Лизинговая ловушка. Перевозчики подвергают риску клиентские грузы. Как избежать потерь?

Растущая финансовая нагрузка стала грозить транспортным компаниям банкротством
СюжетСнижение ставки по кредитам:

Фото: Алексей Смагин / Коммерсантъ

Активный рост спроса на грузоперевозки в последние год-два обернулся большими проблемами для транспортных компаний. Резкое падение грузовой базы вызвало скачкообразное снижение тарифов на доставку и, как следствие, увеличение себестоимости логистических услуг. Многие перевозчики, набрав в лизинг тысячи автомобилей, не могут сегодня за них расплатиться, вынуждены сокращать зарплаты, увольнять персонал. Возрастающая финансовая нагрузка грозит транспортным компаниям банкротством, у клиентов неблагонадежных перевозчиков повышаются риски потери грузов. Что происходит на рынке грузовых автоперевозок, — в материале «Ленты.ру».

«В WhatsApp гуляет инфа, что у филиала в Нижнем Новгороде у "Итеко" "ВТБ Лизинг" забрал 1000 единиц техники? Кто в курсе?» — задает вопрос на странице «ВК "Дальнобойщики"» водитель Рафаэль Хуснуллин.

Под этим постом развернулись жаркие дискуссии

Водилам срезали все, что можно (километраж, простои меж заданий, и ремонтные совсем убрали), и где-то в АТП объявление было — зарплата 90 тысяч рублей после уплаты налогов. Сам в феврале сбежал оттуда

Дмитрий Агурьяновводитель

«Они одни из немногих, кто выбрал расширение, а не обновление. У CRAFTER (транспортно-логистическая компания, признанная банкротом в октябре 2024 года, — прим. «Ленты.ру») такая же политика была, результат известен», — напоминает Сергей Глазько.

Они срезали зарплату работникам, как водителям, так и остальным, плюс хватают все, что можно схватить — и короткие рейсы, и длинные. Лишь бы уехать

Владимир Тебякинводитель

«Вам пример CRAFTER: кинули работяг и теперь под новым названием и другими юридическими номерами заново работают. Также "АМД Транспорт" в свое время делало, и "Везу.ру" — все кидают перевозчиков и работяг, но строят после этого новые фирмы», — объясняет Станислав Евгеньевич.

В упадке

Ситуация на рынке грузовых автоперевозок действительно выглядит удручающе: отраслевые эксперты подсчитали, что за 2024 год себестоимость работы транспортных компаний выросла на 12 процентов, финансовые ножницы в виде лизинговых платежей — до 27–28 процентов, а утильсбор — на 75–80 процентов год к году.

Фото: Евгений Епанчинцев / РИА Новости

По данным аналитиков ATrucks, сейчас в стране огромный дефицит грузов. Баланс между предложениями и свободным транспортом показывает снижение на 114 процентных пунктов год к году. В частности, к 3 февраля рейтинг показывает отметку 77. Это еще хуже, чем в пандемийный показатель 2020 года. Плюс тарифы на перевозку рухнули на 19,1 процента год к году.

Данные факторы привели к ситуации, когда работа транспортных компаний становится убыточной

Свою роль в этом сыграл рост ключевой ставки ЦБ, вслед за которой увеличились процентные ставки по кредитам и лизинговым платежам. По экспертным оценкам около 85 процентов грузовой техники приобретается в лизинг, и, по данным на конец прошлого года, на площадках лизинговых компаний насчитывалось более 17 тысяч единиц грузовой техники, которую вернули транспортные компании из-за невозможности оплачивать лизинг. В этом году эксперты называют уже цифры в 50–60 тысяч автомобилей.

«Китайские грузовики в 2024 году подешевели, однако увеличение ставки утильсбора вернет их цены на прошлогодний уровень, а повышенная ключевая ставка сделает ежемесячные лизинговые платежи неподъемными для многих транспортных компаний», — говорил еще в прошлом году директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов.

«"Итеко" в Великом Новгороде машины отдала лизинговой компании обратно. Дефицит водителей», — пишет на форуме «ВК "Подслушано у Дальнобойщиков"» Роман Берман. Как отметила на прошедшей в конце прошлого года выставке Comtrans-2024 генеральный директор Национального агентства промышленной информации (НАПИ) Татьяна Арабаджи, в 2025 году рынок автомобильных грузоперевозок могут покинуть 10–15 процентов компаний. Но уже растущая финансовая нагрузка создает риски для грузоотправителей, которые могут пострадать при работе с неблагонадежными перевозчиками.

Фото: Марина Молдавская / Коммерсантъ

Пустой

Тем временем в профильных Telegram-каналах начинает появляться информация о том, что перевозчики загоняют лизинговый автопарк в «отстойники». «Нам тут подписчики сообщают, что у "Итеко" встало чуть ли не до 90 процентов парка. И не из-за просушки дорог или отсутствия работы... А потому что нет денег. Зарплаты порезали, водители хлопнули дверью и вышли на рынок. "Итеко", развеете сомнения? Набрасывают на вас, или есть сложности? (…) Еще пишут, кстати, про схематозы в духе "забить машинами стоянки, не ставить на учет, чтобы не платить лизинг". На это тоже будем рады получить комментарий», — отмечает Telegram-канал «Логистика 2.0». Судя по отсутствию дополнительных постов — комментариев от компании предоставлено не было.

Также стала появляться информация об изъятии лизинговых автомобилей вместе с клиентскими грузами

Якобы, останавливают представители ГАИ машину, проверяют документы, и при наличии долгов по лизинговым платежам отправляют авто на штрафстоянку вместе с грузом, потом который вернуть его владельцу довольно непросто.

«К сожалению, большинство лизинговых компаний не предоставляет отсрочки/рассрочки и фактически не ведет переговоры с лизингополучателями. Основным видом реагирования на просрочки становится расторжение договора лизинга и изъятие транспорта. При этом зачастую перевозчик даже не успевает получить уведомление о расторжении, как у него уже забирают автомобиль», — комментирует управляющий партнер юридической компании «Право и Практика» Алексей Никитин.

А что с грузом? «Без разрешения ГАИ никто не сможет ничего сделать с данным имуществом, так как оно изъято до принятия решения по делу», — говорит юрист Виктор Котов. Грузовладельцу следует обратиться в ГАИ с соответствующим письменным заявлением, вернуть его могут только по резолюции начальника и расписке в получении груза. Только после этого имеет смысл пригонять еще один автомобиль для перегрузки.

В серой зоне

Мало кто из грузоотправителей желает оказаться в такой ситуации. Но проблема не только в просрочке лизинговых платежей. Еще в прошлом году Федеральная налоговая служба (ФНС) начала проверки транспортно-логистических компаний на предмет финансовых нарушений, масштаб которых по оценкам участников рынка достигает 920 миллиардов рублей в год. Среди «серых» схем особенно популярны выплаты зарплат в конвертах.

Дополнительные махинации связаны с использованием двух юридических лиц для оптимизации налогов

Одна компания работает на общей системе налогообложения и принимает затраты, другая — на упрощенной, таким образом «серые» перевозчики получают возмещение НДС, не ведя реальной деятельности.

Фото: Денис Абрамов / РИА Новости

Такие схемы усложняют работу ФНС, поскольку официальные документы выглядят правдоподобно. Еще одной лазейкой для экономии служит уклонение от оплаты проезда по системе «Платон». Многие водители скрывают номера или используют устройства для блокировки сигналов ГЛОНАСС.

По большому счету грузоотправителю не так сложно вычислить недобросовестного перевозчика

«Красных флажков» у таких довольно много. Во-первых, это цены ниже рыночных. Они готовы возить, демпингуя практически по любым ценам. Во-вторых, у них недостаточная или вовсе непрозрачная документация. В-третьих, они экономят на страховании грузов и, в-четвертых, имеют нестабильное финансовое положение.

Предъявите справку

Проверить надежность компании не так сложно. Существует большое множество интернет-ресурсов, специализирующихся на финансовой документации предприятий и предоставляющих быструю проверку их благонадежности.

В последнее время на рынке грузоперевозок появился и новый тренд — запрос документов о состоянии лизинговых платежей

Выглядит это следующим образом: перед заключением договора на грузоперевозку грузоотправитель обращается в транспортную компанию за справкой, которую тому должна предоставить лизинговая компания. Здесь есть нюанс по поводу конфиденциальности условий договора лизинга, но, по крайней мере, лизингодатель так или иначе сможет подтвердить соблюдение графика платежей.

