6 мая недалеко от Нижнего Новгорода под автомобилем Audi Q7, в котором ехал российский писатель и политик Захар Прилепин, взорвалась противотанковая мина. Прилепин получил тяжелые ранения ног, а его охранник погиб на месте. Ответственность за взрыв взяла на себя радикальная группировка украинцев и крымских татар «Атеш» (рус. «Огонь») — ранее ее представители заявляли о причастности к теракту на полигоне под Белгородом в октябре 2022 года, жертвами которого стали 11 человек. Что известно о группировке «Атеш» и кто за ней стоит, выясняла «Лента.ру».
6 мая российский писатель Захар Прилепин за рулем Audi Q7 ехал из своего дома, расположенного в деревне Борского района Нижегородской области. По словам Прилепина, в этой деревне он живет много лет, там же написал большую часть своих произведений.
Писатель является действующим офицером Росгвардии и служит по контракту — в минувшем январе он подписал его и отправился в зону проведения специальной военной операции (СВО). В какой должности служит Прилепин и какие обязанности на него возложены, в Росгвардии не уточняют.
Длинные майские выходные Прилепин решил провести в деревне, с семьей. Незадолго до взрыва Прилепин высадил возле дома дочь, которая была с ним в машине, а сам поехал дальше по делам. Рядом, на пассажирском сиденье, находился личный охранник писателя — 27-летний Александр Шубин с позывным Злой.
Для покушения на Прилепина террористы использовали две противотанковые мины ТМ-62-М образца 1960-х годов. Одна из них была заложена на грунтовой дороге — ее, по версии следствия, привел в действие гражданин Украины Александр Пермяков, который сейчас задержан и находится под арестом.
Между тем первая мина взорвалась под передним колесом автомобиля со стороны пассажира Александра Шубина, который погиб на месте. Захар Прилепин остался жив.
Уже находясь в больнице, писатель рассказал, как после взрыва на несколько минут потерял сознание, а затем очнулся и подполз к выбитому лобовому стеклу своего автомобиля. Выбраться ему помогли подоспевшие на выручку местные жители. В результате теракта Прилепин получил переломы обеих ног.
По факту покушения на Захара Прилепина Следственный комитет России (СКР) возбудил уголовное дело по статье 205 («Террористический акт») УК РФ. В Нижегородскую область были направлены следователи-криминалисты.
Мужчина заявил патрульным, что просто охотится на озере на куропаток — однако в том районе не было ни озера, ни куропаток.
Зато оперативники нашли в лесу схрон с одеждой, в которой Пермяков находился в момент совершения преступления, а также бутылку с водой, еду и лекарства. А возле деревни Козлово служебные собаки обнаружили в лесополосе рюкзак задержанного, в котором находились два термоса, изолента и разбитый тестер напряжения.
На допросе Пермяков пояснил, что еще в 2018 году стал сотрудничать с украинскими спецслужбами, а в 2022 году въехал на территорию России, чтобы убить Захара Прилепина.
Между тем уже 6 мая, в день теракта, ответственность за него взяла на себя радикальная группировка украинцев и крымских татар «Атеш».
Правда, в сообщениях группировки фамилия Пермякова никак не фигурировала и никаких доказательств слежки за писателем, которая якобы велась долгое время, не приводилось. Да и сам арестованный на допросах не упоминал о своей принадлежности к «Атешу».
Первые упоминания о группировке «Атеш» относятся к сентябрю 2022 года — именно тогда в Telegram появилась группа с таким названием. Согласно описанию, она представляла «военное движение украинцев и крымских татар». Сутки спустя в группе появился пост на украинском языке, в котором утверждалось, что среди мобилизованных в Крыму были сторонники «Атеша».
Согласно сообщению, 18 участников группировки были готовы выполнять задания по «подрыву армии РФ в тылу». За сообщением последовал ролик с обращением молодого человека в камуфляже и балаклаве.
На русском языке он рассказал, что пока сторонников «Атеша» немного, но пообещал, что их будет больше. Их задача внедряться в российскую армию и передавать Вооруженным силам Украины (ВСУ) информацию о расположении штабов, складов и техники.
Ролик в малоизвестной группе явно не претендовал на большие цифры просмотров, но в какой-то момент его репостнул советник главы МВД Украины Антон Геращенко. С его подачи видео быстро распространилось по проукраинским пабликам. Число подписчиков в группе «Атеш» выросло на несколько тысяч, а ее администраторы стали регулярно публиковать контент о диверсионно-подрывной деятельности в России.
Между тем «человека в балаклаве» из первого ролика быстро вычислили российские силовики: им оказался житель Амурской области Николай Титаренко. В отношении него возбудили уголовное дело по статье 280.4 («Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства») УК РФ.
Начиная с октября 2022 года у канала «Атеш» наметились два направления публикаций. В первых утверждалось, что в российской армии якобы действует множество агентов группировки, которые призывают мобилизованных сотрудничать с ней.
А иногда в группе публиковали фото людей в камуфляже, с закрытыми лицами, которых администраторы называли агентами группировки в Российской армии.
Вторым типом публикаций были отчеты о якобы проделанной работе. Причем в одном из первых постов «Атеш» решила приписать себе ни много ни мало теракт на Крымском мосту 8 октября 2022 года. «Угадайте, кто был у моста?» — гласило сообщение. Правда, тиражировать столь дерзкое и ничем не подкрепленное заявление в группе не стали.
Фоном для следующего ролика «Атеша» служил перевернутый российский флаг: на столе перед ним стояли пять коктейлей Молотова и лежал автомат. За столом, как следовало из описания видео, сидела некая Айсу — координатор подпольного движения и якобы жена мобилизованного.
Она заявила, что в рядах Российской армии уже 200 агентов «Атеша», и призвала «всех своих собратьев в Крыму» жечь военкоматы и убивать чиновников. При этом при просмотре ролика заметно, что звуковую дорожку записывали отдельно от видео.
Любопытно, что, по данным украинской хакерской группы Beregini, Айсу отнюдь не жена мобилизованного, а офицер украинского Центра информационно-психологических операций (ЦИПСО). Хакеры также предполагали, что и вся группировка «Атеш» является детищем этого центра.
А 11 октября «Атеш» сделала громкое заявление о якобы успешно проведенной диверсии в Военно-морском клиническом госпитале в Севастополе. Представители группировки утверждали, что среди медперсонала госпиталя есть агенты, которые помогли им проникнуть туда.
Затем они якобы подменили препараты в капельницах и убили 13 российских военных, которые проходили лечение, — группировка даже опубликовала списки погибших. Однако это сообщение оказалось недостоверным.
О массовой гибели военных не писали ни российские, ни украинские СМИ. А источник в севастопольском госпитале отметил, что имена и фамилии из списка «Атеша» не соответствуют данным пациентов.
15 октября 2022 года Минобороны России сообщило, что около 10 утра на полигоне Западного военного округа в Валуйском районе Белгородской области был совершен теракт. Два уроженца одной из стран СНГ во время занятий по огневой подготовке открыли огонь по сослуживцам.
Ответным огнем террористы были уничтожены. Жертвами нападения стали 11 человек, еще 15 получили ранения. На следующее утро группировка «Атеш» взяла на себя «полную ответственность за инцидент в Белгороде», отметив при этом, что их агенты не пострадали.
Примечательно, что в дальнейшем «Атеш» брала на себя ответственность за самые разные диверсии и теракты на территории России — в частности, в группе публиковали видео с перерезанием электрических кабелей возле железной дороги и засыпанием песка в бак БТР.
Шесть дней спустя, 9 ноября, замглавы Херсонской области Кирилл Стремоусов погиб в ДТП под Геническом. Виновником аварии стал водитель грузовика, совершивший опасный маневр.
