На российском авторынке формируется интересный кейс: единственный сегмент, в котором китайским маркам до сих пор не удалось потеснить российских производителей, — это легкие коммерческие грузовики (LCV). При этом больше половины рынка удерживают нижегородские «Газели» и «Соболи». «Лента.ру» разобралась в том, как автопроизводителю удается укреплять позиции в непростых условиях.
Ноябрьские продажи LCV в России эксперты отраслевого агентства «Автостат» назвали очередным рекордом года: в стране было продано 9,5 тысячи легких коммерческих грузовиков — на четыре процента больше, чем в октябре, и это максимальный результат с февраля 2022-го. Для сравнения, в легковом сегменте продажи в ноябре снизились на 2,3 процента по сравнению с октябрем, хотя китайских марок это не коснулось — их продажи росли на 2-12 процентов в зависимости от марки. В LCV же 53 процента рынка, а это около пяти тысяч машин, приходится на модели нижегородского производства, «Газели» и «Соболи», которые не собираются сдавать рынок китайскому импорту и только укрепляют свои позиции.

Нижегородские Газели – это более половины российского рынка LCV
Фото: Михаил Сорокин
Получается, что, как и когда-то в начале 1990-х, нижегородские «Газели» буквально «вывозят» весь сегмент, а вместе с ним малый и средний бизнес, формирующий основной спрос на LCV. Как и тогда, условия не из легких: санкции (а нижегородский автопроизводитель попал под них еще в 2018 году), не только сбившие цепочки поставок, но отрезавшие российский бизнес от мировой финансовой системы, растущие на фоне повышения ключевой ставки ЦБ затраты на обслуживание кредитов, дефицит кадров и еще масса примет нашего времени. Но с 90-х годов изменилось главное — и это сам автопроизводитель.
Японское с нижегородским
Причины сегодняшнего успеха надо искать в начале 2000-х годов. Именно тогда по инициативе Олега Дерипаски в Нижний Новгород прибыли японские консультанты по внедрению производственной системы Toyota (TPS). Это был один из первых таких опытов в стране — на тот момент казавшийся странным и непонятным. В городе скептически говорили: заводу нужны деньги, оборудование, а не все эти непонятные «кайдзены» и «гембы». Но за новые станки должны были встать люди, а разруха, по классике, была именно в головах.
Директор по развитию производственной системы нижегородского автозавода Оксана Исакова рассказывает, что японцы не делились готовыми рецептами: «Нам задавали наводящие вопросы, чтобы мы сами искали решения, применимые именно к нашей производственной специфике, с учетом нашей культуры и менталитета. Японские консультанты подчеркивали, что нельзя скопировать TPS один в один — каждая компания должна разработать свой подход, потому что имеет значение только собственный опыт».
И в Нижнем усвоили эти уроки. Да, поначалу не все было гладко: эйфория от первых результатов (а на участках, с которых начали внедрять принципы TPS, производительность в первые годы выросла в четыре раза!) сменилась многолетней кропотливой работой. Но постепенно новые подходы охватили все этапы, от проектирования до сервиса: расчистили все — от захламленных рабочих мест до отношений с дилерами. Действовал главный принцип производственной системы — играй в долгую, даже если это наносит ущерб краткосрочным финансовым целям.
На автозаводе были возрождены лучшие из забытых советских практик, которые, как оказалось, можно применять и в рыночных условиях: рационализаторство, вовлечение каждого в общее дело, гордость за свой продукт. Начальники вышли к рабочим, стали их слушать и решать проблемы на месте, в цехах. Возвели в культ подходы к качеству: это и 12 «ворот качества» при проектировании, и особый отбор поставщиков, и жесткий внутренний аудит, и постоянная обратная связь от потребителей… Президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин отмечал, что слово «дефект» на предприятии заменили на слово «бриллиант»: «Ведь каждая обнаруженная неисправность — это ценнейшая информация, которая дает нам понять, что именно в нашем производственном процессе работает неверно, чтобы решить проблему».

Каждый автомобиль проходит через обкаточный стенд, где проверяется более десятка параметров работы
Фото: Михаил Сорокин
И все это — непрерывно: один кризис сменял другой, а на предприятии тренировали гибкость и оттачивали бережливые технологии. В кризис 2008-2010 годов снижали себестоимость и сжимали производственные площадки, в пандемию — перестраивали процессы с соблюдением безопасной дистанции, сейчас — увеличивают объемы производства, несмотря на дефицит кадров, и помогают то же самое сделать своим поставщикам.
«Вне зависимости от контекста мы ежедневно работаем над стандартизацией процессов, унификацией номенклатуры, над быстрой переналадкой оборудования, построением единичных потоков, качеством обратной связи и так далее. Гибкость обеспечивается только системностью», — говорит Оксана Исакова. Собственная производственная система постепенно стала ноу-хау, которым захотелось делиться: в корпоративном университете компании ее сегодня изучают так же, как в свое время осваивали TPS, причем не только свои сотрудники, но и слушатели со стороны, из совершенно разных отраслей — от банковского до ресторанного бизнеса.
В результате за 20 лет нижегородский автозавод прошел большой путь от производителя с тяжелым наследием до предприятия, которое выпускает уникальный продукт: нужный рынку и не просто в полной мере отвечающий его потребностям с точки зрения цены и качества, но во многом опережающий желания потребителей. Именно такой, например, была новая версия «Газели» — цифровая «Газель NN», которую в Нижнем представили сразу после пандемии.
Конечно, без повсеместной модернизации производственных мощностей не обошлось: на заводе практически ежегодно меняли оборудование, и сегодня это одно из самых автоматизированных производств в отрасли, а, например, окрасочному комплексу в свое время удивлялись даже европейцы. Но не менее очевидно и то, что на одних только роботах, без того дальновидного решения Дерипаски начать с изменений в головах, без новой философии постоянных улучшений сегодняшнюю долю рынка «Газелям» и «Соболям» было бы не удержать.
Человеческий фактор
Одно из главных отличий японской TPS от возникшего позже американского понятия lean production, или буквально «бережливого производства», — в том, что во главе угла в ней стоит развитие людей, а не освоение определенного набора инструментов и практик. Американцы, кстати, не сразу это осознали. В своей легендарной книге «Дао Toyota» исследователь Джеффри Лайкер пишет, что, когда в 1980-х японцы вышли на рынок США и быстро стали его завоевывать, там поначалу все списали на мировой заговор, а потом стали копаться в алгоритмах и методах TPS. И только в 1990-х поняли, что дело не в этом: «Дао Toyota состоит из двух компонентов: непрерывного совершенствования и уважения к людям».
В Нижнем же это усвоили в первую очередь. Ценность команды, важность вклада каждого — именно это легло в основу собственной философии компании и позволило вручную построить, по сути, новый завод: непрерывно анализировать спрос, считывать его боли и необходимости и создавать конкурентные преимущества, ориентируясь на доступные ресурсы, в том числе собственные человеческие. Да, на предприятии работали приглашенные специалисты, в том числе на высших управленческих должностях, но, как и в случае с адаптацией TPS, их компетенции нужно было грамотно применять. Все, как в большом спорте: звездный тренер делится опытом, но играет и показывает результат команда.
Ее ценность, кстати, — не пустые слова, она выражается буквально и несколько раз в год: на предприятии регулярно индексируют зарплаты, здесь один из лучших не только в отрасли, но в промышленности в целом соцпакетов со всеми возможными «плюшками» — от качественного медобслуживания до льгот на покупку жилья. Не говоря уже о мощной корпоративной культуре со спартакиадами, совместными праздниками и волонтерскими фестивалями.
А еще на предприятии быстро начали растить «своих», прививая философию компании и интерес к инженерному делу с детского сада, со школы. Именно в Нижнем появились первые кружки робототехники, а потом и фестиваль «Робокросс», ставший впоследствии федеральным. Сегодня на автозаводе работают крупнейший в городе «Кванториум», «Техноспейс» для ребят постарше и целый детский интерактивный этаж в Музее истории ГАЗа, куда ежедневно водят школьников целыми классами.

Благодаря реконструкции, проведенной предприятием, музей истории ГАЗ стал современным историко-образовательным центром
Фото: Михаил Сорокин
Больше, чем бизнес
Все это можно назвать стандартными средствами, которыми любое социально ответственное предприятие реализует свою кадровую политику. Но в сегодняшних условиях беспрецедентной нехватки специалистов этого недостаточно. Для регионов проблема дефицита кадров еще более актуальна: молодежь всегда уезжала и будет уезжать в столицу учиться.
Нижегородский автопроизводитель снова одним из первых в стране понял, что надо смотреть шире и создавать для нынешних и будущих сотрудников такие условия, чтобы уезжать не хотелось. Причем не только на своей территории, но и за пределами проходных. Так несколько лет назад появилась программа «Новый социальный вектор» (НСВ): рабочие советы предложили заводу участвовать в благоустройстве общественных пространств на территории района, в восстановлении социальной инфраструктуры. Инициативу поддержал Олег Дерипаска, и в результате теперь автопроизводитель ежегодно вкладывает в проекты в рамках НСВ порядка одного миллиарда рублей.
Автозаводский район всегда был городом в городе — это крупнейший район со своими традициями, здесь живут семьи, в которых на предприятии работает уже третье, а то и четвертое поколение. Но, когда завод выбирает, какие объекты обновлять, людей не делят на «своих» и «чужих». Конечно, начали с собственной инфраструктуры, вроде Дворца культуры, в кружках при котором занимаются 1,5 тысячи детей со всего района, или лыжной базы, куда ездит кататься весь город.

Во Дворце культуры автозавода занимаются 1,5 тысячи детей со всего района
Фото: Михаил Сорокин
Но если району нужен Центр спортивных единоборств, значит, его построят. Надо отремонтировать муниципальный стадион — значит, он будет отремонтирован. В каждом конкретном случае вместе с городскими и региональными властями депутаты от предприятия ищут и находят источники финансирования и механизмы взаимодействия: например, завод оплачивает собственно ремонтные работы, а муниципалитет занимается благоустройством прилегающей территории.
«Проект "Новый социальный вектор" — это улица с двусторонним движением: мы вкладываемся в развитие района, а администрация города и региональное правительство содействуют, помогая не только административно, но и обеспечивая софинансирование проектов, например, в рамках федеральных программ и нацпроектов. Мы стараемся задействовать все доступные инструменты финансирования и каналы взаимодействия с органами власти», — рассказывает директор по правовым вопросам и управлению собственностью предприятия, депутат городской думы Нижнего Новгорода Валерий Скакодуб. Стоит ли говорить, что принципы производственной системы применяются и здесь? Во многом поэтому и сроки, и качество работ по проектам НСВ лучше средних.
«Добавляй ценности организации, заботясь о своих сотрудниках» — этот важный принцип TPS в Нижнем Новгороде масштабировали: территорией ответственности предприятия стал весь район. А в результате, если оглядываться на весь путь, пройденный автозаводом за последние 20 лет, получается, как у Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». А это уже совершенно другой уровень ценностей.