«Мы не знали, взорвут нас завтра или нет» За них бились бандиты 1990-х и женщины всей страны. Как жили главные артисты России?

Фото: Natalya Loginova / Globallookpress.com

«Руки Вверх!» — одна из самых народных групп страны. Их песни звучат уже третье десятилетие. Они и сейчас собирают самые большие концертные площадки России — достаточно вспомнить аншлаг в московских «Лужниках». Но путь к этой славе был тернист. Об общении с бандитами, разборках 1990-х, преследовании фанатками и многом другом лидер группы Сергей Жуков рассказал в мемуарах. «Лента.ру» с разрешения издательства «Бомбора» публикует фрагмент книги «"Руки Вверх!". Плейлист наших воспоминаний».

Алешка

<...>

В конце 1990-х и начале 2000-х в стране были только две группы, которые рвали все и вся, и более масштабных и популярных найти было невозможно — «Руки Вверх!» и «Иванушки International». Мы всегда были главными конкурентами. Между нами велась негласная музыкальная гонка. Например, мы выпускали песню «Крошка моя», а они — «Тополиный пух», мы — «Ай-яй-яй, девчонка», а в ответ в нас летели «Снегири». Такая здоровая конкуренция была очень классным стимулом делать еще лучше.

На радио между нами опять же была борьба, потому что одна половина слушателей заказывали «Иванушек International», а другая — «Руки Вверх!». Ведущие говорили, что к ним приходило столько-то тысяч писем с просьбой поставить «Руки Вверх!» и примерно столько же — включить «Иванушек International». Они ставили и тех и других, и тут же им звонили с новыми заявками.

Ведущий отвечал, что песни этих групп уже звучали, но слушатели настаивали. И впервые в истории стола заявок диджеи были вынуждены по два раза в час ставить песни двух групп, чтобы не было обидно ни нам, ни им.

Однажды у меня в голове засела мысль: а что будет, если мы объединимся с «Иванушками» с учетом того, что даже по отдельности собираем полные залы? Для нашей группы это было очень неспокойное время: мы решили уйти от своего первого продюсера. Уход был сложный и даже опасный для жизни. Нас отвезли в гостиницу «Украина» на Кутузовском, где мы должны были отсиживаться, пока переговорщики решают нашу судьбу.

На дворе стояли 1990-е: чтобы остаться в живых, следовало решить вопрос «по протоколу»

Мы оказались на краю пропасти в пустом пентхаусе, с охраной за дверями и полным отсутствием понимания, что будет с нашей жизнью, взорвут нас завтра в машине или нет. Был период, когда перед каждым нашим выездом проверяли днище машины, заходили в подъезды, зачищали территорию... Это было страшно.

Фото: Николаев А. / ТАСС

Я как мог старался отвлекаться от происходящего. К счастью, в номере стоял рояль. Я очень много музицировал и сочинял новые тексты. Тогда же решил поделиться с Лешей идеей звездной коллаборации, которая сулила нам космическую популярность:

— А что, если мы запишем новую песню вместе с «Иванушками», и когда весь этот кошмар с продюсером закончится, вернемся с совместным мегахитом? У наших ног будут все стадионы мира! Что еще нужно? Поклонницы объединятся. Выиграют все!

— И что это будет за мегахит? — отозвался Леша.

— Любишь ты Андрюшку больше, чем меня, о Кирилле ты вздыхаешь зря, об Олеге все твои мечты, только о Сереге позабыла ты, — напел я

Он поморщился и сказал, что это какая-то ерунда, но согласился, что идея объединения с «Иванушками» интересная. Мы решили с ними связаться.

Воспользовавшись телефонным справочником, который лежал в номере, позвонили в продюсерский центр Игоря Матвиенко.

Когда на том конце провода подняли трубку, я представился и сказал, что мы хотели бы выйти к «Иванушкам» с предложением. Невидимый собеседник передал трубку кому-то другому, и я снова озвучил свою идею. Ответом было молчание, а потом мне сказали, что «со всяким говном они не поют», и повесили трубку.

Группа Иванушки International. Государственный Кремлевский дворец. Торжественная церемония вручения премии «Золотой граммофон», 1997 год

Группа Иванушки International. Государственный Кремлевский дворец. Торжественная церемония вручения премии «Золотой граммофон», 1997 год

Фото: Роман Денисов / ТАСС

Я потом расспрашивал про эту ситуацию, мне ответили, что никто с подобными предложениями в продюсерский центр не звонил. Я точно знаю, что говорил не с Матвиенко, его голос я бы не перепутал. Скорее всего, мне ответили секретари или случайные менеджеры, которые уж точно никогда не признались бы, что так грубо отшили «Руки Вверх!». Думаю, тот, кто взял трубку, просто не поверил, что им действительно звонит Сергей Жуков.

В тот момент было решено, что «Алешка» станет только нашим хитом. Эта песня и правда стала еще одним столпом группы «Руки Вверх!» наравне с «Крошкой», «Студентом» и многими другими хитами

Быть может, объединение с «Иванушками» и впрямь было не самой удачной идеей.

Спустя много лет мы все-таки записали песню «Алешка» вместе с «Иванушками». Но, на мой взгляд, результат получился ужасным. Мы записывались в какой-то старой квартирке, прикалывались, смеялись, относились к этому несерьезно... В общем, «Алешка» так и остался лишь нашим.

<...>

Маленькие девочки

<...>

«Маленькие девочки» посвящены нашей самой молодой аудитории, самой преданной и неугомонной. Не буду лукавить: несмотря на все издержки, внимание поклонниц нам было приятно. Но знали бы вы, сколько смешных, нелепых и даже пугающих историй я собрал за эти годы!

Влюблялись девочки в нас не на шутку и эмоции испытывали сильные, иногда проявляя их в достаточно безумных поступках. Самое безобидное, что они делали, — разрисовывали стены в подъезде дома, где мы долгое время снимали с Потехиным квартиру.

Поклонницы находили адреса наших гостиниц и лезли в окна, атаковывали перед входом в клуб…

Однажды после концерта фанатки «Руки Вверх!» окружили автобус. Водитель говорит: «Они весь проезд загородили, их тут сотни! Визжат, машут в окно и не пропускают». И вдруг чувствуем — автобус качнуло... Затем еще раз, и вот он уже плывет. Поклонницы подняли его и понесли.

Была ситуация, когда мы оказались буквально зажаты своими фанатками в крохотной гримерке, покинуть которую смогли только лишь с помощью 20 человек охраны. А в одном из городов нам пришлось прятаться от толпы поклонниц прямо под сценой. Их было 5000 человек!

Фото: Natalya Loginova / Globallookpress.com

Но были и совсем необъяснимые поступки девушек. Например, одна из фанаток приготовила для нас аппетитные пирожные «Персики» со сгущенкой. Мы собирались их съесть после концерта, поставили чайник, я пошел вымыть руки. Уже в ванной решил прочитать записку, которую поклонница приложила к сладостям.

Там было написано:

Раз ты читаешь это письмо, яд уже разливается по твоим венам

Я бросился назад к ребятам с криками: «Стоять!» Но, к счастью, к пирожным еще никто не притронулся.

А на одной из зеленок дело даже дошло до крови. Мы тогда так сильно вымотались, что договорились обойтись без приколов друг над другом. Но сам я не мог пренебречь традицией пробежать вдоль сцены, проводя рукой по выставленному лесу женских рук. Я считал это фирменным знаком группы, ведь мы же «Руки Вверх!».

Неожиданно я почувствовал, как мою руку крепко схватили. Я рванулся — ее отпустили, но кожу обожгло лезвие. В свете софитов увидел стекающую по своему запястью кровь и девушку, которая прячет окровавленный платок к себе в карман.

После этого неприятного инцидента Потехин просил меня держать руки подальше от фанаток, но сам выпендривался по полной: постоянно прыгал, швырял что-то в толпу...

Леша считал, что девушки больше любят его, и иногда это меня напрягало.

Пока я не женился, у меня с девочками тоже все было хорошо, но отношений с фанатками никогда не заводил

В конце 1990-х большинству наших поклонниц было максимум по 14 лет — я выходил на сцену и видел детей с косичками. Когда же они выросли и превратились в красавиц, я уже был женат. Посмотрите на мою Регину! Кто от такой женщины захочет гулять?

Фото: Natalya Loginova / Globallookpress.com

У ранних «Руки Вверх!» есть песня «Киска-любовь», а в ней такие слова: «Останься у меня, дома у меня, походим голышом с тобою».

И однажды по дурости я со сцены крикнул:

— Кому жарко? Походим голышом?

Практически все девочки-подростки из первого ряда скинули майки.

— Нет! Нет! Оденьтесь! — стал умолять я их, не на шутку испугавшись.

А они развеселились, машут тряпочками: эге-ге! Это сейчас смешно вспоминать, а тогда я разнервничался и никогда больше подобного не повторял.

Сегодня наши концерты проходят намного спокойнее, потому что их посещают уже взрослые женщины. Но для меня они навсегда останутся теми юными девчонками, которые каждый день на заре нашей музыкальной карьеры подкрепляли веру в себя своими безудержным вниманием и любовью

<...>

Девочки-колхозницы

<...>

Когда «Руки Вверх!» только появились, многие про нас говорили: «Ужас! Пошлость!» А музыкальные критики громили нас в пух и прах, несмотря на то что под наши песни танцевала вся страна и мы собирали огромные залы.

Нас ругали буквально за все: за безграмотность и неправильные ударения в словах, приводя в пример строчку «Ты звóнишь ей домой» из песни «Студент», за примитивные рифмы и многое другое. К нам липли ужасные ярлыки: мы были «гопниками из Самары», но чаще всего в наш адрес летело пренебрежительное «колхозники».

Хотелось бы сказать, что прозвище «колхозники» нас не обижало, но это не так. Это потом мы стали другими, уверенными в себе артистами и могли бравировать в интервью. Но поначалу задевал любой хейт.

Мы ловили каждое слово, сказанное в наш адрес, вырезали из газет и журналов все статьи и даже небольшие заметки. Нам было важно, какими нас видят слушатели и СМИ.
И, конечно, любое оскорбление нас очень ранило

Помню, как мы долго сидели с Лешей на кухне и обсуждали, почему нас ругают, за что... Многие нам советовали не принимать близко к сердцу, но мы все равно очень переживали.

Мне кажется, в этом разница между нами и новым поколением музыкантов. Они не парятся по поводу критики. Сейчас «за базар» никто не отвечает, а в 1990-е было иначе. Например, однажды журналиста, который плохо написал про «Руки Вверх!», нашли в центре Тверской, связанного скотчем с приклеенной на лоб газетой. Потом он подал на нас в суд, заявив, что якобы это я натравил на него бандитов. А я даже ничего об этом не знал... Времена такие были. Нельзя было огульно взять и сказать, что кто-то плохой, нужно было обосновать свои слова.

Фото: Алексей Панов / ТАСС

Было время, когда я отвечал на критику в свой адрес даже в соцсетях, спорил, а потом сидел и думал: «Что я вообще делаю?» Сейчас жалею, что тогда потерял столько времени на негатив, сейчас на него не реагирую и счастлив от этого.

Мы с «Руки Вверх!» прошли настоящую школу хейта. Это сейчас есть кнопочка «Стереть», но ты не сотрешь все слова со стен в подъездах, из газет и журналов. Раньше любовь не выражалась в цифровом эквиваленте, не было лайка или дизлайка.

В то время дизлайк — это удар по морде, а лайки — тысячи людей на концертах, поющие твои песни в унисон

За долгие годы славы «Руки Вверх!» мы прошли через потрясения и переживания, зато стали бронебойными. Не сразу, но мы приняли прозвище «колхозники» и даже смогли над ним поиронизировать. Мы вписали его в свое творчество, выпустив песню «Девочки-колхозницы».

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше