В пятницу, 29 июля, в порту Одессы началась загрузка зерна на турецкие корабли. Соглашение о вывозе украинского зерна Россия, Турция, Украина и ООН подписали 22 июля. Успех переговоров в Стамбуле, во время которых конфликтующим сторонам удалось заключить столь важные для всего мира договоренности, вселил надежду на возобновление мирных переговоров России и Украины. В интервью «Ленте.ру» заместитель министра иностранных дел России Андрей Руденко рассказал, при каких условиях возможен диалог с Киевом, изменила ли Россия свою позицию по вступлению Украины в Евросоюз и как российская сторона будет выстраивать отношения с украинским народом после завершения военной операции.
«Лента.ру»: Страны НАТО на саммите в Мадриде заявили, что конфликт на Украине должен быть разрешен «на поле боя». Насколько подобные заявления сказываются на готовности России сесть за стол переговоров?
Андрей Руденко: Мы никогда не отказывались от мирных переговоров с Киевом. Напомню, что украинские власти сами попросили нас об этом сразу после начала специальной военной операции в конце февраля. А затем, в середине апреля, когда наметились определенные подвижки после встречи в Стамбуле, сами их прервали явно по указке США и других стран Запада.
Мы уже привыкли к воинственным заявлениям представителей НАТО и Европейского союза, которые настраивают киевские власти на продолжение боевых действий. Так же было и на саммите Североатлантического альянса в Мадриде. Это происходит потому, что Запад цинично использует Украину в своей собственной борьбе с Россией. Использует как оружие.
К сожалению, мы не наблюдаем пока изменений в официальной украинской переговорной позиции
В Киеве продолжают заявлять, что будут готовы вести переговоры только после того, как «отвоюют» Крым и Донбасс, а это сводит шансы их возобновления к нулю.
Однако если в Киеве возобладает разум и украинская сторона захочет вернуться за стол переговоров, мы ответим положительно.
При этом в ходе возобновленных переговоров мы будем вынуждены учитывать новую ситуацию «на земле»
Как в России оценивают договоренности о вывозе украинского зерна и перспективы их реализации?
Мы не только положительно оценили стамбульские договоренности, но и приложили максимум усилий для их достижения. Напомню, что 22 июля в Стамбуле был подписан пакет из двух документов — о вывозе зерна из трех украинских портов и о продвижении российских продуктов питания и удобрений на мировые рынки. Уже 26 июля в Турции начал работу Совместный координационный центр, призванный контролировать прохождение торговых судов.
Рассчитываем, что все пакетные договоренности будут реализованы в полной мере.
Очень многое зависит от Киева, который обеспечивает безопасность судов в черноморских портах, и от стран Запада, которые должны создать условия для доступа российских удобрений и продовольствия на мировые рынки
Российская сторона свою часть обязательств добросовестно выполняет.
В России говорят о том, что в украинских портах заблокировано 5 миллионов тонн зерна, тогда как на Украине заявляют о 20-25 миллионах тонн. Почему такое расхождение?
По оценкам Всемирной продовольственной программы ООН, в портах Украины находится около 4,5 миллиона тонн зерновых. Киев заявляет о имеющемся у него потенциале экспортировать в текущем году до 20-25 миллионов тонн с учетом урожая, который еще не собран. Отсюда, видимо, и расхождение, о котором вы говорите. В свою очередь, Россия готова поставить на мировые рынки более 30 миллионов тонн зерна.
В России неоднократно заявляли, что поставляемое Украине оружие попадает на черный рынок, а оттуда — в руки боевиков, в том числе на Ближнем Востоке. Признают это и на Украине. Есть ли понимание, в какие именно страны оно продается и чем это чревато?
Об этом говорили не только мы, но также Интерпол и Европол. Оружие с Украины уже то и дело всплывает и на Ближнем Востоке, и на Балканах, и в странах ЕС, и даже в Юго-Восточной Азии. Воздержусь от указания конкретных стран: международное сотрудничество в этой сфере носит деликатный характер.
Теневой интернет, так называемый даркнет, буквально завален объявлениями о продаже поставляемого Украине оружия с доставкой в любые регионы планеты
Это неминуемо ведет к росту преступности и террористической активности, повышает риски эскалации существующих и возникновению новых вооруженных конфликтов по всему миру. Перефразируя известную цитату Антона Чехова, можно сказать, что если оружие попадет в руки преступников, то оно обязательно где-нибудь выстрелит. Это лишь вопрос времени.
Мы регулярно поднимаем данную тему в контактах с иностранными коллегами. Однако за поставками оружия стоят геополитические интересы стран НАТО, использующих Украину как инструмент борьбы с Россией, и мощное лобби западных военных концернов.
Недавно президент России Владимир Путин заявил, что страна не против вступления Украины в ЕС. Готова ли российская сторона дать зеленый свет на вступление Украины в Европейский союз в обмен на ее нейтральный статус?
Россия в принципе не выступала против сотрудничества Украины с ЕС как с экономическим объединением, каковым он изначально был создан. Другой вопрос, что Европейский союз, некоторое время назад еще демонстрировавший признаки самостоятельности, сегодня находится в зависимости от США и едва ли способен проводить независимую политику.
ЕС все больше превращается в политическое объединение с весомой военной составляющей
Посмотрите, сколько средств выделяется на поддержку украинских националистов и милитаризацию Украины. Все страны ЕС вместе с общеевропейскими структурами заявили о предоставлении почти 30 из более 83 миллиардов долларов совокупного объема обещанной Украине западной военной, финансовой и гуманитарной помощи.
При этом важно понимать, что предоставление Украине статуса страны-кандидата в ЕС — это сугубо политический жест, не дающий никаких гарантий на вступление в Европейский союз
Ряд стран, имеющих аналогичный статус, ведут переговоры десятилетиями без гарантии их успешного завершения. Во многих из них положение дел в сферах верховенства права, борьбы с коррупцией, прав человека, обеспечения свободы слова и защиты национальных меньшинств намного лучше, чем на Украине.
Кстати, на каких направлениях Министерство иностранных дел (МИД) России выстраивает работу с Донецкой и Луганской народными республиками (ДНР и ЛНР)?
Главные задачи сегодня — это полное освобождение территории республик, обеспечение безопасности их жителей, оказание гуманитарной помощи, восстановление разрушенной инфраструктуры, налаживание мирной жизни
Активно идет формирование нормативно-правовой базы двусторонних отношений, основа которой была заложена Договорами о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. 12 июля в Москве было открыто посольство ДНР, завершаются процедуры, необходимые для начала работы представительства ЛНР. Послы двух стран уже выполняют свои обязанности. Налажен обмен дипломатической корреспонденцией.
Важное место занимают вопросы расследования военных преступлений Вооруженных сил Украины, взаимодействия в информационной сфере, направленного на разоблачение фейков западной и украинской пропаганды и донесение до международного сообщества правды о преступных деяниях киевского режима.
Другая совместная задача — продвижение международной субъектности республик. Важным результатом стало признание ДНР и ЛНР со стороны КНДР и Сирии. Ранее это сделали Абхазия и Южная Осетия.
Сейчас наблюдается кризис доверия простых украинцев к России. Как в связи с этим МИД России планирует в долгосрочной перспективе выстраивать отношения с соседями?
Если бы у всех простых украинцев действительно не было доверия к России, то мы бы не наблюдали репрессий и «охоты на ведьм», развернутых на Украине режимом Владимира Зеленского. Не было бы многолетней антироссийской пропаганды, запрета русского языка, войны с русской культурой, СМИ, Русской Православной Церковью, отмены авиа- и железнодорожного сообщения, недавнего введения визового режима — всего того, что направлено на искусственный отрыв от России.
Известно, что на западе и востоке Украины существует разное отношение к нашей стране, русскому языку, культуре и истории, которая намеренно искажалась.
Одна из целей специальной военной операции заключается в денацификации Украины, ее излечении от вируса национализма, возращении к тому цивилизационному пространству, в котором веками формировалась единая братская славянская общность русского, украинского и белорусского народов
Эти вековые устои более прочные, чем плоды западных политических технологий. А украинский народ имеет достаточно мудрости, чтобы увидеть истинное отношение к нему братской России и колониального Запада, который не интересует судьба Украины и украинцев. По завершении специальной военной операции на освобожденных украинских землях наступит мир, а добрые отношения с Россией будут быстро восстановлены.