С началом боевых действий на Украине власти государства занялись активным сбором средств на оборону страны. На призыв откликнулись не только правительства иностранных государств, но и частные лица и компании. Одним из инструментов для привлечения средств стали криптовалюты. Анонимность и простота транзакций биткоина, Ethereum и других цифровых активов превратили криптовалюты в идеальное средство, с помощью которого граждане самых разных стран поддерживали Украину. Спустя четыре месяца Украина собрала со всего мира более 100 миллионов в пересчете на доллары. Впрочем, правительство страны пока не отчиталось о расходовании всех полученных средств. Как на Украине распорядились собранными со всего мира пожертвованиями — в материале «Ленты.ру».
С миру по биткоину
Быстрое продвижение российских войск и народных милиций в Донбассе, Запорожской, Херсонской и Харьковской областях первоначально ошеломили украинские власти. Однако вскоре после начала боевых действий правительство в Киеве мобилизовалось. Поток западной военной помощи на Украину усилился, а политики развернули в Европейском союзе и США массированную кампанию по поддержке страны в противостоянии с Россией.
26 февраля в своем Twitter-аккаунте вице-премьер и министр по цифровой трансформации Михаил Федоров объявил о сборе средств для поддержки Украины в криптовалюте. Аналогичный призыв разместили в официальном правительственном Twitter.
Власти Украины сначала принимали Bitcoin, Ethereum, Tether и Polkadot, а со временем добавили TRON, Solana, мемный Dogecoin и даже NFT
Инициированный украинскими властями сбор международной помощи в криптовалюте — во многом уникальная история. Правительства десятков стран так или иначе стремятся регулировать цифровые активы. Некоторые даже признают биткоин государственной валютой. Такой же закон был принят на Украине уже после начала спецоперации.
Однако на постсоветском пространстве правительства многих государств довольно неоднозначно воспринимают криптовалюты, видя в них угрозу национальному суверенитету. По этой причине до недавнего времени сбором денег в крипте занимались преимущественно общественные организации, которые получали таким образом еще один канал финансирования. Теперь же на рынок криптовалютного краудфандинга вышло целое государство.
Дело в том, что стандартные банковские переводы между странами могут идти довольно долго, службы безопасности могут тормозить подозрительные, по их мнению, валютные операции, а реалии военного времени требовали скорейшего поступления средств. Условный Джон Смит из Калифорнии вряд ли будет вникать в сложности международных транзакций и писать заявления, чтобы помочь далекой стране. К тому же есть жертвователи, которые хотели бы остаться анонимными, и их немало.
Выходом стали криптовалюты, которые позволяют практически мгновенно переводить любые суммы в любую точку земного шара, минуя банковские и юридические ограничения. Масштаб собранной помощи оказался впечатляющим. Спустя неделю после начала сбора средств, 3 марта, заместитель министра цифровой трансформации Украины Александр Борняков в своем Twitter-аккаунте сообщил, что собрано более 53 миллионов долларов.
составила сумма помощи Украине в криптовалюте к началу июня
По данным же аналитической компании Crystal Blockchain, всего украинские фонды привлекли более 135 миллионов долларов в криптовалюте. Здесь и далее все суммы криптопереводов указываются в перерасчете на текущий курс доллара — последние месяцы на рынке наблюдается падение котировок криптовалют, что привело к падению стоимости биткоина и эфириума в 2,5 раза.
На эти деньги закупалась техника, оружие, беспилотники, прицелы, снаряжение, медицинские комплекты, сухпайки и многое другое.
Установить, кто именно владеет конкретным биткоин-кошельком, действительно непросто, однако отследить переводы между кошельками может любой человек. Для этого используется не только специальный софт, разработанный для спецслужб, но и общедоступные сервисы, такие как Blockchain.com или Etherscan.
Все дело в технологии блокчейн, на которой и работают криптовалюты. Она обеспечивает абсолютную прозрачность любых переводов — значит, всегда можно узнать, что с кошелька А на кошелек Б в такое-то время было переведено определенное количество криптовалюты.
Подозрительные адресаты
Используя сервис Etherscan и отфильтровав лишь исходящие транзакции правительственного кошелька, можно увидеть, что суммы в эквиваленте сотен тысяч и миллионов долларов выводились на украинскую криптовалютную биржу Kuna. Последняя входит в одноименную экосистему со штаб-квартирой в Эстонии и подразделениями в Лондоне и Ванкувере.
Первый вывод средств, 1995 ЕТН или 5,8 миллиона долларов по актуальном курсу, произошел 28 февраля, спустя несколько дней после начала сбора крипты. После этого в следующие две недели, до 13 марта, с правительственного кошелька совершили еще 11 переводов на Kuna на общую сумму 2015 ЕТН или примерно 5 миллионов долларов по актуальному на тот момент курсу.
Украинские власти объясняли, что таким образом рассчитывались с торговцами военным снаряжением, которым было удобнее получать деньги в криптовалюте. Сама биржа Kuna объявила о создании по ускоренной процедуре кошельков для торговцев, их до этого не имевших. Всего так перевели около половины всех собранных ETH.
При этом, как объясняли сами украинские чиновники, сделки в крипте для части предпринимателей были знакомы и естественны. В этом случае можно предположить, что кошельки некоторых из них должны быть активны на протяжении длительного времени. Но значительная часть средств переводилась на недавно созданные кошельки и дальнейших значимых движений по ним не происходило.
