурсах. Новым сервисом уже пользуется более 200 тысяч детей и их родителей: свыше 2,2 миллиона записей о различных победах и поощрениях уже загружены в сеть. Родителям больше не придется собирать и хранить все дипломы дома.

Последние новшества МЭШ связаны со здоровьем. Родителям первоклашек и детей, которые идут в детский сад, больше не нужно тратить время на оформление бумажной медкарты по форме № 026/у-2000. Теперь, благодаря интеграции МЭШ с Единой медицинской информационно-аналитической системой (ЕМИАС), она автоматически формируется в электронной форме. Картой могут пользоваться как врачи поликлиники, так и сотрудники медкабинета в школе или детском саду. Кроме того, с 2021 года МЭШ освободил родителей школьников от хлопот по сбору справок об отсутствии ребенка по болезни. Данные автоматически в электронном виде передаются в школы и дошкольные учреждения. Это колоссальная экономия, ведь раньше приходилось оформлять около 2,5 миллиона бумажных справок в год.

PISA — это одно из основных исследований по оценке качества образования на международном уровне. Оно оценивает, как школьники используют знания, полученные во время учебы, на практике. Результаты Москвы очень высокие. Если убрать несопоставимые по количеству населения регионы, то, по итогам исследования PISA-2018, столица обошла прежних признанных лидеров: Финляндию, Канаду, Южную Корею.

Сергей Кравцов министр просвещения России

В колледж по схеме

Сильной стороной столичного образования является тесное взаимодействие школ, учреждений профобразования и производства. Уже шестой год подряд 50 техникумов и колледжей Москвы развивают проект «Профессиональное обучение без границ», где можно познакомиться с сотней разных специальностей — от кондитера до нейропилотирования городского транспорта и сити-фермерства. Суть в том, что учащиеся 9-11-х классов могут посещать понравившиеся занятия в колледже — так проект помогает им определиться с выбором профессии.

Всего же в столичных колледжах обучают примерно 200 специальностям. Самыми популярными направлениями у сегодняшних первокурсников стали ИТ-профессии — информационные системы и программирование, графический дизайн. На втором и третьем месте «Поварское и кондитерское дело» и «Автосервис». Также популярностью пользуются специальности по направлению «Гостиничное дело» и такие профессии, как дизайнер (по разным отраслям), строитель, архитектор, коррекционный педагог, ювелир, фотограф, визажист, машинист, спасатель, сварщик, парикмахер-стилист и пожарный.

В мае 2022 года сборная Москвы заняла первое место в рейтинге городов и стала обладателем 181 медали итоговых соревнований на чемпионате «Молодые профессионалы». Москвичам досталась половина всех золотых наград — 113, а также 52 серебряных и 16 бронзовых.

Национальный чемпионат «Молодые профессионалы» — самые масштабные в России соревнования профессионального мастерства среди студентов средних профессиональных образовательных учреждений (16-22 лет) и школьников (10-17 лет). В 2022 году в чемпионате участвовало 84 региона, молодые люди соревновались в 194 компетенциях.

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

В 2022 году юные профессионалы впервые состязались в категориях «Летающая робототехника», «Монтаж и эксплуатация газового оборудования», «Моушн-дизайн» и «Музейная педагогика», Москва стала обладателем золотых и серебряных наград.

Своими победами столичная сборная обязана современному оснащению мастерских в учебных заведениях. «Мы отслеживаем и даже опережаем запросы рынка труда», — отмечает директор Московского центра развития профессионального образования Ирина Жданова. Именно поэтому техникумы и колледжи становятся все более востребованными среди юных москвичей.

Кое-что дополнительно

Жизнь современных детей немыслима без дополнительных кружков и секций — в Москве их более 130 тысяч, причем более 80 процентов из них бесплатные. Самыми популярными стали занятия по лингвистике, математике, углубленному изучению русского языка и литературы. Кроме того, детей часто записывают в кружки биологии, компьютерных технологий и программирования, дошкольного образования, хореографии, а также театрального, музыкального и изобразительного искусства. В число самых востребованных спортивных секций входят футбол, баскетбол, плавание и волейбол.

«Дополнительные кружки и секции — это одна из самых важных составляющих успешности обучения. Именно здесь формируется интерес к тем или иным видам деятельности, — считает директор Научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин. — Здесь многие ребята понимают, зачем им знания, которые они получают в школе. Дополнительное образование оказывает огромное влияние на выбор будущей профессии, на успешность обучения в школе».

В Москве школьникам доступны самые разные площадки — музеи и выставочные залы, культурные объекты, вузы, научные институты, предприятия открывают свои двери для учеников, знакомят их с разными сторонами жизни большого города, позволяют попробовать себя в той или иной профессии или социальной роли.

Например, ученики педагогических и медиаклассов из 63 школ, а также ученики ИT-классов из 68 школ принимают участие в совместных проектах Департамента образования и науки города Москвы и Музея Победы. Ребята завершают разработку аудиогидов по самым интересным музейным маршрутам на иностранных языках, мобильное приложение с использованием игровых техник, чат-бот или цифровые двойники экспонатов с технологиями дополненной реальности.

Фото: Сандурская Софья / АГН «Москва»

Участники олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» посещают интересные культурные объекты и узнают много нового об истории своего города и страны. На занятиях программы «Учебный день в библиотеке» школьники учатся азам проектной деятельности. За 2021/2022 учебный год они подготовили более 300 проектов на самые разные темы — от волонтерства до исследования космоса. «Год за годом проекты московских школьников усложняются и постепенно выходят на абсолютно новый уровень», — говорит Анастасия Ракова.

На уроках из цикла «Московское кино в школе» ребята смотрят и обсуждают с педагогами, актерами и режиссерами фильмы из золотого фонда отечественного кинематографа. Проект «Анимация в твоем смартфоне» помогает школьникам изучить основы мобильной мультипликации и создать свой первый мини-фильм о добровольчестве, так как этот проект является частью школьного волонтерства по направлению «медиа».

Важное значение для города имеет волонтерский проект «Экологический календарь», направленный на формирование у московских школьников осознанного отношения к природе и экологической грамотности. Календарь включает более 30 праздников, посвященных природе нашей планеты и ее защите, — от Дня заповедников и национальных парков до Международного дня гор. Почти каждую неделю для учеников школ и колледжей проходят лекции, фотовыставки, мастер-классы, конкурсы и викторины, экологические акции и другие мероприятия, которые проводят педагоги и сами ребята — московские волонтеры.

А для тех, кому жажда знаний не дает покоя даже в выходные, идея города как школы продолжается в проекте «Суббота московского школьника». Он включает разные направления интерактивных занятий, игр, викторин, квестов, тренингов, лекций, мастер-классов. Какие возможности он открывает, видно по названиям: «Экосубботы», «IT-субботы», «Исторические субботы», «Спортивные субботы», «Арт-субботы», «Космические субботы», «Научные субботы», «Медицинские субботы», «Транспортные субботы», «Финансовые и предпринимательские субботы».

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше