«Боже, благослови Америку!» (англ. God Bless America!) — эти слова часто можно услышать на выступлениях кандидатов в президенты США Дональда Трампа и Камалы Харрис. Религия всегда играла значительную роль в американской политике, и в условиях предвыборной гонки как республиканцы, так и демократы стремятся заручиться поддержкой верующих избирателей. Это неслучайно — США остаются одной из самых религиозных западных стран: лишь 3,1 процента американцев считают себя атеистами, в то время как 76,5 процента заявляют, что верят в Бога. При этом политики вынуждены учитывать, что религиозные взгляды избирателей влияют на их позиции по широкому кругу вполне светских вопросов — от экономики и мировой политики до миграции и абортов. Почему Дональд Трамп и Камала Харрис не могут игнорировать религиозный фактор в своей предвыборной стратегии и как намерены с божьей помощью привлечь голоса избирателей, в интервью «Ленте.ру» рассказал доктор исторических наук, профессор кафедры американских исследований СПбГУ Юрий Акимов.
Как прошедшие дебаты кандидатов в президенты могут повлиять на результаты голосования и почему Дональд Трамп заявил, что именно евангелистам понравилось его выступление?
Юрий Акимов: Я не считаю, что Дональд Трамп проиграл эти дебаты, хотя объективно он мог бы выступить сильнее по сравнению с Камалой Харрис.
На мой взгляд, дебаты скорее напоминали диалог глухих, что еще раз подтвердило, насколько глубок раскол в американском обществе.
Основная борьба на этих дебатах велась за избирателей из колеблющихся штатов. Это люди, которые не особо интересуются политикой, и кандидатам важно достучаться до их сердец, апеллируя к их сиюминутным потребностям
Пока сложно сказать, смогли ли они повлиять на их настроения.
Но неслучайно Дональд Трамп упомянул, что он понравился евангелистам. Это собирательное название консервативных протестантов, преимущественно англосаксонского происхождения, которые принадлежат к среднему, может быть, чуть ниже среднего классу. Это часть «глубинной Америки», которая считает себя недопредставленной в таких штатах, как Нью-Йорк и Калифорния, и гордится своими традиционными ценностями: частным предпринимательством, религиозностью, индивидуализмом и склонностью смотреть на мир немножко свысока.
Поэтому Дональд Трамп должен был показать своему ядерному электорату, что не собирается поступаться своими ценностями ради сиюминутных выгод. Ему важно было подтвердить поддержку тех позиций, которые близки трампистам: от вопросов абортов до налоговой политики
Насколько религия важна для современных американцев и какую роль она играет в нынешней президентской кампании?
Религия всегда присутствовала не только в частной, но и в общественной жизни страны. США всегда считались наиболее религиозным государством из всего мира западных демократий.
До сих пор в США не было ни одного президента или выдающегося политического деятеля, который осмелился бы заявить, что не верит в бога или является воинствующим атеистом
Религия всегда играла ключевую роль во многих политических процессах. Можно вспомнить хотя бы движение за гражданские права под руководством Мартина Лютера Кинга, пастора протестантской церкви Южной баптистской конвенции. Джимми Картер во время избирательной кампании 1976 года говорил, что ответы на важные вопросы он ежедневно искал в Библии, а президент Рональд Рейган заручился в 1980 году поддержкой евангелистов, которые сыграли важную роль в его «консервативной революции».
Если перейти в наш век, то президент Джордж Буш-младший постоянно подчеркивал, что пережил «крещение Святым Духом», и в своей политике руководствовался религиозными убеждениями. Религиозные споры были заметны и при президентстве Барака Обамы, когда разгорелись дебаты вокруг этичности исследования и использования стволовых клеток.
На выборах этого года религия также играет большую роль. Это особенно ярко показал вопрос абортов, который активно обсуждался Дональдом Трампом и Камалой Харрис.
Протестантизм остается крупнейшим религиозным направлением в США, его придерживаются 40 процентов населения.
В США нет единой церкви — в стране нескольких десятков протестантских сообществ, которые называются деноминациями.
Американских протестантов можно условно разделить на четыре основные группы. Первая — это «протестантский мейнстрим», который отличается наиболее либеральными взглядами и акцентом на инклюзивность. Вторая группа — «евангелисты», придерживающиеся консервативных позиций по большинству вопросов и активно занимающиеся обращением новых верующих. Третью группу составляют «фундаменталисты», радикальная версия евангелистов. Наконец, четвертая группа — «харизматы» — делает упор на личный духовный опыт и стремится постигнуть Божью благодать, известную как харизма.
Также существуют «черные протестантские церкви», которые составляют около 6,5 процентов от общего населения страны.
Но откуда исторически это пошло? Какую роль сыграла религия в создании США и их политической системы?
Религия сыграла значительную роль в формировании политической системы США, так как общество страны строилось на принципах политического протестантизма. Однако под религиозной свободой подразумевалось не стремление к свободе от религии, а право исповедовать любую веру.
Многие нации претендовали на «особые отношения» с богом, но США в силу своего влияния на мировой арене преуспели в этом больше других. Мессианская идея о большой американской нации и ее роли оказывает влияние по сей день
Почему американцы считают себя мессианским народом? Как это связано с их представлениями о мировом лидерстве?
Многие народы считают себя мессианскими. Это всегда было, есть и будет. СССР, например, тоже ставил перед собой мессианскую задачу мирового масштаба — распространение коммунизма.
Но у одних стран получается приблизиться к реализации своей мессианской задачи, у других — нет. США в силу своей мощи в этом преуспели
Но при этом в американском обществе всегда было два подхода к тому, как эту особую роль осуществлять, а именно — активное вмешательство в мировые дела или, напротив, изоляция от них. То есть идеи о христианской роли американской нации породили как стремление к мировому лидерству, так и желание изолироваться от остального мира.
При этом политики в США часто оправдывают внутриполитические и внешнеполитические решения христианскими мотивами...
Да, совершенно верно. Любое политическое действие или бездействие можно оправдать с религиозной точки зрения. Можно оправдать изоляционизм и интервенционизм, обосновать как вмешательство, так и невмешательство государства в частную жизнь.
Определенное политические решение не просто отвечает национальным интересам, оно и интерпретируется как богоугодное
Например, президент Джордж Буш-младший в 2003 году оправдывал вторжение в Ирак тем, что ему это «подсказал Бог». Дональд Трамп, напротив, в последние месяцы активно высказывается за прекращение конфликта на Украине, утверждая, что это противоречит христианским принципам ценности жизни.
Как религиозные группы влияют на выборы президента США?
В США существует множество зарегистрированных религиозных организаций, в основном протестантских деноминаций, отличия между которыми часто неочевидны. Позиция той или иной церкви далеко не всегда соответствует политическим взглядам их членов.
Католическая церковь, например, не поддерживает многие взгляды президента Джо Байдена, несмотря на его заявление о том, что он является «добрым католиком». Церковь неоднократно критиковала его позицию по абортам, хотя сам Папа Франциск призывал священников смягчить эту критику
Как следствие, религиозные организации поддерживают как республиканцев, так и демократов, но первых больше. Например, евангелисты и пятидесятники из движения «Мандат семи гор» стремятся на основе христианского консерватизма взять под контроль ключевые сферы общества, включая семью, религию, образование, СМИ и политику, активно поддерживая кандидатов на выборах.
В колеблющихся штатах в этом году проходит «Тур храбрости» с их участием — предвыборные митинги с элементами молитвенных собраний, где проповедники выступают в поддержку Дональда Трампа
Почему в этому году на президентских выборах так важна тема абортов? Как вопрос абортов связан с религией?
Тема абортов традиционно тесно связана с религией, потому что она вытекает из вопросов о священности жизни и праве вмешиваться в нее.
Любопытно, что этот политический раскол возник сравнительно недавно. До 1960-х годов республиканцы отстаивали право на аборт под лозунгом невмешательства в частную жизнь
Однако после решения Верховного суда США по делу «Роу против Уэйда» в 1973 году, признания права женщин на аборт, а затем отмены этого решения в 2022 году, ситуация изменилась
Дело «Роу против Уэйда» — это решение Верховного суда США от 1973 года, признавшее конституционным право женщины на аборт в любой части США.
Дело было связано с Нормой Маккорви, фигурировавшей под псевдонимом Джейн Роу, которая хотела прервать беременность. Законы штата позволяли сделать аборт только в случае необходимости (если плод угрожал жизни матери), в результате изнасилования либо инцеста, поэтому женщина подала иск в окружной федеральный суд Техаса о нарушении ее конституционных прав. Ответчиком по делу стал окружной прокурор Генри Уэйд.
В результате серии апелляций дело дошло до Верховного суда США, которое приняло историческое в масштабах всей страны решение. При этом из-за продолжительных прений Норма Маккорви не успела сделать аборт и родила дочь, с которой не поддерживает отношений.
Несмотря на постановление суда, оно вызвало негативную реакцию у консерваторов. За период своего президентства Дональд Трамп назначил сразу трех новых членов Верховного суда США, что создало сильный перекос в сторону республиканцев. В 2022 году они отменили решение «Роу против Уэйда», постановив, что право на аборт должно рассматриваться каждым штатом отдельно.
При этом решение, принятое в 2022 году, не запрещает аборты, но на основе Конституции США передает право на регулирование этого вопроса отдельным штатам, что создает разную правовую ситуацию на местах: в одних штатах аборты разрешены, в других — запрещены.
Дональд Трамп старается сохранять баланс, пытается удовлетворить как консервативный электорат, так и более умеренных избирателей. Классическая ситуация «и нашим, и вашим»
Это особая стратегия, так как тема абортов затрагивает многих американцев, особенно в контексте проблем подростковой беременности.
Тема абортов при этом проста для кандидатов. В отличие от сложных экономических вопросов, которые требуют обещаний многомиллиардных инвестиций, здесь можно говорить о том, что касается многих и не требует больших вливаний
Дональда Трамп своей позицией пытается привлечь верующих, поскольку многие конфессии высказываются по этому вопросу. Например, католическая церковь занимает строгую позицию, особенно среди консервативных протестантов. Однако либеральные протестантские деноминации и феминистские организации выступают за право на аборт, используя эту тему, чтобы заработать очки.
К какой религии принадлежит Дональд Трамп? В какой степени его имидж можно назвать мессианским?
Любой сильный политик, желающий занять Овальный кабинет, должен представлять некую миссию. Избиратели ожидают от кандидата особой роли.
Дональд Трамп всегда говорил, что он родился в пресвитерианской семье. Это умеренная по взглядам протестантская церковь, что заведомо исключает его из «упертых» верующих.
Однако его взгляды со временем эволюционировали, чтобы соответствовать ожиданиям консервативных избирателей. В свой президентский срок он объявил себя внеденоминационным христианином, чтобы стать популярным среди принадлежащих ко всем церквям, вне зависимости от их противоречий.
Как и Рональд Рейган, Дональд Трамп, несмотря на особенности личной жизни, привлек религиозных консерваторов за счет продвижения их повестки
Евангелисты вытащили из Библии историю с вавилонским пленением иудеев и сравнивают его с персидским царем Киром Великим — человеком не идеальным, но совершающим богоугодные дела. Многочисленные уголовные дела Дональда Трампа лишь усиливают его образ мученика.
Плох тот политик, кто хочет стать президентом в США и не создает себе мессианскую ауру
Белые евангелисты, таким образом, остаются одной из главных групп, голосующих за Дональда Трампа?
Да, и они поддерживают его по двум причинам. Во-первых, они категорически не приемлют многие позиции демократов. Во-вторых, Трамп держит руку на пульсе.
