В начале августа государственный секретарь США Энтони Блинкен отправился в Африку с важной задачей: побороться с российским влиянием на континент и перетянуть африканские государства на свою сторону в противостоянии с Россией. Африка действительно стоит особняком в этом конфликте. Отдельные государства, конечно, присоединились к международному осуждению России, но большинство предпочли сохранить связи с давним партнером, страной — правопреемницей СССР. За пару недель до Блинкена африканский континент посетил министр иностранных дел России Сергей Лавров, и встречали его там весьма радушно — во всяком случае лучше чем американского коллегу. Корреспондент «Ленты.ру» отправилась в Африку, чтобы разобраться, почему африканцы продолжают тепло относиться к России и даже готовы встать на ее сторону в украинском конфликте.
Колониальное наследие
«Русия? Русия?» — обратился 40-летний эфиопец к группе российских журналистов, прогуливающихся по Аддис-Абебе. Убедившись в верности своих догадок, он вновь произнес слово «Русия», поднес руку к губам и послал воздушный поцелуй. «А тут у нас Пушкин, — показал он рукой на стоявший в десяти метрах бюст русского поэта. — Замечательный писатель! Люблю Россию!» Немного пококетничав перед камерой, он вновь признался в любви к России, послал еще один воздушный поцелуй и скрылся в здании Национального музея Эфиопии.
К журналистам тут же подошел другой прохожий, наблюдавший эту сценку, и представился Бруком. В отличие от предыдущего собеседника, с творчеством Пушкина он знаком не был, но тоже решил признаться в любви к России: оказалось, что он побывал в Москве с цирковой труппой, и больше всего ему запомнилась водка с картошкой — ну и холод, конечно. «Мы тут очень любим Россию. Эфиопия с Россией — отличные друзья!» — не скрывая гордости, произнес мужчина.
Давние симпатии к России в Африке не перечеркнули даже боевые действия на Украине и последовавшее за ними международное осуждение российской политики
Мухузи Кайнеругаба, сын президента Уганды Йовери Мусевени и его потенциальный преемник, и вовсе заявил о поддержке России всем «небелым» населением планеты. Это, конечно, преувеличение. Отношение стран Африки к событиям на Украине неоднозначно, и есть среди африканских государств те, кто последовательно выступает с критикой России, — например, Кения.
Но большинство стран континента предпочли занять выжидательную позицию: когда в марте Генеральная Ассамблея ООН рассматривала резолюцию с осуждением России, 25 африканских государств воздержались от голосования либо вообще его пропустили. Одно — Эритрея — проголосовало против. Причем некоторые страны, изначально занявшие достаточно жесткую позицию, впоследствии ее смягчили: например, ЮАР хоть и поддержала резолюцию, затем возложила вину за конфликт на действия НАТО, а президент Южно-Африканской Республики в конце июня провел с Владимиром Путиным саммит БРИКС. Сдержанная реакция и нежелание стран Африки примкнуть к давлению на Россию вызвала недоумение у западных государств, которые с колониальных времен оказывают сильное влияние на политику африканских стран и рассчитывали на их поддержку.
воздержались от голосования за резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН по осуждению действий России на Украине, еще пять государств высказались против ее принятия
Причин тому много, и одна из них как раз связана с колониальным периодом: в Африке очень хорошо помнят, как СССР помогал государствам континента в борьбе за независимость — и словом, и делом, и оружием. На флаге Анголы даже изображен автомат Калашникова, которым ангольцы воевали с Португалией.
Правительства многих африканских государств получали дипломатическую и военную поддержку от СССР на протяжении многих лет после обретения независимости, а современная политическая элита этих стран получила образование в советских вузах. Россия, к слову, помогает африканским лидерам оружием и по сей день: она является крупнейшим поставщиком вооружений и военного оборудования на континент. Такие тесные связи одномоментно не оборвать.
Как мы можем автоматически быть против России? Мы же простили наших бывших врагов, колониалистов, которые сделали нам что-то плохое. Как мы можем быть против кого-то, кто никогда не вредил, а наоборот — помогал нам?
Колониальное прошлое Африки дает о себе знать даже спустя полвека после обретения независимости. Конголезский журналист Шанц Ворли рассказал «Ленте.ру», что из-за сохраняющегося влияния бывших метрополий многие африканцы лишены доступа к объективной информации о мировых событиях, в том числе о ситуации на Украине. По его словам, Франция до сих пор сильно влияет на медиапространство в Республике Конго: по телевизору транслируется лишь одна точка зрения на украинские события — европейская.
Нам хочется понять, из-за чего начался конфликт между Россией и Украиной, почему стороны не могут сесть за стол переговоров. Но мы слышим ответы на эти вопросы только от французских телеканалов и от французских чиновников. У нас есть доступ только к их версии событий. Очень хотелось бы слышать и то, что говорит Россия
Время колониализма прошло, продолжил Ворли, и на Западе всем пора привыкнуть, что Африка теперь независима и сотрудничает с тем, с кем выгодно ей.
Еще один конголезский журналист Мугуэль оказался менее сдержанным, чем его коллега, и представился корреспонденту «Ленты.ру» как «фанат Путина». «Он совсем не такой, как западные лидеры, он все говорит напрямую», — объяснил он. А потом и вовсе признался, что молится за то, чтобы у России «все получилось» на Украине. «Пусть Запад утрется!» — воскликнул он.
На континенте растет недовольство политикой Запада, особенно его стремлением сохранить контроль над внутренними делами независимых африканских государств.
В 2021 году в Эфиопии зародилось движение #NoMore в ответ на попытки США повлиять на ход вооруженного конфликта между властями страны и повстанцами в автономном регионе Тыграй — в пользу последних
Участники движения провели многотысячные протесты в 30 странах и даже возле Белого дома в Вашингтоне. На центральной площади Мескель в Аддис-Абебе установили арт-объект с надписью #NoMore — на пике популярности Twitter заблокировал ключевые аккаунты, которые продвигали хештег и само движение.
«Западу не нравится руководство нашей страны, вот они и пытаются его свергнуть, оказывая поддержку Народному фронту освобождения Тыграя.
А ведь наше правительство было избрано демократическим путем», — пожаловался эфиопец Фикру, с которым корреспондент «Ленты.ру» познакомилась возле памятника. По словам Фикру, не удается это Западу лишь благодаря России, которая «защитила» Эфиопию в ООН: Москва действительно применяла право вето, блокируя резолюции, осуждающие эфиопские власти в связи с конфликтом в Тыграе. «Мне кажется, Россия — спаситель для всего остального мира, — продолжил Фикру. — Если бы не Россия с ее правом вето, Запад мог бы с легкостью свергнуть правительство любой страны. Россия сохраняет равновесие».
Находясь с визитом в Африке, французский президент Эммануэль Макрон попытался обернуть антиколониальные настроения на континенте против России, назвав ее «одной из последних колониальных империй». «Она решила напасть на соседнюю страну просто из желания защитить там свои интересы», — рассказал политик журналистам. Такое заявление он сделал в Бенине — африканском государстве, которое в XIX веке неоднократно подвергалось нападениям Франции, но после двух кровопролитных войн все же пало, было колонизировано и стало центром французском работорговли из-за выхода к океану и развитой системы портов. Его слова возмутили не только африканцев, но и французов.
Цвет нации
Отношение к конфликту на Украине у простых африканцев смешанное. Даже те, кто симпатизирует украинцам и критикует Россию, с некоторой обидой и непониманием обращают внимание на то, что все внимание мирового сообщества сейчас сосредоточено на Украине и незаслуженно обходит стороной тяготы и трагедии, выпадающие на долю африканского континента.
«Они заладили: Украина, Украина, Украина... Мне жалко украинцев, ведь война — это всегда плохо. Но ведь они почти не говорят про другие войны. Вот у нас в Эфиопии война, гибнут люди. Но на Западе говорят только об Украине», — посетовал эфиопец Брук в беседе с «Лентой.ру». Схожим мнением поделились и другие африканцы, с которыми удалось пообщаться корреспонденту издания, о том же пишут африканские пользователи соцсетей. Себе они объясняют скудный интерес западных стран к конфликтам в Африке и Ближнем Востоке цветом кожи гибнущего там гражданского населения: «Просто они не белые».
Эту расовую компоненту подкрепили истории африканских студентов, столкнувшихся с дискриминацией при бегстве с Украины после начала боевых действий. Африканцев не пускали в эвакуационные поезда и автобусы, а тех, кто все же добирался до границы, пограничники заставляли часами ждать на морозе, пока украинцев беспрепятственно выпускали из страны, рассказала «Ленте.ру» нигерийская студентка медицинского института Чидинма в марте.
Даже спустя полгода с начала боевых действий эта тема продолжает широко обсуждаться: африканские студенты видят расизм и в том, что европейские университеты оказывают всяческую поддержку их украинским сокурсникам в ущерб другим. Из-за этого сотни африканских студентов остались без возможности продолжить обучение, а те из них, кто оказался в Европе, — без малейшей поддержки местных властей.
«Хотя они [европейские институты] и преследуют благие цели, они не понимают, что эти возможности предназначены для украинцев. Не для африканцев, не для индийцев... только для украинцев», — поделилась африканский медик Коко в Twitter. Девушка рассказала, что не смогла даже получить выписку из оценочной ведомости от украинского университета: ей сообщили, что сделать это дистанционно невозможно, и она должна лично приехать на Украину. «Мы стучались в каждую дверь, отправляли электронные письма, создавали петиции, выступали в прессе... Но ничего не изменилось. Африканцы не получили такого сочувствия, поддержки и гуманитарной помощи, как украинцы», — рассказала она. Ее публикация собрала 31 тысячу лайков и вызвала громкую критику среди украинских пользователей.
Есть среди африканцев и те, кто занимает выраженно пророссийскую позицию в конфликте: для них это не столкновение России и Украины, а России и Запада
«Вина не на России, а на Западе. Это они нарушили обещание не расширять НАТО на восток. Пусть теперь разгребают последствия», — заявил эфиопец Фикру.
При этом африканцы все больше ощущают последствия этого геополитического столкновения на собственной шкуре. Россия и Украина — ключевые экспортеры зерновых на континент, из-за боевых действий и антироссийских санкций поставки существенно сократились, а цены на продовольствие в и без того бедных африканских государствах резко подскочили.
Заключенная в июле зерновая сделка между Украиной, Россией, Турцией и ООН ожидаемого облегчения не принесла: зерно из разблокированных украинских портов отправилось не в Африку, а в обеспеченные страны вроде Великобритании, Ирландии, Италии и Китая
Тем временем 20 миллионов человек в Сахеле и Западной Африке уже страдают от нехватки продовольствия, и количество голодающих продолжит расти из-за сильной засухи и неурожая на континенте. В Сомали, одной из беднейших стран Черной Африки, от голода уже погибли тысячи людей.
Фото: Валентина Шварцман / Lenta.ru
Чем больше жизней будет забирать голод, тем больше негодования будет копиться у народов Африки. И в условиях, когда в соцсетях набирает обороты нарратив о вине Запада в нынешнем кризисе и его безразличии к трагедиям «небелых» людей, вряд ли эта ярость выплеснется на Россию — ведь руку, которая кормит, не кусают.