Спустя почти два месяца после закрытия крупнейшего в мире маркетплейса наркотиков «Гидра» — события, в котором сложно найти хоть какие-то негативные стороны, — многотысячная армия сотрудников нелегальных магазинов все еще остается не у дел. В даркнете происходит передел сфер влияния, который так или иначе скажется на жизни обычных людей. Какие социальные и экономические сдвиги вызвало закрытие «Гидры», к чему они могут привести и как это скажется на жизни простых россиян — в материале «Ленты.ру».
Удар по «Гидре» изначально был частью санкций
«Пока ждем, мастер-клады курьерам не выдаем, все, что у них на руках, пусть остается на руках», — такие указания получал оператор одного из магазинов на «Гидре» от владельца в первые несколько недель после краха крупнейшего в мире маркетплейса наркотиков, закрытого немецкой полицией в начале апреля. Отсутствие безусловных лидеров и явных ориентиров, которые подсказали бы направление, в котором движется рынок, прямо сказалось на, казалось бы, хорошо налаженной работе российской наркоторговли. А остановка работы такого огромного сегмента теневого рынка неизбежно ведет к росту уровня социальной напряженности.
Сообщение о том, что закрытие «Гидры» стало своеобразным ответом Запада на начало спецоперации на Украине, появившееся на сайте американского Минфина в день падения «Гидры», в относительно далеком от политики российском даркнете в целом проигнорировали. Хотя немного и посмеялись над тем, насколько несочетаемые в обычной жизни слова в нем оказались: Минфин, санкции, «Гидра».
Спустя некоторое время задумка западных аналитиков стала понятнее и даже начала претворяться в жизнь. Даркнет априори не мог быстро получить нового монополиста (никто никогда всерьез не оспаривал лидерство «Гидры» и не собирался этого делать). Из-за этого все, кто был хоть как-то связан с рынком наркоторговли, или начали онлайн-продажи на собственных ресурсах, стараясь не привлекать большого внимания, или поставили дела на паузу, или вовсе покинули бизнес.
«Теперь вместо сотен продаж в день у нас есть лишь несколько десятков, — рассказывает оператор теневого магазина. — Чтобы находить покупателей, приходится снова нанимать трафаретчиков (люди, которые с помощью трафаретов рисуют на асфальте адреса интернет-магазинов или Telegram-каналов, продающих наркотики; из-за появления «Гидры» профессия практически вымерла за ненадобностью — прим. «Ленты.ру»). Потому владелец и просил остановить выдачу мастер-кладов курьерам: размещать закладки в прежних количествах просто не нужно».
В итоге, как это ни парадоксально, исчезновение «Гидры» привело к вполне реальной социальной проблеме: после закрытия маркетплейса без работы и без навыков, необходимых для трудоустройства в обычной жизни, осталось огромное количество бывших кладменов, в основном молодых людей в возрасте от 17 до 25 лет, уже привыкших получать деньги нелегальным путем.
Потребители боятся подстав от магазинов и рушат экономику наркорынка
Пока новые большие маркетплейсы сражаются за право стать новым монополистом, все они утверждают, что, как и «Гидра», будут стремиться развивать клиентоориентированный сервис. Однако повторить успех бывшего монополиста пока не удается никому.
«Я искренне не понимаю, что происходит со спросом в регионах, — отмечает в своем Telegram-канале владелица одного из наркомагазинов. — Его попросту нет! Вероятно, это происходит из-за того, что большинство потребителей не знают, куда заходить, чтобы закупиться. Это уже проблема новых маркетплейсов, которые, думаю, в скором времени начнут агрессивную рекламу в "белых" СМИ, что спровоцирует приток пользователей. Но сейчас региональная торговля попросту умирает».
Закрытие «Гидры» создало для нелегального рынка и другие проблемы. В некоторые регионы запрещенные вещества завозили крупным или мелким оптом в зависимости от размера бизнеса продавца. Все данные об этих операциях, в том числе о местоположении мастер-кладов, хранились там же, где велись все переговоры о поставке, — на «Гидре». Сама площадка выступала гарантом соблюдения всех «правовых» норм. Однако после того, как серверы ресурса отключили, все эти данные были утеряны.
Новые же поставки, по словам игроков рынка, зачастую требуют прорабатывать заново логистику и бизнес-связи. Однако в анонимном даркнете очень легко обмануть бывшего партнера, взяв у него новый заказ и крупную партию вещества, получив часть оплаты за работу, а затем раствориться на просторах необъятной — и с товаром, и с деньгами.
Наконец, третья причина серьезного спада продаж в регионах — отказ конечных покупателей от сделок в условиях турбулентности (а значит — повышенной опасности) даркнета: «После падения "Гидры" еще ничего не юзал (не употреблял — прим. «Ленты.ру»). Все в поисках нормальной площадки и магазина. На "трехглавой" (прозвище "Гидры" среди ее посетителей — прим. «Ленты.ру») было все налажено. Все работало, как швейцарские часы. Хотелось бы, чтобы при следующем заказе сработал принцип "пришел, увидел, победил", но есть риск вместо этого просто сесть на швабру (быть задержанным сотрудниками правоохранительных органов и стать жертвой пыток в отделении — прим. «Ленты.ру»)».
Новые маркетплейсы не дают должного выхлопа по продажам, и закладки тупо лежат. У меня нет кадрового дефицита после падения «Гидры», но большинство из сделанных кладов тупо лежат на витринах
Наркобизнесмены под шумок перекраивают рынок оплаты труда в даркнете
Западные санкции прямо повлияли и на цепочки поставок, причем не только знаменитых брендов одежды и мебельных гипермаркетов. В России умеют готовить некоторые синтетические наркотики, например альфа-PVP (в народе больше известная как «соль») и мефедрон (оба чрезвычайно популярны в стране), но для этого нужны готовые прекурсоры.
Как рассказали «Ленте.ру» сотрудники сразу нескольких магазинов, у которых есть собственные нарколаборатории, нехватка компонентов станет препятствием для масштабного производства «соли»: «Если проблема не будет решена в ближайшие месяц-два и не будут найдены обходные пути поставок ряда прекурсоров, отдельные вещества пропадут с рынка. Конечно, им на смену придут импортозамещенные наркотики. И если в крупных городах их относительную безвредность проверят высококвалифицированные химики, то в регионах сохраняется опасность, что тестировать конечный продукт будут непосредственно на потребителе. После закрытия "Гидры" наказывать за подобное просто некому», — поделился с «Лентой.ру» печальным прогнозом сотрудник одного из региональных онлайн-магазинов.
По мнению многих даркнет-аналитиков, исчезновение с рынка ключевых недорогих наркотиков окончательно озлобит тех, кто их употребляет. К ним могут присоединиться и десятки тысяч бывших кладменов со всей страны. При этом проблема касается в первую очередь именно региональных магазинов, которые покупали товар у оптовиков.
После отключения «Гидры» закладчики фактически переполнили просевший рынок. И если еще три месяца назад за каждого потенциального новичка, даже не зная его, магазинам приходилось драться с конкурентами и заманивать соискателя бонусами, то теперь ситуация вывернулась наизнанку. Этим активно пользуются владельцы магазинов, которые демпингуют при оплате труда: все чаще можно услышать, что закладчики соглашаются на условиях в 1,5-2 раза хуже тех, что считались нормой в эпоху «Гидры». В итоге молодым, злым и лишенным денег бывшим кладменам приходится искать новые занятия.