Дональд Трамп избегает шагов, которые могли бы оттолкнуть евангелистов и их ключевые ценности: «оружие, нефть и Бог». Он прямо говорит, что стоит на их стороне, в отличие от демократов, которые выступают за все противоположное
А к какой религии принадлежит Камала Харрис? Хотя она заявляла о принадлежности к баптистам, в детстве она ходила в индуистский храм.
Во-первых, она активно подчеркивает свою принадлежность к баптистам. Южная баптистская конвенция сыграла значительную роль в борьбе за гражданские права афроамериканцев. Принадлежность к этой церкви престижна и удобна для завоевания голосов чернокожих избирателей.
Во-вторых, Камала Харрис неоднократно отмечала, что у нее богатый религиозный опыт. Мать дала ей второе имя в честь индуистской богини Деви, а ее муж Дуг Эмхофф — практикующий иудей. Это многообразие она преподносит как способность понимать верования разных американцев.
Камале Харрис тоже свойствен мессианский образ. Она позиционирует себя как спасительницу страны и мира от трампизма, что можно назвать своеобразным отрицательным мессианством, характерным для демократов
Демократы, кроме того, часто поднимают вопросы прав человека, религиозных свобод и защиты меньшинств во внешней политике, что имеет религиозные корни. Это поле, на котором она может успешно играть.
Каковы предпочтения католиков в этом году?
Важно понимать, что католическая община в США неоднородна. Значительная ее часть состоит из латиноамериканцев, а также из белых ирландского, итальянского, южно-германского, польского происхождения. И хотя Джо Байден принадлежит к этой второй группе, многие ее представители поддерживают Дональда Трампа из-за накопившегося недовольства демократами. Например, они поддерживают социальные программы нынешней администрации, но выступают против однополых браков и абортов.
Католики могут быть едины в вопросах морально-нравственных ценностей, но это не всегда коррелирует с поддержкой политиков
При этом решение Дональда Трампа выдвинуть принявшего католицизм Джея Ди Вэнса кандидатом на пост вице-президента может усилить его популярность среди белых католиков. Пока рано говорить о результатах, но республиканцы точно имеют шансы.
Факт перехода из протестантизма в католицизм — не редкость среди американской элиты. Например, брат Джорджа Буша-младшего, Джеб Буш, перешел в католицизм в зрелом возрасте
Дональд Трамп относительно непопулярен среди мормонов, и протестное голосование их общины связывают с его поражением в Аризоне. Сейчас они даже организовали группу, агитирующую за Камалу Харрис. Насколько их голоса важны в этом году?
Как и католики, мормоны — организованная и дисциплинированная группа избирателей. Хотя она небольшая, ее можно эффективно мобилизовать, особенно в Юте. Однако Камала Харрис вряд ли сможет привлечь мормонов, так как они остаются консервативной группой.
Судя по опросам, Дональд Трамп может побить рекорды популярности в Юте, где мормоны составляют большинство населения.
Почти год в секторе Газа идет конфликт ХАМАС с Израилем. Сторонники Камалы Харрис боятся потерять популярность среди мусульман, которые живут в таких колеблющихся штатах, как Пенсильвания и Мичиган. Насколько важен исламский и иудейский фактор на выборах этого года?
Еврейская община всегда играет важную роль на выборах в США благодаря своему влиянию и ресурсам. При этом она довольно левая. Большинство евреев поддерживают демократов, причем даже религиозные консерваторы.
Парадокс в том, что Республиканская партия, будучи активно произраильской, привлекает симпатии христианских сионистов, которые видят в поддержке Израиля божественный замысел из Библии. Среди правых американцев даже возник феномен христианского сионизма
Ситуация с мусульманами на этих выборах сложнее. Антитрампизм среди мусульман преувеличен, так как его антииммигрантская риторика затрагивает лишь часть их сообщества. Многие мусульмане, давно проживающие в США, могут поддержать его экономические лозунги.
К тому же недавний конфликт в секторе Газа разочаровал часть мусульман, голосовавших за демократов.
Поэтому сейчас основная борьба ведется не за еврейский, а за мусульманский электорат. Дональду Трампу есть за что бороться, и он может добиться успеха