Старшеклассники начинают усиленно готовиться к выпускным экзаменам, однако многие до сих пор не определились с будущей профессией. О самых перспективных направлениях, зарплатных ожиданиях и том, как правильно реализовывать свой профессиональный потенциал, «Лента.ру» поговорила со Станиславом Куджем, ректором главного технологического вуза страны — РТУ МИРЭА.
«Лента.ру»: Началась финальная стадия подготовки к ЕГЭ, а многие школьники по-прежнему думают, на кого поступать, какой вуз и специальность выбрать. Как не прогадать с профессией? На что старшеклассникам и их родителям стоит обратить внимание при выборе специализации?
Станислав Кудж: Главный и определяющий фактор — это действительно изучать вопрос. Большая проблема, если мысли о выборе вуза и специальности приходят абитуриенту только летом, во время приемной кампании.
Безусловно, самые мотивированные абитуриенты и студенты — те, что работают по призванию, то есть из интереса. Поэтому в первую очередь необходимо определиться с интересами абитуриента. Здесь помогут программы профориентации и детские технопарки, которые предоставляют возможность на деле попробовать себя в разных направлениях — от химии и биологии до киберспорта. Когда студент приходит на «свое» место, у него качественно другой уровень мотивации. Именно такие ребята достигают профессиональных результатов, из них вырастают настоящие инженеры, за них борется работодатель, начиная с третьего курса.
Однако полагаться только на личный интерес было бы не совсем прагматично. Всегда нужно думать и о перспективах развития, о тех конкурентных преимуществах, которые будут у выпускника конкретного университета. Например, из года в год мы видим стабильный интерес к юриспруденции. Однако начинающим специалистам особых карьерных перспектив этот рынок предложить не может — в силу острой конкуренции. В этом случае целесообразно задуматься: чем вы сможете выделяться? Учитывая, что тренд на цифровизацию бизнеса остается главным не только в российской, но и в глобальной экономике, многие профессии будут работать на стыке с IT. Соответственно, и юридические споры будут возникать там. Специалисты такой квалификации сейчас в дефиците, поэтому абитуриенты могут рассчитывать на быстрый старт карьеры. Это правило применимо и к медикам, экономистам, финансистам и другим профессиям.
Именно поэтому сейчас наиболее интересно и перспективно не академическое образование широкого профиля, а практикоориентированные образовательные программы, разработанные совместно с ведущими компаниями и адаптированные под особенности конкретных отраслей и производств.
Немаловажно при выборе вуза учитывать и те дополнительные возможности, которые будут у студента помимо основной программы. В первую очередь я, конечно, говорю о программах дополнительного образования, которые позволяют «обрасти» новыми компетенциями и стать действительно востребованным профессионалам. Это и цифровая кафедра, и сертифицированные курсы от партнеров университета, и углубленная языковая подготовка — тот набор, который даст выпускнику действительно уникальные и ключевые конкурентные преимущества на рынке труда. Сейчас в РТУ МИРЭА реализуются около 100 разноплановых программ дополнительного образования, и, что немаловажно, многие из них доступны студентам бесплатно.
В России по-прежнему высокий процент людей, которые работают не по профессии. О чем это говорит и как можно это исправить? Как можно реализовать профессиональный потенциал в полной мере?
Согласно последним опросам (исследование Rambler&Co от 2 сентября 2022 года), только 53 процента россиян работают по специальности, которую получили в вузе. Еще 18 процентов трудятся в сфере, близкой к диплому. Оставшиеся 29 процентов заняты совершенно иной деятельностью. Еще несколько лет назад разрыв был несколько больше.
Мы видим, как меняется подход к образованию: если раньше о поступлении в вуз большинство задумывалось в самый последний момент и сдавали по пять-семь экзаменов рандомно — «лишь бы куда-нибудь поступить», то сейчас родители подходят к профориентации ребенка более осознанно. Для детей готовятся полноценные стратегии образования: от детского сада и всевозможных кружков до школьных спецкурсов и секций дополнительного образования. И государство создает все условия для реализации подобных стратегий.
Так, например, в РТУ МИРЭА работает детский технопарк «Альтаир», где для учащихся 8-11 классов разработаны программы профориентации и дополнительного образования. Здесь ребенок пробует себя в химии, информатике, киберспорте, 3D-моделировании и других сферах: создает собственные проекты в безопасной среде, где нет оценок. Что он делает?
Проверяет свой интерес на практике. Пройдя подобные курсы, ребенок получает огромное конкурентное преимущество, прежде всего — во времени. Поступая на определенную специальность, он уже уверен, что именно ему нравится и для чего он получает знания в данной области. Это своеобразная прививка от классической ситуации, когда третьекурсники вдруг осознают, что учатся не там, и переходят на другой факультет в статусе первокурсника, потеряв три года. Действительно, очень важно дать ребенку возможность «пощупать» будущую профессию до принятия решения о поступлении, чтобы такой выбор был осознанным и более содержательным.
