В конце прошлого года у Элен из подмосковной деревни Сапроново выявили огромную опухоль в головном мозге. Девочку прооперировали, опухоль удалили, но она оказалась злокачественной и агрессивной. По словам врачей, рак может вернуться. Избежать рецидива поможет только протонная терапия, которую необходимо начать в ближайшее время. Но оплатить лечение ценой более 3,5 миллиона родители должны сами. В семье с двумя детьми и папой на инвалидности таких денег нет.
В конце прошлого года у Элен обнаружили огромную опухоль в головном мозге. Девочку прооперировали, опухоль удалили, но она оказалась злокачественной и агрессивной. Чтобы избежать рецидива и метастазов, необходима очень дорогая протонная терапия. Нужна помощь.
Никто не знает, когда она образовалась в голове у девочки — огромная злокачественная опухоль. Может, этим летом, когда Элен со своей сестрой Араксией отдыхали у бабушки. А может, весной, когда она писала итоговые контрольные работы по любимой математике. Или еще раньше, когда ее семья переехала со съемной московской квартиры, где они вчетвером ютились в одной комнатке, в дом в деревне Сапроново. И там у сестер Мартиросян появилась наконец своя собственная комната на двоих.
— Теперь заживем! — радовалась мама Рузанна. — Свежий воздух, рядом лес. И никто болеть не будет.
В то время у Элен появилось новое хобби — конструировать умопомрачительные наряды для кукол. Девочка кроила им одежду из старых носочков и вышивала бисером. К седьмому классу она уже точно знала, что хочет стать модельером.

Фото: «Русфонд»
— Сошью себе самое красивое платье на выпускной! — мечтала Элен.
— А твое платье тоже будет из старых носочков? — подшучивала старшая сестра. И обе хохотали до слез. А в октябре у Элен начались проблемы с учебой. Она быстро уставала и отпрашивалась с уроков.
— Как будто кто-то высасывает из меня все силы, — жаловалась девочка маме.
— Что ты выдумываешь? — сердилась та. — Пойдем к врачу, сдадим анализы.
Однако врачи тоже не могли найти причину плохого самочувствия девочки. Почти два месяца неврологи и эндокринологи списывали все на загруженность в школе и подростковые изменения в организме. Рекомендовали пить витамины и делать массаж.
А между тем состояние Элен ухудшалось с каждым днем. Весь ноябрь девочку шатало и рвало. Головная боль мешала спать. «Скоро оно меня сожрет», — жаловалась девочка.
Вечером 5 декабря я была дома. Дочка вдруг закатила глаза и стала падать, я еле успела поймать. Она была без сознания. Я кричала, звала на помощь соседей, чтобы вызвали скорую. Это был кошмар, который, казалось, длился вечность…
Элен увезли на скорой в районную больницу в Видное. Компьютерная томография показала, что у девочки в головном мозге образовалась большая опухоль. Страшный диагноз подтвердили врачи из московской клиники, уточнив, что опухоль необходимо срочно удалить, пока не пошли метастазы.
— Так вот кто, оказывается, высасывал из меня жизнь, — узнала наконец-то девочка.
Через неделю Элен назначили операцию. Она длилась пять часов. По результатам гистологии врачи поставили диагноз: эпендимома задней черепной ямки — редкая и агрессивная форма рака.

Фото: «Русфонд»
18 декабря, в свой день рождения, Элен уже была дома и пыталась задуть на торте свечки с цифрами 14, но никак не получалось. Самостоятельно глотать она не могла, еле говорила, в глазах двоилось.
— Никогда не думала, что задувать свечи так тяжело, — признается Элен. — Я как будто родилась второй раз. А третьей жизни у меня не будет. Надо сохранить эту.
До праздничного торта она так и не дотронулась. А за неделю до новогодних праздников Элен приехала в Москву на консультацию к нейроонкологу Ольге Желудковой. Врач сказала, что девочке нужна протонная терапия, чтобы избежать рецидива болезни, и предупредила, что лечение необходимо начать в самое ближайшее время. Однако госквоты на 2025 год в клинике еще не получили, а по ОМС протонную терапию не проводят. Оплатить лечение стоимостью почти 3,5 миллиона рублей самостоятельно родители не в состоянии.
— Когда Элен заболела, я ушла из детского садика, где работала воспитателем, — говорит Рузанна. — Муж на инвалидности. Продавать нам нечего, еще десять лет мы должны выплачивать ипотеку.

Фото: «Русфонд»
Чтобы Элен не было так страшно думать о предстоящем лечении, она каждый день плетет из бисера сумочки и придумывает коллекцию модных платьев для выпускного бала. Когда она поправится, обязательно сошьет одно из них.
А пока Элен срочно нужны деньги, чтобы окончательно победить того, кто хочет отнять у нее жизнь.
У Элен диагностирована агрессивная злокачественная опухоль головного мозга — эпендимома задней черепной ямки. Учитывая возраст девочки, опасное место расположения новообразования и отсутствие метастазов, необходимо срочно начать протонное облучение — более щадящий и эффективный вид лучевой терапии. Оно воздействует целенаправленно на опухолевые клетки, не повреждая окружающие их здоровые ткани
Стоимость протонной терапии 3 522 528 рублей.
500 000 рублей внесли родственники и друзья семьи.
10 227 рублей внесло ООО «Бигам-Инвест».
1 814 415 рублей собрали читатели vesti.ru, rbc.ru и rusfond.ru
Эти деньги спасут жизнь девочке
Дорогие друзья! Если вы решите помочь Элен Мартиросян, пусть вас не смущает цена спасения. Любое ваше пожертвование будет с благодарностью принято.
О РУСФОНДЕ
Русфонд (Российский фонд помощи) создан осенью 1996 года для помощи авторам отчаянных писем в «Ъ». Проверив письма, мы размещаем их в «Ъ», на сайтах rusfond.ru, kommersant.ru, в эфире телеканала «Россия 1» и радио «Вера», в социальных сетях, а также в 133 печатных, телевизионных и интернет-СМИ. Возможны переводы с банковских карт, электронной наличностью и SMS-сообщением, в том числе из-за рубежа (подробности на rusfond.ru). Мы просто помогаем вам помогать.
Всего собрано свыше 22,143 миллиарда рублей. В 2025 году (на 13 февраля) собрано 248 279 647 рублей, помощь получил 110 детей.
Русфонд — лауреат национальной премии «Серебряный лучник» за 2000 год, с сентября 2017 года входит в реестр СО НКО — исполнителей общественно полезных услуг. В июне 2024 года президентский грант завоевал проект Национального РДКМ «Консультационная служба по донорству костного мозга "Ориентир"». В январе 2025 года президентский грант получил проект Русфонда «ПроРегистр. Продолжение». Президент Русфонда Лев Амбиндер — лауреат Государственной премии РФ.
Адрес фонда: 125315, г. Москва, а/я 110;
rusfond.ru; e-mail: rusfond@rusfond.ru
Приложения для айфона и андроида rusfond.ru/app