День моряка (День мореплавателя) — профессиональный праздник всех работников морского и речного транспорта. Ежегодно его отмечают в конце июня по всему миру. «Лента.ру» выяснила, как появился этот праздник и какие традиции с ним связаны.
Когда отмечается праздник
Международный день моряка отмечается ежегодно 25 июня. В России праздник не входит в перечень государственных и не является выходным.
Международный день моряка ежегодно празднуют 25 июня
В 2024 году День моряка выпадает на вторник, так что профессиональный праздник сотрудники морского и речного флота будут отмечать на рабочем месте.
История праздника
День моря был учрежден в 2010 году странами-членами Международной морской организации на конференции в Маниле. Там же были приняты поправки к основным документам морского права — Международной конвенции и Кодексу о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты.
В документах зафиксировали обновленные меры по борьбе с жестоким обращением с моряками и мошенничеством, правила поведения при нападении пиратов, требования по профилактике курения, употребления алкоголя и наркотиков, а также новые стандарты медицинской пригодности моряков.
Так что и профессиональный праздник мореплавателей призван отметить труд моряков, их вклад в глобальную экономику, а также обратить внимание на проблемы сотрудников морского и речного транспорта — отсутствие медицинской помощи, антисанитарию на суднах и голод.
Кроме того, праздник посвящен борьбе с пиратством. На сегодняшний день это главная проблема гражданского флота. Основными районами нападения считаются побережья Африки и Юго-восточной Азии, а также воды близ латиноамериканского континента. Кроме того, пиратство можно назвать визитной карточкой государства Сомали: «Если провести небольшой опрос о Сомали, то девять из десяти человек сразу вспомнят про пиратов, которые поставили на уши весь мир своими дерзкими акциями в прибрежных районах Африканского рога», — отмечал в разговоре с «Лентой.ру» блогер и путешественник Вячеслав Волков.
По данным Международного морского бюро, в 2023 году число пиратских нападений на суда и вооруженных грабежей выросло до 120. Для сравнения, в 2022-м их было чуть меньше — 115 случаев за год.
Поэтому справедливо отметить, что работа гражданских мореходов трудна и опасна, однако их вклад в мировую экономику трудно переоценить: по статистике ООН, моряки обеспечивают доставку 90 процентов всех товаров мира.
доставляет морской транспорт
Кто отмечает праздник
Праздник отмечают работники торговых судов, портов, их родственники, друзья и знакомые.
Специалисты по морским и речным перевозкам занимаются полным сопровождением грузов и пассажиров: разработкой маршрутов, заключением фрахтов (договоров о перевозке грузов), а также обработкой грузов в морских портах. Также работники торгового флота обеспечивают безопасность мореплавания.
Интересно, что в России Международный день моряка — далеко не единственный праздник, связанный с флотом.
В отечественном календаре около 20 дат посвящены сотрудникам гражданского флота и военным морякам. Некоторые из них — переходящие, поэтому праздничные дни указаны на 2024 год.
- 10 января — День инженера-механика Военно-морского флота России;
- 25 января — День штурмана ВМФ России;
- 16 февраля — День разведки ВМФ России;
- 19 марта — День моряка-подводника;
- 7 мая — День связиста и специалиста радиотехнической службы ВМФ России;
- 13 мая — День Черноморского флота ВМФ России;
- 18 мая — День Балтийского флота ВМФ России;
- 21 мая — День Тихоокеанского флота ВМФ России;
- 1 июня — День Северного флота ВМФ России;
- 20 июня — День специалиста минно-торпедной службы ВМФ России;
- 29 июня — День кораблестроителя;
- 7 июля — День работников морского и речного флота;
- 17 июля — День основания морской авиации ВМФ России;
- 28 июля — День Военно-морского флота России;
- 8 сентября — День Новороссийской военно-морской базы ВМФ России;
- 8 октября — День командира надводного, подводного и воздушного корабля ВМФ России;
- 30 октября — День основания Российского военно-морского флота;
- 27 ноября — День морской пехоты России.
История торгового флота в России
Освоение Севера
Территорию России омывают воды 12 морей Мирового океана, а также крупнейшее в мире озеро — Каспийское море. На их побережьях создано более шестидесяти портов.
Первыми торговое мореплавание начали развивать поселенцы на побережье Белого и Баренцева морей — поморы. Считается, что освоение этих территорий началось в IX-XI веках: субэтнос поморов сформировался на славянской основе с финно-угорскими чертами. Позже вклад в развитие общности внесли выходцы из Владимиро-Ростово-Суздальских земель, а позднее и викинги.
Поморы вели рыболовно-зверобойное хозяйство. Они изучили широкое пространство в районах рек Оби и Енисея, создали собственный вид судна — коч. Его конструкция отличалась яйцеобразной формой, благодаря чему судно было устойчиво к сжатию льдами.
Торговый флот в царской России
В XVII веке поморы стали частью российского внутреннего рынка. Они развивали бартер рыбой и дичью не только с русскими, но и с северными соседями, преимущественно норвежцами.
В 1600 году на реке Таз был основан город Мангазея — ключевой сибирский порт тех времен
Освоение морских рубежей шло активно на протяжении столетия: в 1639 году русский атаман казаков Иван Москвитин первым из европейцев достиг Охотского моря, в 1648-м Федот Попов и Семен Дежнев открыли пролив между Азией и Америкой, который впоследствии назовут Беринговым. Однако полноценное становление России как морской державы началось лишь при Петре I.
В 1700-е годы был сформирован государственный орган управления морским флотом — Коммерц-коллегия. В 1713-м открылся Петербургский порт, а через девять лет на Балтийское море пришли 116 торговых судов.
Ключевым событием в развитии российского флота стало присоединение Крыма в 1783 году. Через несколько лет в районе поселения Хаджибей построили морской порт с военной и купеческой гаванями. В 1794 году на Черноморском побережье заложили город Одессу. В 1796-м в черноморско-азовские порты зашли 470 судов: 164 — под флагом Российской империи, 276 — под турецкими знаменами, 31 — под австрийскими.
На рубеже XVIII-XIX веков экономический потенциал Российской империи был велик — тогда начали строить суда с паровыми двигателями. Первый русский пароход отправился в рейс в 1815 году — из Санкт-Петербурга в Кронштадт и обратно. В 1850 году в стране насчитывалось уже около 60 паровых коммерческих судов.
Примерно в это же время в Российской империи стали появляться крупные судоходные компании, в том числе Русского общества пароходства и торговли, а также Добровольный флот. В 1902-м был учрежден административный орган по управлению морским транспортом — Главное управление торгового мореплавания и портов.
К 1913 году через морские торговые порты осуществлялось большинство всех грузоперевозок, на импорт и на экспорт
Советский торговый флот
Официально советский торговый флот появился в 1918 году. Однако его процветанию во многом помешала Гражданская война. На 1 января 1922 года по водам Азовского, Белого и Черного морей ходили лишь 20 процентов пароходов и теплоходов, а также 12 процентов парусных судов, по сравнению с 1913 годом.
Свое возрождение отечественный флот пережил в 1930-1940 годах, когда началось активное освоение Арктики. Усилиями советских моряков Северный морской путь превратился в полноценную водную магистраль.
В военные годы гражданский флот активно участвовал в снабжении осажденных регионов. Например, в августе 1941-го суда Черноморского пароходства в течение 73 дней обороны Одессы беспрерывно доставляли все необходимое защитникам города. Одновременно по воде удалось эвакуировать более 300 тысяч жителей и вывести не один десяток тонн ценного оборудования.
Около 10 миллионов человек и более 110 миллионов тонн грузов перевезли суда морского флота по отечественным внутренним морским путям за годы Великой Отечественной войны
В послевоенные годы главной задачей гражданского флота стало восстановление инфраструктуры. В 1960-1970-х годах активно шло строительство судов на советских и зарубежных заводах. К 1970 году морской флот СССР занимал 6-е место в мире по количеству судов.
В течение следующих десяти лет Советский Союз налаживал международные связи. В 1970-1980 годы власти подписали 34 межправительственных соглашения о морском судоходстве. В числе партнеров были Италия, Франция, Дания, Великобритания, Швеция, США и другие государства.
В итоге к началу 1990-х советский торговый флот стал одним из крупнейших на мировой арене, в значительной степени способствуя развитию мировой экономики.
Торговый флот в современной России
В 2024 году Россия заняла третье место в рейтинге морских держав, по мнению ученых Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Евгения Примакова.
совокупного морского потенциала всех морских держав приходится на долю России, по данным на 2024 год
По этому показателю страна уступает лишь Китаю — 15,9 процента, и США — 15,5 процента.
Годом ранее президент РФ Владимир Путин заявил, что страна намерена значительно обновить торговый флот до 2027 года: на отечественных судоверфях запланировано строительство около 260 судов.
По словам президента, в России также продолжится строительство ледокольного флота, необходимого для развития Северного морского пути, который активно развивается. В 2022-м по нему прошли 34 миллиона тонн грузов, отметил Путин.
Как День моряка отмечают в России
25 июня принято поздравлять с Днем моряка работников морского транспорта и всех, кто связал свою жизнь с водной стихией. В честь праздника виновникам торжества вручают грамоты, памятные подарки, и награды за особые заслуги.
Как правило, моряки отмечают свой праздник в кругу коллег или за семейным столом. По телевидению в этот день обычно обычно идут праздничные концерты.
Кроме того, в День моряка проводятся тематические мероприятия — лекции, фотовыставки и так далее. Кроме того, в День моряка открывают свои двери профильные образовательные учреждения, и у абитуриентов появляется возможность узнать подробнее о специфике профессии моряков и основных требованиях к поступающим.
Морские приметы и суеверия
Морские приметы и суеверия издавна были частью повседневной жизни моряков. По многочисленным знакам они пытались определить, насколько удачным будет плавание.
Пожалуй, самое распространенное суеверие: женщина на корабле — к несчастью. Вероятно, появилось оно из-за того, что слово «корабль» еще со времен древних римлян относили к женскому роду. Поэтому считалось, что она (корабль) будет ревновать моряков на судне к появившейся женщине.
Еще одно распространенное поверье: обязательно разбить бутылку шампанского о борт при спуске на воду нового судна, иначе не видать удачи в плавании. Это своего рода крещение корабля и знак окончания строительных работ. Впервые ритуал с шампанским провели в Соединенных Штатах в 1890 году во время спуска военного бронированного корабля Maine.
Другие морские суеверия:
- Первый гвоздь в киль корабля нужно забивать через подкову;
- Класть головной убор на стол — к покойнику;
- Целиться и тем более убить чайку — к несчастью;
- Выходить в море в понедельник — дурная примета.