В день гибели Стремоусова в «Атеше» заявили, что долго выслеживали его в Херсоне, Симферополе и Скадовске, назначив за любую информацию о чиновнике награду в несколько тысяч долларов.
Появление в информационном поле так называемого крымско-татарского подполья и партизанского движения российские спецслужбы предсказывали давно — сразу после вхождения Крыма в состав России. Чтобы понять причины этого, нужно обратиться к истории.
18 мая 1944 года, сразу после освобождения Крыма Красной армией, крымские татары были депортированы и до 1956 года находились в статусе ссыльнопоселенцев в разных регионах СССР.
В частности, крымские татары составляли значительную часть 11-й дивизии СС — так называемого восточно-тюркского (или туркестанского) батальона, созданного в декабре 1941 года. Кроме того, в оккупированном Крыму существовали отряды самообороны и местные полицейские отделы — Штурмшахт, состоящие целиком из крымских татар.
Последние получили мрачную известность из-за борьбы с красными партизанами и зверствами в лагере смерти «Красный» на территории одноименного совхоза. А после освобождения Крыма из этих подразделений был сформирован татарский горно-егерский полк СС.
Историки считают, что из всех крымских татар против советской власти в то время воевали около 36 тысяч — каждый третий мужчина призывного возраста. Поэтому в послевоенные годы жители Крыма и ряда других регионов СССР относились к крымским татарам весьма негативно.
Несмотря на это, последние продолжали мечтать о «Крымском халифате» и вплоть до 1985 года находились под пристальным контролем КГБ и милиции.
За эти годы многие из них пошли под суд — за антисоветскую пропаганду и клевету на советский строй, а также массовые беспорядки и нарушение паспортного режима. И только после начала перестройки, в 1986 году, крымским татарам разрешили вернуться на полуостров. Причем и здесь власти допускали перегибы — например, переселенцам возвращали земли, на которых уже 40 лет жили другие люди, что становилось причиной многочисленных конфликтов.
После развала СССР некоторые местные татары начали активную фазу борьбы за «Крымский халифат».
Идею халифата активно продвигало крымское отделение «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (организация признана террористической и запрещена в РФ в 2003 году) и «Меджлис крымскотатарского народа» (признан экстремистским и запрещен в РФ в 2016 году). Сторонники этих организаций ставили своей целью создание как крымского, так и мирового халифата.
Сегодня некоторые крымские татары вновь активно противостоят властям (на этот раз российским) — причем порой с оружием в руках. Правоохранительным органам известны попытки создания крымско-татарских объединений в российских колониях — особенно тех, что находятся под мусульманским влиянием (так называемые зеленые зоны).
Эти ячейки в последние годы стали новой серьезной деструктивной силой, особенно там, где администрация и криминальные авторитеты потеряли рычаги давления. Несмотря на это, как отмечает источник «Ленты.ру» в правоохранительных органах, реальность группировки «Атеш» вызывает сомнения у спецслужб.
Сомнения в реальности «Атеша» связаны еще и с тем, что, по оперативным данным, за минувшие десятилетия не было создано практически ни одной крымско-татарской организованной преступной группировки (ОПГ). Попытка ее создания в 1990-е годы (ОПГ «Идмат») практически сразу закончилась провалом — ее лидеров за несколько месяцев перебили конкуренты.
Поэтому большой вопрос — насколько реально появление подобной этнической группировки экстремистов. В беседе с «Лентой.ру» генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов отметил, что раньше такая организация как «Атеш» не попадала в поле зрения российских спецслужб.
Однако он не исключает, что подобные организации, цель которых — создавать проблемы российской власти, могут существовать в реальности. Причем акцент на крымских татар в «Атеше», если группировка действительно существует, отнюдь не случаен.
По словам Михайлова, вне зависимости от того, реальна ли группировка «Атеш» или же она существует лишь в соцсетях, приписывание себе громких диверсий и терактов помогает ей привлекать новых сторонников и финансирование. При этом чем больше она берет на себя, тем больше страха посылает в общество. А в этом и заключается главная цель экстремистов.