Наши на Олимпиаде: все новости Зимних Игр

Реклама

Реклама. 12+. ООО «Единое Видео». VK Видео: vkvideo.ru
Соглашение: vkvideo.ru/legal/terms. VK - ВК. erid: 2RanynDT8xa.

«Россия будет действовать более жестко» Что стоит за визитом Джей Ди Вэнса на Южный Кавказ и зачем США «Маршрут Трампа»?

Политолог Силаев: США не урегулировали конфликт между Арменией и Азербайджаном

Фото: Kevin Lamarque / File Photo / Reuters

Вице-президент США Джей Ди Вэнс 9-11 февраля посетил с официальным визитом Армению и Азербайджан — всего через несколько месяцев после подписания в Вашингтоне декларации об урегулировании карабахского конфликта. Однако эксперты предупреждают: говорить о прочном мире на Южном Кавказе пока рано. Более того, продвигаемый США «маршрут Трампа» может усилить американское влияние в регионе и ослабить позиции России. О целях визита Джей Ди Вэнса, интересах США в регионе и их соотношении с российской политикой «Ленте.ру» рассказал директор Лаборатории интеллектуального анализа данных Института международных исследований МГИМО Николай Силаев.

«Лента.ру»: На этой неделе вице-президент США Джей Ди Вэнс посетил Армению и Азербайджан. Почему эта поездка случилась именно сейчас?

Николай Силаев

Николай Силаев. Фото: Валерия Калугина / ТАСС

Николай Силаев: Этот визит планировали заранее, такие поездки всегда согласуются задолго. Кроме того, его удобно совместили с другими визитами Джей Ди Вэнса в европейские страны.

Тем не менее с августа прошлого года, когда в Вашингтоне прошла встреча Дональда Трампа, Никола Пашиняна и Ильхама Алиева, американская администрация проявляет повышенный интерес к Южному Кавказу.

Трамп доволен результатами своей дипломатии и с помощью визита Вэнса стремится воодушевить Армению и Азербайджан на дальнейшее сближение с США

Насколько этот визит уникален? В СМИ его уже назвали поворотным моментом в политике США на Южном Кавказе.

Это действительно заметное событие для обеих стран. Последний раз Армению из высших должностных лиц США посещала спикер палаты представителей Нэнси Пелоси в 2022 году. Но уровень вице-президента, безусловно, выше.

При этом я бы не ожидал каких-то серьезных практических итогов, помимо протокольных заявлений и символических жестов.

Динамика американо-армянских и американо-азербайджанских отношений формируется не визитом, а более масштабной и долгосрочной работой

Этот визит — прежде всего сигнал о том, что регион важен для США и что американская сторона в целом поддерживает нынешний внешнеполитический курс Армении и Азербайджана.

Среди итогов поездки называют выдачу Армении экспортных лицензий на поставку процессоров NVIDIA Blackwell для дата-центра. Это важный шаг?

Это действительно уникальные и технологически передовые чипы, но для развития этой отрасли в Армении не хватает квалифицированных специалистов, а те кадры, которые есть, в значительной степени тесно связаны с Россией.

Похожая ситуация и в ядерной энергетике. США не могут построить атомную электростанцию в Армении — в отличие от России.

Каковы цели США в регионе?

Прежде всего Дональду Трампу важно постоянно подчеркивать, что именно он остановил войну, — пусть это и не совсем соответствует действительности. В целом же Южный Кавказ не является для него ключевым приоритетом.

При этом регион интересен с точки зрения противодействия Ирану. Главный партнер Азербайджана — Израиль, и азербайджанские власти, судя по всему, готовы расширять военно-техническое сотрудничество и с США.

По неподтвержденным данным, часть американских ударов по Ирану в июне прошлого года наносилась с территории Азербайджана

В любом случае Азербайджан отошел от прежней политики балансирования между Россией и Ираном. Раньше они сначала посоветовались бы с каждой из этих стран, прежде чем решать вопрос о развитии отношений с США. Сейчас ситуация изменилась, и визит Вэнса, безусловно, заставит Иран понервничать.

Центр сетевых операций и безопасности Космического командования ВВС на базе Петерсон в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо, США, 20 июля 2010 года

Центр сетевых операций и безопасности Космического командования ВВС на базе Петерсон в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо, США, 20 июля 2010 года

Фото: Rick Wilking / Reuters

США действительно удалось установить мир на Южном Кавказе?

О каком-то устойчивом мире между Арменией и Азербайджаном говорить не приходится. Трамп просто пригласил лидеров в Вашингтон и под камерами подписал с ними документ, который даже не был полноценно согласован.

До сих пор не восстановлены дипломатические отношения. Не урегулирован вопрос границы. Не открыты транспортные коммуникации. Поставки товаров из Азербайджана в Армению по-прежнему происходят не напрямую, а через Грузию.

Никол Пашинян фактически принял большинство условий Азербайджана

В документе на Армению накладывается целый ряд серьезных ограничений. Армянским гражданам, например, не обеспечена безопасность при проезде через территорию Азербайджана в Россию. При этом в договор включено много общих формулировок из Хельсинкского акта и Устава ООН, но конкретных механизмов почти нет.

Тем не менее переход конфликта в активную фазу сейчас исключен. Пока Армения принимает условия Азербайджана, эскалации напряженности не будет.

Как в этих условиях меняется роль Европейского союза (ЕС) на Южном Кавказе?

У США и ЕС есть общий интерес: вытеснить Россию из региона. При этом Европейский союз довольно ревностно относится к миротворческой активности Соединенных Штатов, ведь именно ЕС рассчитывал выступить главным посредником между Арменией и Азербайджаном и сформировать новую архитектуру порядка на Южном Кавказе.

На самом деле ЕС сделал для мирного урегулирования больше, чем США, но лавры миротворца получил Трамп

На границе Армении и Азербайджана уже несколько лет действует европейская мониторинговая миссия. Она раздражает азербайджанские власти, однако объективно способствует поддержанию мира.

Саммит лидеров стран Европейского союза в Брюсселе, Бельгия, 25 июня 2021 года

Саммит лидеров стран Европейского союза в Брюсселе, Бельгия, 25 июня 2021 года

Фото: Johanna Geron / Pool / Reuters

Одним из главных итогов американской политики стал транспортный коридор «Маршрут Трампа». Что это такое в реальности?

По сути, это попытка США заменить Россию в проекте Зангезурского коридора — маршрута между основной территорией Азербайджана и его анклавом Нахичевань через армянскую территорию.

Зангезурский коридор и проект Дональда Трампа

Зангезурский коридор — продвигаемый Азербайджаном проект транспортного маршрута протяженностью около 40 километров через Сюникскую область Армении. Он должен соединить западные районы Азербайджана с его эксклавом — Нахичеванской Автономной Республикой — и обеспечить прямой выход к Турции.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев начал настаивать на восстановлении транспортного сообщения по этому маршруту после второй карабахской войны 2020 года. Сейчас попасть из основной части Азербайджана в Нахичевань можно только по воздуху или в объезд — через Иран.

Согласно рамочному мирному соглашению, подписанному в Вашингтоне 8 августа 2025 года, Армения согласилась предоставить США эксклюзивные права на коридор «на длительный срок». Проект получил название «Маршрут Трампа ради международного мира и процветания» (Trump Route for International Peace and Prosperity, TRIPP) — по имени президента Дональда Трампа.

Предполагается, что маршрут будет формально действовать в рамках армянского законодательства, однако США получат право передавать его территорию в субаренду для строительства инфраструктуры и управления коридором.

В трехстороннем заявлении России, Азербайджана и Армении, подписанном в ноябре 2020 года по итогам второй карабахской войны, речь шла об открытии этой дороги. Предполагалось, что безопасность на ней обеспечат российские пограничники.

Стороны договорились об открытии двух коридоров при участии России — из Азербайджана в Нахичевань и из Армении в Нагорный Карабах. Механика задумывалась схожей: в Нахичеванском направлении — российские пограничники, в Карабахе — российские миротворцы.

Почему это не было реализовано?

Ситуация изменилась после корректировки внешнеполитического курса Армении.

В октябре 2022 года Никол Пашинян признал Нагорный Карабах частью Азербайджана, отказавшись от прежней логики его спорного статуса, заложенной в совместном заявлении 2020 года. При этом положение о российском присутствии в Нахичеванском коридоре формально сохранялось.

Смысл «Маршрута Трампа» — заменить российских пограничников американской структурой, отвечающей за контроль и безопасность

Военнослужащие Азербайджана охраняют территорию, которая перешла под контроль азербайджанских войск после второй карабахской войны, Джебраильский район, Азербайджан, 7 декабря 2020 года

Военнослужащие Азербайджана охраняют территорию, которая перешла под контроль азербайджанских войск после второй карабахской войны, Джебраильский район, Азербайджан, 7 декабря 2020 года

Фото: Aziz Karimov / Reuters

Как маршрут может работать на практике?

Пока деталей мало. Предполагается, что на пунктах контроля будут находиться представители американской компании. Они будут принимать документы у следующих по коридору и передавать их армянским пограничникам для оформления.

Это сделано по требованию Ильхама Алиева: он не хочет, чтобы армянские пограничники напрямую проверяли документы у граждан Азербайджана

Однако здесь возникает целый ряд юридических и политических вопросов. Законодательство Армении не предусматривает передачу пограничных функций частной иностранной структуре — для этого потребуется новая правовая база.

Кроме того, речь идет не только о двусторонней границе — это еще и внешняя таможенная граница Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Следовательно, вопрос неизбежно затрагивает партнеров Армении по союзу, прежде всего Россию.

Наконец, маршрут проходит рядом с армяно-иранской границей, безопасность которой обеспечивают российские пограничники.

Что известно о компании, которая может контролировать коридор?

Конкретики пока нет. Но ключевая проблема — не в названии компании.

Фактически часть территории Армении передается под контроль частной структуры, и это вызывает раздражение внутри страны

Также обсуждается возможность американского военного присутствия рядом с маршрутом. С учетом близости к иранской границе очевидно, что безопасность будет обеспечиваться не только гражданскими специалистами. В компании явно будут «ребята в форме». Правда, я не думаю, что речь пойдет о полноценной частной военной компании — это слишком рискованный шаг для Никола Пашиняна. Но полностью исключать такой сценарий нельзя.

Президент США Дональд Трамп в Белом доме, Вашингтон, США, 13 октября 2017 года

Президент США Дональд Трамп в Белом доме, Вашингтон, США, 13 октября 2017 года

Фото: Kevin Lamarque / Reuters

Как Россия реагирует на «Маршрут Трампа»?

Публично Россия действует осторожно. О статусе внешней границы ЕАЭС напомнила официальный представитель Министерства иностранных дел Мария Захарова. Можно предположить, что закрытые консультации с Арменией идут активнее.

При этом не исключено, что Россия будет действовать более жестко.

Россия может поставить вопрос ребром: либо «Маршрут Трампа», либо участие Армении в ЕАЭС

Выход из ЕАЭС означал бы потерю российского рынка и серьезный удар по экономическому росту страны. За этим могут последовать требования Армении о выводе российских пограничников и закрытии военной базы.

102-я российская военная база в Армении

102-я российская военная база действует в городе Гюмри с 1995 года. На ней служат около четырех тысяч военнослужащих. База оснащена самолетами МиГ-29, вертолетами Ми-24П и Ми-8МТ, а также зенитно-ракетными комплексами С-300В.

После обострения ситуации в регионе и капитуляции непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР) в Армении все чаще звучали сомнения в целесообразности присутствия российских военных.

В октябре прошлого года премьер-министр Никол Пашинян заявил, что не видит преимуществ в размещении российских войск, хотя признал, что власти пока не готовы обсуждать вывод базы. О необходимости пересмотра системы безопасности говорил и спикер парламента Ален Симонян: «Никто не говорил о военной базе, но для нас очевидно, что эта система безопасности не работает».

В России подобные дискуссии считают необоснованными. Как отмечал министр иностранных дел Сергей Лавров, российские военные в Гюмри обеспечивают безопасность не только Армении, но и всего Южного Кавказа, поэтому обсуждение вопроса об их выводе неуместно.

Уже в июне в Армении пройдут парламентские выборы. Как они могут повлиять на реализацию проекта?

Реализация «Маршрута Трампа» зависит от ратификации мирного договора с Азербайджаном и изменения законодательства, позволяющего иностранной компании участвовать в пограничном контроле. Проект крайне непопулярен среди армянских граждан, иначе Никол Пашинян давно приступил бы к его реализации.

Исход выборов пока неочевиден. У Пашиняна есть административный ресурс, но оппозиция может активизироваться.

На выборах будет решаться, сохранит ли Армения субъектность или фактически окажется протекторатом Азербайджана

Пограничная вышка на армяно-турецкой границе, Гетап, Армения, 1 ноября 2009 года

Пограничная вышка на армяно-турецкой границе, Гетап, Армения, 1 ноября 2009 года

Фото: David Mdzinarishvili / Reuters

Как будут развиваться российско-азербайджанские отношения?

Азербайджан максимально эффективно воспользовался ситуацией. После второй карабахской войны Армения не была готова к новой войне, но и не спешила к миру. Россия же с 2022 года была сосредоточена на украинском конфликте. На этом фоне Азербайджан усилил военное давление на Армению, которая уже не имела никакой воли к сопротивлению.

В результате, когда Армения отказалась от спорного статуса Нагорного Карабаха, Азербайджан почувствовал, что ухватил бога за бороду. Там все больше говорят, что в регионе формируется новая система безопасности с азербайджанским лидерством. И это они показывают уже не только Армении, но и Грузии.

В Азербайджане видят, что сейчас появился исторический шанс для укрепления своего внешнеполитического статуса

Скандал с Россией летом прошлого года вписывается в ту же логику.

Азербайджан стремится укрепить международный статус, в том числе за счет отношения к России.

Россия действует очень аккуратно — это и традиция дипломатии, и прагматичный расчет: не обострять отношения еще с одним соседом. Кроме того, российское руководство, по всей видимости, признает ответственность за ситуацию с азербайджанским самолетом.

При этом российско-азербайджанские отношения никогда не отличались особой теплотой. Критика России в азербайджанских медиа звучала задолго до недавних инцидентов и мало отличалась от украинской. Поэтому в дальнейшем отношения будут во многом определяться стремлением Азербайджана закрепить региональное лидерство.

Азербайджанцы — люди азартные и уверены в своем везении, поэтому и дальше будут играть в расчете на успех

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok