Село Кистыш во Владимирской области, где находилось родовое имение Александра Суворова, стало местом паломничества для тех, кто уже почитает его как святого. Началось с того, что несколько человек взялись восстанавливать церковь в селе, которое считалось почти погибшим. После этого туда провели хорошую дорогу и газ. Теперь там открыт музей, разбит Суворовский сквер с памятником генералиссимусу. В планах — превратить Кистыш в новый центр притяжения для паломников и юных патриотов. Подробности — в материале «Ленты.ру».
«Село это считали гибнущим»
В октябре 2008 года москвичка Наталья Викина и ее муж заехали в село Кистыш возле Суздаля. Там родился отец Натальи, но сама она прежде в Кистыше никогда не бывала. Погуляв по почти обезлюдевшему селу, они увидели закрытый и полуразрушенный, но все еще очень красивый храм Василия Великого и познакомились с его пожилым хранителем.
Интерес к Кистышу у Натальи многократно усилился, когда она узнала, что это село принадлежало семье Александра Васильевича Суворова. Генералиссимус, собственно, и построил ту самую церковь в память о своем отце Василии Суворове.
Наталья Викина стала настойчиво искать человека, способного взять в свои руки дело восстановления и села, и храма в память о великом полководце.
«В 2010 году ко мне подошла скромная женщина Наталья Васильевна, — вспоминает генерал-майор в отставке Александр Черкасов. — Она теперь секретарь нашей инициативной группы. Скромная, верующая. Я тогда в форме был. Она стеснялась. Нашел минуту. Она рассказала про село Кистыш: что оно принадлежало Суворову, что он построил в нем храм. Я ей, честно говоря, не поверил сначала. Как это так? Суворовский храм — и заброшенный!»
Через некоторое время, на каком-то другом общественном мероприятии Викина подошла к Черкасову второй раз. Затем был и третий. Теперь уже генералу стало стыдно: «Ну, поехали», — сказал он.
И они поехали в Суздаль на встречу с руководством местного отделения ВООПиК. Их встретили, показали документы, рассказали, что пытались заняться восстановлением храма, но безуспешно.
Когда я приехал в Кистыш впервые, то был шокирован той разрухой, которую увидел. Но еще больше я был шокирован тем, что мы, военнослужащие, не знаем ничего об этом селе, об этом храме и вообще о той части истории Суворова, что связана с религией и этим местом. Знали все — кроме того, что он был благочестивым верующим
По возвращении в Москву Черкасов собрал инициативную группу, чтобы взяться за Кистыш всем миром. Вскоре общественная организация «Омофор — Суворовский призыв» получила благословение Владимирского митрополита на восстановление храма и сбор пожертвований на расчетный счет епархии.
«Сначала мы спасали этот храм, потому что он буквально разваливался. При нас кирпичи прям выпадали. Храм был полуразваленный, — вспоминает Черкасов. — Теперь иконостас будем строить. Затем роспись, колокольню — много дел еще».
Попутно они восстанавливали и само село. Сначала туда было трудно даже просто проехать из-за отсутствия нормальной дороги. Ее засыпали гравием, затем добились того, что владимирские власти положили асфальт.
«Село это считали в области гибнущим. Оно таким и было. А сейчас там асфальтовая дорога появилась, газ несколько лет назад туда провели. Народ начал возвращаться, участки там получать», — перечисляет генерал.
В 2015 году к возрождению малой родины Суворова подключился еще один генерал, бывший однополчанин Черкасова Олег Максимчик и полковник в отставке Василий Верещак, вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа».
К тому времени Верещак, почитатель подвигов великого русского полководца, уже активно помогал швейцарцу Вальтеру Гелеру, который полвека собирал артефакты, связанные с историческим походом армии Суворова через Швейцарские Альпы в 1799 году. В 1986 году в Швейцарии стараниями Гелера был открыт частный музей Суворова.
Офицерам показалось справедливым, что музей полководца должен появиться и в селе Кистыш.
«Хотелось бы верить, что он там и родился»
Точные год и место рождения Александра Суворова неизвестны. Большинство исследователей склоняется к тому, что родился он в Москве.
Василий Иванович Суворов был человеком важным: крестник Петра Первого, автор первого русского военного словаря. Он владел не одним имением. Как указывал в автобиографии его сын Александр Васильевич, родоначальником ставшей для русской культуры нарицательной фамилии был видный швед по имени Сувор. Он прибыл в Россию и в 1622 году поступил на службу к царю Михаилу Федоровичу Романову, приняв русское подданство
По мнению Дмитрия Нестерова, руководителя общественной организации «Московские суворовцы», объединяющей выпускников Московского (Нижегородского) суворовского училища, Александр Суворов вполне мог появиться на свет именно в Кистыше.
Женщин в ту пору увозили рожать из Москвы в поместье. В Москве не было роддомов. Отец Александра Васильевича служил в Москве. У него было несколько поместий. Может быть, именно в Кистыше и родился будущий генералиссимус
Косвенным признаком этого считается придел Александра Невского в сельском храме. Каменный храм Александр Суворов построил на месте деревянного, который возвел его отец.
Впрочем, Нестеров относится к этой версии спокойно и не старается никого убедить в своей правоте: «Хотелось бы верить, что он в Кистыше и родился, хотя, может быть, специалисты разнесут эту историю в щепки».
Достаточно и того, по словам Нестерова, что великий полководец точно жил в Кистыше какое-то время и не только давал деньги на храм, но и усердно молился в нем.
После смерти Суворова село принадлежало его потомкам по линии дочери Натальи Александровны — дворянам Зубовым и Леонтьевым.
Память о генералиссимусе постепенно стиралась в советские годы, когда храм был закрыт и передан под склад местному колхозу, а дом Суворовых, находившийся, как и церковь, на берегу сельского пруда, был разграблен и разрушен.
Образ великого полководца тоже был подправлен официальной советской пропагандой — в его биографии не осталось никаких намеков на набожность Суворова, а значит, и упоминаний о Кистыше и храме.
Будущему генералу Черкасову было 15 лет, когда Суворов вошел в его жизнь.
«Благодарю судьбу, что я курсантом оказался на территории бывшего Новочеркасского суворовского училища, — рассказывает генерал. — Там разместили наше Муромское училище связи. Я в 1964 году приехал туда учиться. На всей территории там были плакаты, рассказывающие о Суворове, и вывески с цитатами».
Все эти цитаты курсанты знали назубок, но в них не было никаких упоминаний о боге. За последние 14 лет Черкасов, по его словам, «ликвидировал свою безграмотность» в отношении Суворова. Теперь он понимает, что великий русский полководец служил в первую очередь Господу Богу.
Генерал уверен, что именно духовная сила Суворова была основой его непобедимости, и подготовил по этой и смежным темам немало докладов, в которых отстаивает свою позицию. Источником вдохновения на все эти годы стал для него именно Кистыш.
Пули и ядра из Швейцарии
За 100 лет население Кистыша сократилось с девяти сотен до трех десятков человек. Теперь село возрождается. Не только за счет восстанавливаемого храма, асфальтовой дороги и газификации. Замысел Максимчика, Верещака и Черкасова в том, чтобы здесь появился новый центр патриотического воспитания подрастающего поколения России. Для этого был создан Архитектурно-исторический комплекс генералиссимуса А.В. Суворова.
Василий Верещак приобрел заброшенное здание сельской школы, построенное еще до революции. Здесь разместился музей Суворова, который открылся осенью 2024 года. В скором будущем тут же откроется центр для паломников и воспитанников военно-патриотических клубов, кадетских классов.
— столько было собрано на создание музея Александра Суворова в селе Кистыш
Архитектурно-исторический комплекс также приобрел земельный участок, окружающий музей. Здесь разбит Суворовский сквер. Использовались на это средства от президентского гранта и добровольные пожертвования — в общей сложности 40 миллионов рублей.
Старания офицеров были замечены в Российском военно-историческом обществе. Оно взяло на себя создание памятника Александру Суворову, который стал украшением для одноименного сквера в Кистыше. Открытие памятника состоялось в сентябре 2020 года.
Суворовский проект в полузабытом прежде селе Суздальского района Владимирской области поддержали в уже существующих музеях генералиссимуса в Санкт-Петербурге и в селе Кончанское-Суворовское в Боровичском районе Новгородской области. Наладили сотрудничество и с частным швейцарским музеем Вальтера Гелера — он передал в Кистыш ядра и пули, сохранившиеся со времен знаменитого похода армии Суворова через Альпы, в ходе которого, между прочим, русские освободили Швейцарию от французской оккупации.
Руководитель «Московских суворовцев» убежден, что музей полководца должен появиться и в Москве, где Суворов много лет жил и служил. «В очередной раз будем писать письмо мэру и просить помещение под музей», — заверяет Нестеров.
В следующем 2025 году исполнится 295 лет со дня рождения генералиссимуса, а там не за горами и 300-летие. Пять лет назад «Московские суворовцы» обратились к президенту с призывом начать подготовку к этому большому юбилею.
Что же касается Кистыша, то кроме музея, сквера с памятником и храма там будет открыто отдельное здание для выставок. Село официально стало частью туристического маршрута «Золотое кольцо России». Сюда уже приезжали на сборы экскурсоводы из разных регионов страны.
Возможно, среди приезжающих в Кистыш будут не только туристы, но и паломники. К 300-летию полководца может созреть решение Русской православной церкви о его канонизации и прославлении в лике святых.
«Я много лет принимаю активное участие в прославлении Суворова в лике святых, — говорит генерал Черкасов. — Я уверен, что он святой. Нам осталось это только официально закрепить. Ему молились, молимся и будем молиться».
«Победи себя сам и будешь непобедим»
С 2020 года «Московские суворовцы» занимаются сбором свидетельств о чудесах, совершаемых по молитвам Александру Суворову. Когда набралось 238 таких свидетельств, информация о них была передана в Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. В РПЦ есть специальная комиссия, которая занимается этими вопросами. Как правило, работа там проводится без спешки и без привлечения лишнего внимания.
В Кистыше официальному решению о прославлении святого Александра были бы несказанно рады, но там собираются люди, которые и так уже верят в святость великого русского полководца.
Мы провели не один десяток крестных ходов от Суздаля до нашего храма с иконами Суворова, с парсунами Суворова. Он незадолго до смерти написал покаянный канон, так в храме мы его регулярно читаем
Как одно из доказательств народного почитания Суворова как святого Черкасов приводит регулярные пожертвования, которые делают люди со всего мира. Кто-то ежемесячно присылает Кистышской общине 60 рублей, кто-то 1000 рублей. И зачастую это не богатые люди, а пенсионеры: «Всего у нас уже около 1200 жертвователей», — отмечает генерал.
Деньги, по его словам, приходят не только из разных уголков России, но и из Нью-Йорка, Берлина, даже из Киева.
«Что этих людей мотивирует?» — задается вопросом Черкасов, имея в виду, что жертвователи не живут в Кистыше или рядом и не для себя храм восстанавливают. «Эти люди уверены, что Суворов — святой человек», — находит ответ генерал.
В пример Черкасов приводит пожертвование от некоего Сергея Борисовича, который прислал деньги как раз в день беседы с журналистом «Ленты.ру». Генерал с этим человеком лично не знаком, но Сергей Борисович уже много лет присылает ежемесячно по полторы тысячи рублей.
Александр Черкасов не считает себя религиозным фанатиком или человеком, помешанным на образе Александра Суворова. Раньше он считал сказками и преувеличением рассказы о чудесах по молитвам, совершаемым на поле боя.
Я где только ни служил: и в Азии, и в Африке, и на Кавказе. В том числе тогда, когда там велись боевые действия. Академию Генштаба окончил, кандидат военных наук. В военном университете профессором работал не один год.
А сейчас Господь привел, Суворов привел, и я окунулся в эту [духовную] сферу жизни
Генерал убежден: упор на духовно-нравственную составляющую жизни полководца важен потому, что Суворов был человеком очень верующим. Речь идет лишь о восстановлении исторической справедливости.
«Нас учили: "быстрота, натиск, решительность". Есть те, кто и побыстрее нас может бегать. А вот надо понять о какой быстроте говорил Суворов, — объясняет Черкасов. — Надо открыть его заново. Мало его цитировать: "Победи себя сам и будешь непобедим". Как это? Что это значит?»
Суворов предписывал солдатам и офицерам не обнажать меча и не заряжать ружей без молитвы. В Кинбурне, где была одержана Покровская победа, Александр Васильевич, получив сообщение о турецком десанте, не прервал праздничной литургии.
«Не бросил литургию. И какая победа! Он в этой битве два раза был ранен, — рассказывает с восхищением в голосе генерал Черкасов. — Последних турок добивали, когда они в воду отступили. Суворов был восхищен тем, как турки сражались. А мы должны быть восхищены тем, как он смог все это сделать».
Черкасов уверен, что России сегодня Суворов нужен как воздух, и в первую очередь именно как духовно-нравственный пример.
«Не руки, не ноги, не бренное человеческое тело одержит победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием. И если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то и победа несомненна». Это же не просто фраза! Это слова человека, который одержал десятки побед в сражениях над численно превосходящим противником
* * *
24 ноября, в день рождения Александра Суворова, Черкасов и другие прихожане храма в Кистыше собрались вместе, чтобы отслужить литургию и литию у памятника полководцу. В тот же день был проведен большой Суворовский сбор в Суздале — в селе Кистыш пока еще нет подходящей для этого площадки. На этот сбор приехали не только ветераны, такие как Черкасов, но и совсем юные кадеты — больше сотни ребят из Иваново и Владимира.
Они уже знакомятся с наследием Суворова иначе, чем это было в 60-х годах прошлого века. Они уже фактически видят в нем нового, хоть и неофициального пока святого Александра.
«Один человек из церковной иерархии сказал, что время канонизации еще не настало, — поделился своим мнением с читателями «Ленты.ру» Дмитрий Нестеров. — Суворов — это Победа. Когда совсем плохо будет, тогда нужна канонизация, потому что это тот флаг, который возродит в душах людей имя Победы. А пока мы побеждаем».