Реклама

Реклама. 12+. ООО «Единое Видео». VK Видео: vkvideo.ru
Соглашение: vkvideo.ru/legal/terms. VK - ВК. erid: 2RanynDT8xa.

«Счастливых дней было много» Умерла Вера Алентова. Миллионы россиян любили ее за бессмертный фильм «Москва слезам не верит»

Фото: Photographers / Legion-Media

25 декабря ушла из жизни знаменитая актриса Вера Алентова — ей стало плохо на церемонии прощания с коллегой Анатолием Лобоцким. 83-летней артистке вызвали скорую помощь, но в больницу ее привезли уже в состоянии клинической смерти. О судьбе звезды легендарного фильма «Москва слезам не верит» рассказывает материал «Ленты.ру».

Вера Алентова умерла, что называется, на людях — пошатнулась и начала терять сознание, когда приехала в Театр имени Маяковского на прощание с актером Анатолием Лобоцким. Отказало сердце, с которым у звезды начались проблемы еще после перенесенного несколько лет назад коронавируса. Драматический, почти театральный по трагизму и публичности уход — практически смерть на сцене (на которой артистка должна была оказаться еще сегодня вечером — в праздничном спектакле «И будет театр!..»). На людях Алентова большую часть своей жизни и прожила — и не только потому, что изо дня в день на протяжении многих десятилетий выходила к зрителям Театра имени Пушкина. После невероятного успеха фильма «Москва слезам не верит» к ней оказалось приковано огромное внимание и в частной жизни — и это неудивительно.

Такая судьба, кажется, и сама достойна фильма: сложный творческий брак, одна изменившая жизнь роль, поздняя, но оглушительная слава — причем разделенная с мужем-режиссером

Когда мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» вышла на экраны в 1980 году, Алентовой было уже 37 лет. В Театре имени Пушкина она была на хорошем счету — и своя, ходившая на нее публика у нее была. Но большой карьеры в кино к тому моменту так и не сложилось. Всего лишь несколько небольших ролей: дебют в прошедших почти незамеченными, сложно снимавшихся «Днях летных», камео в «Звездах и солдатах» легендарного венгра Миклоша Янчо, третий план в революционной эпопее армянского мастера Фрунзе Довлатяна «Рождение». «Никому не известная в кинематографе театральная актриса», — так себя в тот период описывала Алентова. И тут — всесоюзная слава, обрушившаяся в одночасье.

Этот фильм в результате перевернул всю мою жизнь, хотя сценарий мне поначалу тоже не нравился, сниматься я в нем не хотела да и Меньшова снимать отговаривала

Вера Алентова

О сомнениях в беззастенчиво мелодраматичном, широкими мазками описавшем и своих героинь, и их время сценарии Валентина Черных немало признавался и супруг Алентовой. Но следующей возможности запуститься с новым фильмом Меньшову даже после кассового успеха его дебютного «Розыгрыша», возможно, пришлось бы ждать еще пару лет. Мнимая несерьезность материала отвратила от него не только других режиссеров, отказавшихся от сценария до того, как он попал к Меньшову, но и нескольких уже состоявшихся звезд — Ирину Купченко и Маргариту Терехову. Обе отказались именно от роли Катерины — тем самым открыв дорогу к славе Алентовой. Ничего хорошего от фильма не ждали и даже в процессе работы — настроения на съемках, по воспоминаниям их участников, царили упаднические.

Вера Алентова в фильме «Ширли-мырли»

Вера Алентова в фильме «Ширли-мырли». Фото: Mosfilm / Legion-Media

Спустя почти полвека такой скепсис в отношении фильма, который только в 1980-м посмотрели 90 миллионов советских зрителей, кажется удивительным. Да, вся сложность советской жизни — тем более на дистанции в два непростых, насыщенных десятилетия между концом 1950-х и 1970-х — не сводилась к сакраментальному «Сначала на холодильник копили, потом на телевизор, теперь стиральную машинку купили», но даже и в этой броской реплике простому человеку, скованному узами быта, узнать себя было легко. И, конечно, фильм Меньшова, возможно, и сводил советскую цивилизацию к одной лишь частной жизни с ее незначительными, демонстративно невеликими перипетиями — кого с ребенком на руках оставили, у кого муж запил, а кто, действительно, на холодильник, скрипя зубами, копит, — но кто сказал, что частная жизнь недостойна внимания?

Мы увидели бешеные очереди — они были нескончаемыми на протяжении очень долгого времени. Очевидцы вспоминали, что только на «Чапаева» так стояли

Вера Алентова

Ретроспективным взглядом очевидно, что успех ленты объяснялся, конечно, не только тем, что советские граждане узнавали собственные заботы и взгляды на жизнь в чаяниях Катерины или ремарках Гоши. Во взрослении сумевших все же осесть в столице героинь «Москва слезам не верит» увидела собственное взросление и вся страна, расставшаяся с наивными тревогами и надеждами оттепели, чтобы успокоиться и обустроить свой быт в эпоху, которую впоследствии назовут застоем. «Москва слезам не верит» — как раз благодаря скачку из одного времени в другое, задающему диалог между 1950-ми и 1970-ми, — об этой перемене говорит даже больше, чем другие хиты тех лет, будь то хоть «Ирония судьбы», хоть «Служебный роман». Возможно, из-за той самой мелодраматичности, всегда проявляющей в зрителе и его времени больше, чем смех, который провоцируют комедии.

Другая опора успеха фильма — Алентова, которая убедительна в образе не только сорокалетней Катерины, но и двадцатилетней

Еще до появления в их с Меньшовым жизни сценария Черных она несколько лет подряд с аншлагами солировала в спектакле Театра имени Пушкина «Я — женщина». В сущности, собирательную советскую женщину — юную и наивную, зрелую и мудрую, упрямую, но при этом не желающую свою феминность подавлять — в «Москве» она и создала. Для того чтобы войти в историю, хватило бы и одной этой работы, даже если бы и не было никакого «Оскара» (а его, надо ли напоминать, учитывая, как редко их получали советские фильмы, «Москва слезам не верит» удостоилась). Во всяком случае, подход Алентовой, которая проснулась знаменитой на пороге сорокалетия, к своей карьере говорит именно о таком ее отношении. Она и после успеха не стала размениваться на то, что было неинтересно, и отказывалась от одной за другой ролей женщин, подобно Катерине в одиночку воспитывающих детей.

По не таким уж частым ролям, сыгранным Алентовой после «Москвы», видно, что ей в кинематографе было важно всегда расширять свой актерский диапазон. Вот ресурсная, как сейчас бы сказали, достигаторша из «Времени желаний» Юлия Райзмана, ради которого она уступила хитовую роль в фильме Владимира Меньшова «Любовь и голуби» Людмиле Гурченко. Вот невменяемая в своих буквоедстве и бесчувственности завуч Валендра в заклинающем репрессии дебюте Юрия Кары «Завтра была война». Вот два полюса — меняющая личины эксцентричная комедиантка и классическая романтическая героиня — в двух фильмах Меньшова, снятых в 1990-х, «Ширли-мырли» и «Зависть богов». Вот, наконец, карикатурно монструозная богиня гламура и дискурса в «Ампир V» по Пелевину. Она могла бы быть самой востребованной актрисой как минимум 1980-х, но предпочла остаться собой, верной серьезным ролям в театре и требующей от кино достойного, интересного вызова.

Внимание полюбивших ее за роль Катерины миллионов все равно было обеспечено. Пока был жив Меньшов, россиянам всегда было интересно, как складываются их отношения, начавшиеся еще во время актерской учебы и, вообще-то, пережившие четырехлетнее расставание с рождением дочери Юлии. Дочь, повзрослев, тоже стала звездой — одной из самых заметных телеведущих 1990-х и 2000-х. «Она работает на телевидении, я — в театре, муж — в кино, мы все абсолютно разные», — рассказывала Алентова о том, как уживаются три знаменитых человека. Возможно, дело в том, что знаменитость ни для нее, ни для Меньшова не была самоцелью — они всего лишь хотели показать советским людям их самих и мелочи их жизни. И им это удалось. И не только это. «Собственных счастливых дней — их было много», — признавалась Алентова, вспоминая не только «Оскар», но и поступление на актерский и рождение дочери.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok