Красноярский край продолжает расширять логистические коридоры с выходом в Казахстан, Монголию и Китай. Это совпадает с вектором, который обозначил президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Развитие международной торговли с азиатскими странами сегодня для России стало важнейшей стратегической задачей. Сейчас инфраструктурные ограничения становятся главным сдерживающим фактором, но эту проблему можно решить, заявил красноярский губернатор Александр Усс.
«Нужны решительные меры не только по расширению, но и по строительству транспортных артерий. В частности, нам необходимо ускорить реализацию проекта железнодорожной ветки Кызыл — Курагино с выходом к границе с Монголией и дальнейшим сообщением с Китаем», — отметил на Красноярском экономическом форуме губернатор края.
.
Эта новая железнодорожная ветка в Восточной Сибири могла бы снизить транспортную нагрузку на Байкало-Амурскую магистраль и Транссиб на 20 процентов.
В рамках панельных дискуссий форума эксперты отмечали, что восточный вектор развития всегда имел большое значение для всей Сибири, но сейчас он обретает особую значимость. «От нас ждут прорывных инициатив, комплексных, синергетических проектов, способных обеспечить новое будущее для Сибири и всей страны», — подчеркнул Александр Усс. По его мнению, умение адаптироваться к новым условиям, решать нестандартные задачи — «это то, что сегодня особенно нужно нашей стране».
Авиахаб в Юго-Восточную Азию
Весной этого года будут запущены прямые рейсы из Красноярска в столицу Монголии Улан-Батор, полеты планирует совершать компания «КрасАвиа».
В дальнейшем к авиасообщению между странами может присоединиться и «Аэрофлот», отметила Ольга Василенко, руководитель агентства по туризму Красноярского края.
Красноярский аэропорт таким образом становится полноценным авиахабом и для туристов, и для предпринимателей. Из Улан-Батора относительно дешево можно добраться до стран Юго-Восточной Азии, куда нет прямых рейсов из России. А сама Монголия может стать новым центром туризма для россиян, до сих пор это направление практически не развивалось.
Белоруссия и Казахстан
Для развития Красноярского края задействуют и высокий потенциал Евразийского экономического союза. В столице Казахстана Астане 1 марта открылось представительство Корпорации развития «Енисейская Сибирь». Оно создано для стимулирования экспорта товаров из Красноярского края в Казахстан и другие азиатские страны, а также для привлечения инвестиций в перспективные проекты сибирского региона.
На площадке Красноярского экономического форума прошли переговоры с белорусской делегацией о продолжении сотрудничества по развитию аграрного комплекса края. Особенно заинтересованы в регионе в поставках сельхозпредприятиям белорусской специальной техники. По состоянию на середину прошлого года белорусская техника составляла существенную часть парка сельскохозяйственных машин Красноярского края: 45 процентов тракторов, 11 процентов зерноуборочных и треть (33 процента) кормоуборочных комбайнов.
«Но нас интересует не только сельхозтехника. Уже сейчас сотрудничество между белорусскими производителями и потребителями Красноярского края идёт в широком отраслевом спектре — от поставок тяжелых машин БелАЗ и БелРус для нужд добывающих компаний до комплексных решений в сфере электротранспорта», — отметил Александр Усс.
В прошлом году в Красноярске впервые в истории города началась сборка троллейбусов. Проект совместно реализуют красноярская компания «Белрус» и белорусская «БКМ Холдинг». Кузовы для троллейбусов производят в Белоруссии, а комплектующие — в России. Предприятие станет новым источником поставок экологически безопасного городского транспорта для сибирских городов.
Внешнеторговый оборот между Красноярским краем и Белоруссией стабильно растет год от года. В 2022 году он вырос по сравнению с предыдущим почти на треть (на 27,5 процента).