Может быть, эта практика действительно правильная. Это показывает устойчивость компании. Основная-то проблема в том, что много посредников между грузоотправителем и транспортной компанией, которые основные сливки и снимают

Владимир Матягинпрезидент ассоциации «Грузавтотранс» в интервью «Ленте.ру»

Поэтому сегодня главная рекомендация для грузоотправителей — перед заключением договора проверить финансовую устойчивость перевозчика. Также заказчику перевозки следует проверить транспортную компанию на наличие исполнительных производств, изучить и юридически грамотно составить договор и, конечно, застраховать груз.

Что будет

По мнению Владимира Матягина, до половины логистических компаний могут уйти с рынка грузовых автоперевозок. Рынок естественным образом избавится от слабых игроков, произойдет его самоочищение, полагает президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль.

Развитие сервиса требует инвестиций, которые небольшая компания с 5–10 грузовиками сегодня позволить себе просто не может — она и так вынуждена нести все большие расходы на топливо и техническое обслуживание своих автомобилей

Поэтому такие игроки быстро теряют способность масштабировать бизнес и вынуждены либо уходить с рынка, либо переходить под контроль конкурентов.

«Если говорить об обелении рынка, то на данный момент перевозчикам выгодно уклоняться от уплаты налогов, и отечественной экономике необходим комплексный инструмент, который создаст для всех перевозчиков равные конкурентные условия и выведет из "тени" недобросовестных игроков. Этим самым инструментом может стать допуск на рынок при осуществлении грузовых перевозок автомобильным транспортом, законопроект о котором готовится ко второму чтению», — отметила в разговоре с «Лентой.Ру» исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина.

Фото: Unsplash

Кроме того, с 2022 года крупные транспортные компании переходят на электронные перевозочные документы, и именно внедрение цифровых технологий позволит упорядочить рынок и создать равные конкурентные условия. По словам Ольги Федоткиной, «самоочищение» рынка произойдет уже в ближайшее время, так как не все автоперевозчики смогут оказывать услуги себе в убыток и слабые компании уйдут. Как итог, конкуренция за грузы ослабнет, что приведет к росту ставок.

Не исключено, что частично рынок смогут поддержать и некоторые меры государственной поддержки

В конце февраля одна из ассоциаций грузовых перевозчиков направила письмо премьер-министру России Михаилу Мишустину с просьбой рассмотреть меры поддержки транспортным предприятиям. Среди них отсрочка платежей по взносам во внебюджетные фонды и снижение ставки по ним до 15,1 процента сроком на два года. Но льготы должны предоставляться только тем компаниям, где средняя зарплата превышает пять МРОТ.

Помимо этого, перевозчики просят правительство рассмотреть возможность компенсации лизинговых платежей по договорам 2023–2024 годов и ввести льготные кредиты на инвестиционные цели и пополнение оборотного капитала. Пока письмо о господдержке находится на рассмотрении в Минтрансе. Пойдет ли на такие преференции перевозчикам правительство — пока неизвестно.

Барыжная экономика

«Проблема нашей экономики заключается в том, что законы не работают, и они не работают для всех одинаково. Это влияет на добросовестную конкуренцию, ценообразование и тому подобное. Если бы у нас завтра контролирующие органы начали работать как положено, у нас послезавтра начался бы кардинально меняться рынок. Все начали бы выстраивать бизнес с точки зрения закона. А когда экономика не рыночная, а барыжная, когда кто сильнее, тот и прав, кто кого обманул, все это отражается и на потребителях, и на бизнесе, и на всей экономике в целом», — говорит Владимир Матягин.

Нынешняя динамика перевозок может привести к высвобождению примерно трети всего грузового парка России, и со временем грузов станет больше, чем предложений о перевозке

Это, в свою очередь, повлечет рост стоимости перевозки к концу года, по мнению экспертов, тарифы на перевозку у добросовестных перевозчиков могут подняться на 20–25 процентов. Поскольку многие компании в текущих условиях не смогут уже продолжать демпинговать, работая себе в убыток.

Но в любом случае рынок грузоперевозок ждут большие перемены — его обеление и консолидация вокруг крупных игроков. А грузоотправителям в условиях подобной турбулентности следует полагаться на чистоплотные компании с прозрачной финансовой отчетностью. Или «в полях» разбираться, куда делся груз, или доказывать, что не участвовал в схемах с разрывами в цепочках НДС.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше