В понедельник, 27 мая, парламент Грузии намерен запустить процедуру преодоления вето президента Саломе Зурабишвили на принятый ранее законопроект об иностранных агентах, который обязывает общественные организации регистрироваться в качестве «агентов иностранного влияния», если они получают более 20 процентов своего финансирования из-за рубежа. Сильнее всего новые правила ударят по НКО, связанным с западными странами. Оппозиция, резко выступавшая против принятия закона, вывела людей на улицы, у здания парламента продолжаются столкновения протестующих, называющих закон «пророссийским», с полицией. Законопроект также осудили в Европейском союзе и США, спрогнозировав ухудшение отношений с Грузией. «Лента.ру» поговорила со старшим научным сотрудником Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станиславом Притчиным о том, к чему могут привести массовые протесты и как власти Грузии попытаются сохранить баланс между Россией и западными странами в новых условиях.
Массовые столкновения протестующих и полицейских в Грузии — это серьезная угроза для действующей власти или ту больше шума и показной решимости?
Станислав Притчин: Грузинская политика в принципе довольно эмоциональная. На протяжении практически всего периода независимости в Грузии постоянно проходили различные массовые протесты разной степени интенсивности. Но картинка, которую нам показывают медиа, не позволяет говорить об их силе.
«Грузинская мечта» уже не раз сталкивалась с протестным движением, причем поводы к протестам были куда более серьезными. Это и арест Михаила Саакашвили, и непризнание результатов выборов со стороны оппозиционного «Единого национального движения».
У властей не то чтобы сложился иммунитет против протестов, скорее умение спокойно их переживать. В нынешней ситуации власти также понимают, что протест будет серьезным, поскольку тема для оппозиции слишком принципиальная
При этом нельзя говорить о том, что происходит что-то фатальное для «Грузинской мечты».
Оппозиция очень разрознена. Даже «Единое национальное движение» не представляет из себя грозную силу, потому что партия не имеет конкретного политического лидера.
Это значит, что и риски для властей не настолько высоки
Именно поэтому, даже зная реакцию общества, «Грузинская мечта» не пошла на попятную и все же добилась принятия законопроекта об иностранных агентах?
Скорее всего, да. Реакция оппозиции ожидаема, поэтому было принято решение рассмотреть закон до осенних парламентских выборов.
По всей видимости, были проведены социологические опросы, и по их результатам стало ясно, что тема будет принципиальной для ограниченного числа людей и что оппозиции будет сложно перенести недовольство в политическое измерение, сделать его консолидирующей темой для протестов
Нужно в целом понимать ситуацию, в которой оказалась Грузия: страна позже Украины и Молдавии получила статус кандидата в Европейский союз, что, объективно говоря, совершенно унизительно для грузин. Потому что если смотреть на уровень развития Грузии, ее вовлеченность в следование той дорожной карте, которая необходима для выполнения любому потенциальному члену Европейского союза, то Грузия, конечно, прошла по этому пути куда дальше Украины и Молдавии.
И этот политический шаг Европейского союза, сделанный из желания поддержать Украину и Молдавию и оставивший Грузию без давно ожидаемого решения, играет важную роль в действиях грузинского правительства
Кроме того, фундаментальный момент — это, конечно же, давление на Грузию с целью создать еще один очаг напряженности у границ России с учетом и опыта вооруженного конфликта 2008 года, и в целом сложностей, которые переживали российского-грузинские отношения.
Но сейчас Россия — ключевой экономический партнер для Грузии, и конфликт с ней будет для страны смерти подобен. Власти это понимают. Поэтому на любые попытки давления со стороны западных стран отвечают саркастично
Подобная реакция в определенной степени понятна. Может быть, она расходится с теми доктринальными целями, которые есть у грузинского государства. Это стремление в НАТО и в Европейский союз, которые прописаны, к слову, в Конституции Грузии. Но от этого на самом деле грузинские политики как раз не отходят.
Однако на фоне накопившегося вала претензий, требований к Грузии как государству, которое должно полностью следовать в рамках тех указаний, которые приходят извне и не всегда соответствуют реальности, возникло определенное изменение подхода внутренней кухни Грузии.
Никто не говорит о том, что Грузия собирается разворачиваться в сторону России, но Грузия занимает более прагматичную позицию
Премьер-министр Ираклий Кобахизде говорил, что закон позволит завершить «навязанную извне» поляризацию общества, вспомнив протесты на Евромайдане 2014 года и судьбу Виктора Януковича. Риск повторения украинских событий в Грузии действительно был?
В последние два десятилетия неправительственный сектор является одним из важнейших инструментов влияния на внутреннюю политику в Грузии. Причем влияния извне. «Грузинская мечта» решила, что этот фактор нужно если не устранить, то задать ему четкие рамки.
Потому что влияние со стороны неправительственных организаций никак не контролируется правительством, а продвигают они зачастую политику, не соответствующую интересам государства
Судя по всему, именно подобный взгляд лежал в основе решения о том, что контроль за этой сферой нужно ужесточить и принять закон об иностранных агентах.
Протестующие апеллируют к тому, что закон «российский», но ведь он не в России был придуман. Первый такой закон приняли в 1938 году в США — так называемый FARA. И в каждой западной стране существуют очень жесткие ограничения на финансирование политической, неправительственной и общественной деятельности.
То есть Европейский союз и США запрещают Грузии делать то, что является нормой для западного же политического сообщества
Что будет дальше? Есть риск нарастания протестов и революции?
Власти будут следовать своей линии, ведь они не поменяли позицию после начала протестов, после первого и второго чтения законопроекта в парламенте и даже после наложения вето президентом Саломе Зурабишвили.
Надо понимать, что Грузия все-таки парламентская республика, и у «Грузинской мечты» достаточно голосов в парламенте, чтобы преодолеть вето. Расхождение между президентом и исполнительной властью происходит не в первый раз и вряд ли станет прологом к внутреннему кризису в самой системе государственной власти.
Поэтому ожидать того, что «Грузинская мечта» переиграет ситуацию и под давлением внешних факторов поменяет позицию, не стоит
Не стоит забывать, что вскоре в Грузии пройдут парламентские выборы. Да, будут определенные потери у партии власти, но легитимность будет обновлена.
А у оппозиции есть шансы использовать кризис для прихода к власти в законном русле?
Вряд ли... Оппозиция, как я уже сказал, все же довольно разрозненное движение. Сейчас они пользуются ситуативным поводом для объединения и протеста, но у них нет общей платформы, которую они могли бы противопоставить «Грузинской мечте».
При этом в политику вернулся основатель «Грузинской мечты» олигарх Биздина Иванишвили, который открыто выступил в поддержку закона. С чем связан его выход из тени?
Принятие закона — консолидированная позиция руководства «Грузинской мечты». Биздина Иванишвили высказывает поддержку курсу на суверенизацию Грузии и повышение ее внутренней субъектности.
В своем недавнем заявлении политик упомянул, что принятие закона не позволит «глобальной партии войны» втянуть Грузию в противостояние с Россией. Давление Европейского союза на правительство действительно усилилось?
Давление со стороны Европейского союза на власти Грузии перманентно. Заявления о нем регулярно присутствуют в риторике грузинских элит.
Но я не думаю, что сейчас случится резкое охлаждение отношений
Ведь это будет негативным кейсом для самого Европейского союза, который выявит, что Грузии выставляются четкие политические требования, которые не выполняются. Что за этим должно следовать? Принятие решения о том, что страна больше не должна иметь никаких перспектив евроинтеграции.
Ничего исключать нельзя, конечно, но любые санкции будут ударом прежде всего по Европейскому союзу. Потому что санкции станут местью не грузинским элитам, а населению, которое и является основным бенефициаром евроинтеграции
При этом в США назвали приостановку рассмотрения закона об иностранных агентах условием для визита премьер-министра Ираклия Кобахидзе в Вашингтон, и поездку он в результате отменил. Как принятие закона повлияет на отношения Грузии и США?
В отношениях с США Грузия сейчас ведет ту же линию, что и с Европейским союзом, — суверенизация и защита интересов Грузии.
А в обществе вообще есть консенсус относительно стремления Грузии в Европейский союз и НАТО?
Это вещи довольно консолидированные и в обществе, и в элитах, хотя я и не видел последних опросов.
Ожидать, что Грузия в какой-то момент развернется в сторону России, не приходится
Другой вопрос, что консолидация эта есть в отношении Европейского союза, но не в отношении НАТО.
Существуют опасения, что курс на вступление в НАТО разрушит баланс отношений, который сформировался с Россией.
Грузия ведет себя как Финляндия времен холодной войны, занимая прагматичную и выгодную в экономическом плане позицию, будучи таким условным брокером России, формально входя в западный блок. Грузия активно использует эту внешнеполитическую парадигму и максимально прагматично на этом зарабатывает ресурсы
Да, действительно последние годы «Грузинской мечте» удавалось сохранить дипломатический баланс между западными странами и Россией. Но, как вы считаете, партия власти сможет продолжать делать это в нынешних условиях?
Не стоит ждать шагов вроде восстановления дипломатических отношений или рассмотрения Грузией возможности участия в российских интеграционных объединениях. Но при этом будут сохраняться все взаимовыгодные проекты и партнерства, будет поток туристов.
Поэтому для Грузии так важен момент не давать развернуться релокантам и оппонентам российских властей. Это не смена внешнеполитической ориентации, а прагматизм
Протестующие при этом считают, что закон отвечает интересам России. Его принятие действительно может укрепить российские позиции в стране?
Да, интерес России и правда есть, но он очень косвенный.
Интерес заключается в том, что России гораздо выгоднее иметь в соседях суверенное государство, которое опирается на свои интересы, чем государство подконтрольное и зависимое
Через принятие этого закона Грузия начнет контролировать определенных акторов, что, разумеется, в интересах России.
Но, опять же, это не означает автоматически, что Грузия становится пророссийской страной, что там появляются пророссийские игроки и увеличивается приоритетность отношений с Россией во внешней политике.