После начала боевых дейстивй украинские торговцы военным снаряжением могли создать новые, ранее не используемые кошельки для совершения сделок. Такой шаг был бы логичным с их стороны, ведь это позволило бы им избежать идентификации. Одновременно с этим отсутствие среди получателей крипты от украинского правительства кошельков с историей может свидетельствовать и о том, что для переводов намеренно использовались кошельки-однодневки.
собрали украинские власти на правительственном кошельке Ethereum
Примером подобных кошельков-однодневок может быть 0x88ef7bf4e94d9c6a4615e5a9f32ea2d2f141f2e9. Из почти 10 тысяч ETH, собранных украинским правительством с начала спецоперации, 5260 ETH на сумму не менее 5,6 миллиона долларов были перечислены на этот кошелек. Интересно, что основную часть криптовалюты, на сумму 5,3 миллиона долларов по курсу на тот момент, вывели на этот кошелек с украинского правительственного кошелька спустя три дня после публикации Федоровым отчета. Ранее крупных переводов с этого кошелька не было в течение более чем двух месяцев.
При этом, судя по опубликованным властями отчетам, которые они размещают в правительственном Twitter-аккаунте, работающих с криптой крупных подрядчиков такого уровня и закупающих снаряжение на миллионы долларов попросту не существует. Все закупки, о которых сообщали чиновники, — о них речь пойдет далее, — не превышали нескольких сотен тысяч долларов. Но в данном случае говорится о пяти миллионах потраченных долларов, которые получил неизвестный человек или группа лиц.
Интересно и то, что с середины апреля, несмотря на активные боевые действия и необходимость в технике и снаряжении, с правительственного криптокошелька ни разу не выводились ETH, за исключением единичных платежей — не более чем на 300 тысяч долларов.
Аналогичная история произошла с собранными украинскими властями средствами в биткоинах. С конца февраля на правительственном кошельке накопилась солидная сумма, в денежном выражении она составляет 9 миллионов долларов по курсу на июль, однако большая часть средств была собрана еще в феврале — начале мая, и по тогдашнему курсу сумма превышала 20 миллионов. Украинские власти заявляли, что использовали криптовалюты лишь для расчетов с торговцами военным снаряжением. Но бенефициарами собранных средств могли быть совсем иные люди.
Например, более половины выведенных с правительственного криптокошелька BTC перечислены на кошелек 3CcF942kYVRotGrfYQxD4QNn4aKVywpRxb. С момента создания в 2018 году его оборот составил более шести миллиардов долларов, и, по данным специализированного сервиса Check Bitcoin Address, он служил хакерам для получения средств от шантажа и мошенничества.
Вероятно, этот кошелек используется для биткоин-миксинга — специальной услуги по препятствию отслеживанию биткоинов, когда крупные транзакции разбиваются на мелкие и далее путем долгих переводов оказываются на чистых кошельках. Власти страны могли использовать такой сервис, чтобы сохранить анонимность поставщиков снаряжения.
собрали украинские власти на правительственном кошельке Bitcoin
Еще одним примером подозрительного криптокошелька служит bc1qu4qcqp5xthrreedgk4s28kkqddpv4my53zx3uw. Не него обратил внимание один из пользователей Twitter, который отследил переводы. Оказалось, что созданный сразу после начала спецоперации криптокошелек использовался преимущественно для получения средств от правительственного криптокошелька и упомянутого выше сомнительного кошелька. На этот анонимный кошелек перевели 8,3 миллиона долларов и потратили 7,5 миллиона долларов. Причем деньги перегоняли между этими счетами небольшими частями.
Запутанные следы
На 14 апреля, как следует из релиза на сайте Министерства цифровой трансформации Украины, было потрачено 45,1 миллиона долларов из суммы собранной в криптовалюте помощи. За месяц до этого, 3 марта, заместитель министра цифровой трансформации Александр Борняков отчитывался о получении более 53 миллионов долларов. Можно предположить, что к середине апреля там накопилось еще больше средств, но об их судьбе пока ничего не известно.
Крупнейшей статьей расходов в апрельском отчете указаны беспилотники (БПЛА). На покупку 13 единиц БПЛА была потрачено, как сообщается, 14,3 миллиона долларов. Военные ударные или разведывательные дроны действительно стоят очень дорого, но их нельзя так просто купить за крипту в частном порядке. Они поставляются по государственным контрактам в рамках пакетов военной помощи. Но из правительственного отчета невозможно понять, какие именно это были модели.
Если предположить, что это были обычные гражданские беспилотники, то они стоят на порядок меньше. Например, 18 мая министр Федоров у себя в Twitter отчитался о передаче украинским военным 110 беспилотников, приобретенных за крипту. Речь идет о гражданских дронах Mavic 3.
стоит гражданский дрон Mavic 3, партию которых закупили для украинской армии
Эта партия обошлась украинским властям в сумму от 220 до 550 тысяч долларов — в зависимости от комплектации, но никак не 14 миллионов.
С начала боевых действий на Украине власти страны собрали огромную сумму в крипте. При этом правительственный отчет отражает лишь треть потраченной суммы. Куда пошли оставшиеся 90 миллионов долларов, доподлинно установить сложно. Несмотря на заверения властей в прозрачности и публичности сбора денег, пока в отчете обозначены лишь направления закупок и суммы потраченных на них средств: никакие подтверждающие расходы документы, фотографии или данные транзакций в нем не приводятся.