В России уже не первый год идет реформа взаимоотношений между государством и бизнесом. Один из этапов — проект по упрощению выдачи лицензий и разрешений. Ежегодно в России оформляется порядка миллиона таких документов. А их наличие является обязательным условием для ведения многих видов предпринимательской деятельности. Например, открытия кафе, аптеки или образовательного центра. О том, как меняется ситуация, в том числе, благодаря национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство», — в материале «Ленты.ру».
Еще недавно процесс получения лицензий и разрешений был связан с большими затратами. Предпринимателям приходилось собирать в бумажном виде пакеты документов, а потом лично предоставлять одну и ту же информацию сразу в несколько ведомств. Несмотря на то, что все эти данные уже были в распоряжении государства.
Сам процесс рассмотрения был абсолютно непрозрачным. Бизнесмен не мог отследить, на каком этапе находится его обращение, и не понимал, в какие сроки лицензирующий орган ответит на его запрос
Все это существенно увеличивало период «холостой» работы для начинающих предпринимателей. Вместо того, чтобы сразу включиться в работу, им приходилось постоянно отвлекаться на бумажную волокиту, а в итоге можно было получить необоснованный отказ.
Процедура выдачи лицензий и разрешений стала меняться в 2021 году, когда правительство запустило пилотный проект для ее упрощения. Он реализуется под руководством вице-премьера — руководителя аппарата правительства России Дмитрия Григоренко.
В результате свыше 420 наиболее востребованных бизнесом видов разрешительных режимов, включая 51 лицензию, были стандартизированы и переведены на портал Госуслуг. Оформить их можно через специальный сервис — быстро и удобно, не выходя из дома
По новым правилам
Простой порядок действий позволяет предпринимателю пользоваться сервисом интуитивно и при этом в режиме реального времени отслеживать ход рассмотрения своего обращения. Сервис на портале Госуслуг гарантирует прозрачность каждого этапа прохождения заявки.
Кроме того, количество документов, которые нужны для получения лицензий, уменьшилось в два раза, для разрешений — в 1,5 раза. «Сокращение произошло за счет того, что предпринимателю не нужно предоставлять данные, которые уже есть у государства. Вместо этого одно ведомство самостоятельно получает необходимую информацию в другом — это яркий пример цифровой трансформации. Госорганы общаются друг с другом, не вовлекая человека в межведомственные процессы. Всего лишь исключив дублирование документов, проект избавил предпринимателей от излишней бюрократии в сфере получения лицензий и разрешений, существенно упростил взаимодействие бизнеса с государством», — пояснили в аппарате вице-премьера.
Проект также значительно ускорил процедуру получения разрешительных документов. Для лицензий в три раза, для разрешений — в два раза
Например, раньше на оформление лицензии на фармацевтическую деятельность, которая нужна для открытия аптеки, уходило в среднем 45 дней. Каждый предприниматель должен был предоставить 10 подтверждающих документов. Теперь получить такую лицензию через портал Госуслуг можно в течение 15 дней, а предоставлять подтверждающие документы и вовсе не нужно. Госорган запросит всю необходимую информацию в другом ведомстве самостоятельно.
По закону, если предприниматель хочет открыть частную школу, он обязательно должен получить государственную аккредитацию образовательной деятельности. Раньше на ее оформление уходило 75 дней, требовалось предоставить порядка 20 документов. Сейчас получить такую госуслугу можно в течение 20 дней, предоставив лишь три документа.
Зарегистрировать изобретение теперь можно почти в три раза быстрее. Срок сокращен с 924 до 344 дней, а количество документов уменьшилось в пять раз — с 20 до четырех
«При этом требования к получению разрешительных документов не менялись. Следовательно, совершенно не снизилось качество юридической экспертизы. Критерии, которые предъявляют к получателям лицензий, остались на прежнем уровне. А если бизнес им не соответствует, то может получить отказ в выдаче разрешительного документа», — рассказали в аппарате Дмитрия Григоренко.
По данным аппарата, за 2022-2023 годы решение об отказе было принято по 16 процентам рассмотренных заявлений на получение лицензии и 11 процентам заявлений на получение других разрешений. Однако такое заключение всегда должно быть обосновано. В рамках проекта разрешительные органы обязаны проводить анализ, вести учет причин, которые послужили основанием для отказа в предоставлении предпринимателю государственной услуги.
По информации представителей вице-премьера, сегодня порядка 80 процентов всех обращений за лицензиями уже идет через сервис на портале Госуслуг. Среди его преимуществ — скорость и меньшее количество отказов, чем при обращении к ведомственным порталам. К тому же работа сервиса на портале Госуслуг напрямую контролируется правительством.
Упрощение процедуры выдачи лицензий и разрешений позволила существенно сократить период «холостой» работы бизнеса на ранних этапах. Теперь предприниматели могут сразу перейти к своей непосредственной работе, на поддержку которой направлен нацпроект «Малое и среднее предпринимательство».
Под контролем бизнеса
Работа по упрощению системы выдачи лицензий и разрешений сама по себе стала важным прецедентом, показавшим, как в принципе должны строиться взаимоотношения между государством и бизнесом.
Изначально запрос на упрощение исходил от самих предпринимателей. Все началось с отраслевых рабочих групп, состоящих из представителей бизнес-сообщества. Они участвовали в так называемой «регуляторной гильотине» — процессе пересмотра и отмены нормативов, которые негативно влияют на бизнес-климат и регуляторную среду. Однако на этой работе не остановились и стали предлагать и другие инициативы.
Отраслевые рабочие группы привлекли внимание к тому, что многие требования к получателям разрешений и лицензий избыточны, а процедура занимает месяцы, а иногда — более года. Предприниматели участвовали в формировании так называемого «целевого состояния» процедур по выдаче этих документов. Для каждой отдельной лицензии или разрешения прописывались требования, сроки и стандарты, которым должна соответствовать госуслуга
Работа по выходу на портал Госуслуг была сложной и шла поэтапно, поскольку процедуры получения лицензий и разрешений различаются по срокам, набору и количеству документов, форме и правилам. За три года в пилотном проекте приняли участие 43 федеральных ведомства и две госкорпорации.
«Перевод госуслуг по выдаче лицензий и разрешений в электронную форму с возможностью подавать заявления через ЕПГУ («Госуслуги», — прим. «Ленты.ру»), безусловно, является положительным, прогрессивным шагом при взаимодействии бизнеса и органов власти. Практический опыт бизнеса свидетельствует, что цифровизация госуслуг в этой части дисциплинирует органы власти в части соблюдения сроков процедур», — подчеркнул ответственный секретарь Экспертного центра по контрольно-надзорной деятельности Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Денис Домашнев.
Вместе с тем, бизнес отмечает важным повышать гибкость электронных форматов оказания услуг: предусматривать возможность приостанавливать срок исполнения услуг со стороны органа власти, чтобы позволить заявителю устранить замечания, а также продлевать сроки по закрытому перечню оснований, что позволит избежать формальных отказов и повторного прохождения процедур
В 2023 году с подачи президента России Владимира Путина в процедуру выдачи разрешительных документов внедрили механизм досудебного обжалования. Для этого на портале Госуслуг был запущен еще один специальный сервис.
Добро пожаловаться
Получив отказ на выдачу лицензии или разрешения, при несоблюдении сроков или порядка выдачи документа, а также в случае требования дополнительной оплаты, предприниматель может подать электронную жалобу — обжаловать решение чиновников в досудебном порядке.
Сейчас такая «обратная связь» действует для 421 вида лицензий и разрешений, свыше 70 из них были подключены в 2024 году.
С момента запуска сервиса досудебного обжалования в августе 2023 года предприниматели направили порядка 900 жалоб на решения и действия разрешительных органов. При этом больше 55 процентов от общего количества обращений (их свыше 550) подано в 2024 году, что говорит о росте востребованности сервиса
Нормативный срок рассмотрения жалоб составляет не более 15 рабочих дней в зависимости от причины обращения. Но на деле предприниматель получает ответ почти вдвое быстрее — в среднем в течение восьми дней.
Сервис досудебного обжалования стал эффективным инструментом повышения исполнительской дисциплины госорганов. Прозрачность процедур получения разрешений и досудебного обжалования мотивирует министерства и ведомства строго их соблюдать. Для нас жалобы — это обратная связь напрямую от бизнеса, которую мы используем для дальнейшего совершенствования процедур
Содержание всех жалоб детально изучается, чтобы найти слабые места в процедуре выдачи лицензий и разрешений. «Благодаря системе обратной связи мы видим востребованность упрощенного механизма получения лицензий и разрешений у бизнеса. Поэтому мы не только закрепляем результаты проекта на постоянной основе, но и продолжаем развивать его за счет дальнейшего упрощения процедуры и сокращения сроков оказания услуг», — отметил вице-премьер. В этой работе участвуют аппарат правительства, Минэкономразвития и Аналитический центр при правительстве.
Что дальше
В 2024 году правительство приступило ко второму этапу реализации проекта. «Требования бизнеса повышаются, и мы должны соответствовать этим ожиданиям. В частности, будем внедрять в сервис новые технические улучшения, которые сделают цифровую услугу еще более удобной для бизнеса», — приводятся в сообщении на сайте правительства слова Дмитрия Григоренко.
Это значит, что процедура станет еще быстрее. Для этого разработаны средние целевые показатели, на которые министерства и ведомства должны ориентироваться при оказании услуг по выдаче лицензий и разрешений.
В частности, средний срок получения лицензий планируется сократить с 15 до пяти дней, а количество требуемых для этого документов — с пяти до трех.
Срок получения разрешений, согласно целевым показателям, должен быть сокращен в среднем с 23 до 10 дней, а количество документов — с пяти до трех
Кроме того, сейчас прорабатывается возможность автоматического продления действующих лицензий и разрешений для компаний, которые соответствуют всем требованиям законодательства.
Но на этом совершенствование процедуры выдачи разрешительных документов не закончится. Государство ждет обратную связь от предпринимательского сообщества, в том числе и через сервис досудебного обжалования решений по выдаче лицензий и других разрешений.
В целом же пилотный проект доказал свою эффективность и теперь новый лицензионно-разрешительный порядок будет закреплен законодательно. Соответствующий законопроект по поручению Дмитрия Григоренко уже подготовлен Минэкономразвития России. Его принятие изменит весь массив законов о выдаче лицензий и разрешений.
Еще больше господдержки
Проект по упрощению выдачи лицензий и разрешений — это огромный и очень важный шаг, который позволит существенно улучшить условия для ведения бизнеса в России. Однако деловой климат — это не только снижение административной нагрузки, но и меры государственной поддержки. Благодаря национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство» в России развивается комплексная инфраструктура для развития бизнеса.
Центры «Мой бизнес» работают по всей стране — их более 430. Только в 2023 году поддержку получили более 550 тысяч малых и средних предприятий, самозанятых и россиян, которые только планируют стать предпринимателями.