В то же время появляется много новых специальностей, которые быстро выходят из моды. На что обращать внимание при выборе аналогичных программ в разных вузах?
В основе всегда должна лежать качественная база — это то, чем ценится российское образование в мире. Если вспомнить тот же ICPC (крупнейшее IT-соревнование в мире) — наши студенты всегда на первых местах, а, например, знаменитый Стэнфорд — на двадцатых строчках. Такой задел дает преемственность традиций в вузе.
Однако университет должен идти в ногу со временем — то есть предоставлять и современное оборудование для учебы, и возможности проявить себя, в том числе во внеучебной деятельности. Большим преимуществом являются совместные кафедры с реальным бизнесом, ведь это потенциальный работодатель, который дает ориентированные на практику знания и возможность увидеть работу индустрии изнутри.
Например, в 2023 году у нас в РТУ МИРЭА стартуют три обучающих курса, которые мы разрабатывали и реализовывали вместе с признанными лидерами рынка высоких технологий: по подготовке специалистов, чья работа связана с внедрением искусственного интеллекта в медицину, — совместно с Центром диагностики и телемедицины Департамента здравоохранения Москвы; по освоению навыка фулстек-разработки — с группой компаний «Астра»; по геймдизайну — совместно с VK. А с «Росатомом» запускаем совместную подготовку специалистов в области программной роботизации, где студенты, помимо прочего, будут учиться основам бизнес-аналитики и моделированию бизнес-процессов с помощью программных роботов.
Подобные проекты позволят не только ребятам быстро найти работу, но и в целом сработают на обеспечение технологического суверенитета страны и обеспечение прорыва в отечественной IT-сфере.
Не менее важным является и наличие в университете наиболее современного и продвинутого оборудования. Как правило, такие инвестиции нецелесообразны или малоэффективны при точечном вложении, поэтому мы в РТУ МИРЭА делаем ставку на создание и развитие так называемых мегалабораторий, которые являются междисциплинарными точками кипения, мощными центрами коллаборации студентов и исследователей.
Как сейчас обстоят дела на рынке IT и высоких технологий? Каких специалистов не хватает индустрии? И к каким направлениям стоит присмотреться?
Интерес к трудоустройству в IT-сфере стабильно растет не только у детей. Сегодня 85 процентов родителей (исследование Skillbox от 2 июня 2022 года) хотят, чтобы их дети реализовывали себя именно в этой сфере. Интерес вполне объясним, ведь индустрия испытывает кадровый голод. России не хватает около миллиона специалистов (заявление вице-премьера Чернышенко на ПМЭФ в июне 2022 года). Это говорит о больших карьерных возможностях, когда с позиции «джун» можно быстро стартовать до «сеньора» или реализовать свой стартап. В РТУ МИРЭА мы также даем студентам возможность презентовать свой бизнес-проект в качестве дипломной работы.
IT — это ведь очень широкая сфера: и разработка, и видеоигры, и беспилотный транспорт, и цифра в целом. Поэтому здесь себя найти может каждый. Наиболее востребованы сейчас разработчики, специалисты, которые участвуют в цифровизации бизнеса, в том числе аналитики больших данных, специалисты по кибербезопасности и беспилотному транспорту.
Что ждет выпускников данных специальностей? Насколько рынок оправдывает их карьерные запросы и зарплатные ожидания?
Что касается зарплатных ожиданий, здесь складывается парадоксальная для других сфер ситуация, когда именно соискатели задают зарплатные тренды, а компаниям приходится все в большей мере соответствовать их требованиям. Причем не только материальным, но и в плане кадровой политики. Условия труда в индустрии выше, чем у тех же «синих воротничков» или в стандартном офисе: чаще это более гибкий график работы, возможность частичной занятости или удаленки. При этом зарплаты разнятся в зависимости от специальности. «Джун» в техподдержке может стартовать с оклада 40-60 тысяч рублей, а разработчик получать порядка 200 тысяч рублей в месяц. Средняя зарплата IT-специалистов по России остается на уровне около 140 тысяч рублей.
Многие уверены, что айтишник лучше реализует себя за рубежом, нежели в России. Насколько это соответствует действительности?
Это неправда. И особенно сейчас! Наших специалистов действительно ждут везде. Им предлагают конкурентные зарплаты. Однако если говорить о самореализации и перспективах, то именно в России сейчас открывается окно возможностей для роста, когда большое государство идет к обеспечению технологического суверенитета — от разработки национального ПО и железа до собственных видеоигр. Можно работать в уже выстроенной корпорации под звездным наставничеством, но тогда есть шанс остаться незамеченным и просидеть в менеджерах среднего звена. На отечественном рынке, напротив, прислушиваются не только к именитым экспертам, но и к молодым талантам с незамыленным взглядом, готовым предложить нестандартное решение.