На полях Петербургского международного экономического форума состоялось одно из ключевых мероприятий: деловой завтрак Сбера. Традиционно он собрал не только представителей российского бизнеса, но и правительства. Модерировал его президент, председатель правительства Сбера Герман Греф. Основной темой стала «Россия-2030: как прийти к финишу четвертыми?» Спикеры также обсудили то, как в этом способны помочь технологии искусственного интеллекта. Подробнее о событии читайте в репортаже «Ленты.ру».
В четверке лидеров
Герман Греф отметил, что модель российского экономического роста чрезвычайно проста. При этом Россия вошла в топ-4 мировых экономик, но главная задача сейчас — удержать позиции.
«Все возрастающие бюджетные траты, в первую очередь сектор машиностроения, приводят к тому, что предприятия повышают заработные платы, распространение повышения заработных плат по экономике, происходит очень быстрыми темпами. Мы этого никогда раньше не видели. За кадры в машиностроении наблюдается конкуренция, но и все остальные сектора экономики, включая сервисные сектора, повышают заработные платы. Люди становятся более состоятельными. И они идут в банки, несмотря на все ограничения центрального банка, получают кредиты даже по очень высоким ставкам в силу того, что у них выросли доходы. Экономика растет очень хорошими темпами. Первый квартал этого года — 5,4 процента, но эта модель очень уязвима. Обычно такой рост компенсируется быстрым ростом импорта, но, так как у нас сейчас геополитическая ситуация специфическая, импорт не покрывает, не составляет конкуренцию местным производителям, и это, в общем, шанс для местных производителей, но шанс недолгосрочный», — отметил Греф.
Предприниматели должны сокращать собственные издержки и повышать производительность, иначе мы потеряем темп экономического роста, отметил Греф.
«Вот эта примитивная, я бы сказал, модель экономического роста, связанная с тем, что деньги из бюджета и деньги из кредитных организаций направлены на потребительский рынок, и товаров не становится больше. Люди больше их производить не начинают. Цены на них повышаются. Таким образом, производительность труда не только не растет. Она падает, и в этом и состоит исчерпаемость сегодняшней модели роста», — подчеркнул глава Сбера.
При этом, по его словам, никогда исторически не было такой низкой безработицы (2,6 процента), не было никогда такой высокой загрузки наших мощностей (81 процент). И эти факторы говорят о том, что мы тоже находимся на пределе экономического роста, подчеркнул Греф.
Глава Сбера отметил некоторое улучшение экономической ситуации, но дефицит кадров, доступ к технологиям, ограничения внешнеэкономической деятельности осложнились за последнее время. При этом текущая экономическая ситуация в 60 процентов случаев бизнесом оценивается лучше, чем оценивалась год назад. Это говорит о том, что бизнес адаптировался к текущим условиям, уверен Герман Греф.
Небывалый вклад ИИ
Глава Сбера на деловом завтраке также рассказал о важности искусственного интеллекта для экономики.
«Мы считали вместе с правительством о том, какой вклад могут дать технологии искусственного интеллекта — это примерно 4-6 процентов ВВП на горизонте до 2030 года. Это небывалый вклад. Такого раньше не давала ни одна технология. Искусственный интеллект способен обеспечить не только прирост экономики, но и качественное ее изменение. Компании внедряют искусственный интеллект, и результаты впечатляют. Это сельское хозяйство, машиностроение, металлургия, здравоохранение, строительство, нефтедобыча. Мы — одни из лидеров применения технологии искусственного интеллекта в мире», — подчеркнул Греф.
По его словам, необходимо обеспечить высокие темпы технологического роста, чтобы добиться выполнения той задачи, которую поставил президент России Владимир Путин, теперь уже не по достижению, а сохранению четвертого места среди экономик в мире. При этом президент Сбера отметил, что просто инерционным путем это будет невозможно.
Дефицит кадров
Заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко отметил, что есть риски возникновения дефицита кадров. По его словам, можно говорить о демографической яме. При этом он напомнил о беспрецедентных мерах в отношении решения демографического вопроса, принимаемых в России. В итоге это приведет к дефициту сотрудников и уже привело.
«Мы теперь все верим, что нас спасет искусственный интеллект, потому что все остальное у нас повторяется из года в год. Только это новая сейчас очень быстро меняющаяся технология. Стремительно меняются профессии в области искусственного интеллекта, период полураспада некоторых из них теперь от 2 до 3 лет. Сейчас очень важная профессия проминжиниринг. Профессия исчезнет через 2-3 года. Нейросети уже с голоса наши запросы будут правильно интерпретировать и правильные ответы давать. Единственное, что нас может спасти, — это только ИИ. Кроме того, необходимо, работая, обучаться. В области искусственного интеллекта мы планируем выпускать по 15000 человек, из которых 1000 будут супер-специалистами, примерно 5000 — Data Scientist и 10000 — отраслевиками, но со знаниями в области искусственного интеллекта», — сказал Чернышенко.
Он выразил сомнение, что все это сможет покрыть потребности в кадрах. Люди должны чувствовать себя причастными к какому-то огромному, очень важному, правильному, позитивному делу, подчеркнул Чернышенко.
Что делать
Министр экономического развития России Максим Решетников подчеркнул, что после закрытия для рынка западных технологий, открылись перспективы для российских компаний. Но при этом он призвал понимать, что отечественного рынка для многих технологий недостаточно даже при всей интеграционной повестке, ЕврАзЭС, зоне свободной торговли с Ираном и так далее.
«Мы пытаемся нарастить этот рынок, но для многих технологических продуктов его все равно будет недостаточно, а это значит, если нам нужны эти технологии, мы должны быть готовы дополнительно инвестировать. Где-то защищать внутренний рынок, где-то брать деньги из бюджета, субсидировать процентные ставки и так далее. Но надо выделять и поддерживать», — подчеркнул он.
Министр напомнил про опыт, когда государство дает субсидии частному сектору или как-то с частным сектором договаривается, и частный сектор, организует производство.
Однако Герман Греф отметил, что с инвестициями из бюджета напрямую в компании спешить не стоит.
«Нет нерешаемых проблем. Есть перегородки у нас в сознании, которые не позволяют посмотреть на проблему по-новому, и я бы не спешил с инвестициями из бюджета напрямую в компании», — подчеркнул глава Сбера.
Главное доверие
Министр финансов Антон Силуанов напомнил, что бюджет планируется на шесть лет. В него закладываются источники для расходов, доходные ресурсы и так далее. Базовые налоги не менялись, отметил он.
«Бизнес понимает, что невозможно четко все зафиксировать. Базовые налоги фиксируем, а какие-то настройки, как в одну сторону, где-то — в другую, всегда есть, и, мне кажется, здесь нет каких-то рисков для бизнеса. Самое главное — доверие. Многие, может быть, недопонимают этого, но когда мы говорим о том, что у нас расходы ограничены теми доходами, которые поступают в первичный баланс бюджета, вот, пожалуйста, это доверие», — отметил он.
Кроме того, Силуанов подчеркнул необходимость того, чтобы не государство полностью строило бизнес, а чтобы компании принимали в этом активное участие. Для этого, по его словам, необходимо изменение ставки в том числе.