В среднем по России курьеры Ozon за один рабочий день проезжают 89 километров. Курьеры, которые возят заказы напрямую клиенту, обычно проезжают около 80 километров за смену и за это время доставляют от 60 до 66 заказов. А перед Новым Годом нагрузка на курьерскую службу увеличивается. Как сегодня выглядит занятость курьеров Ozon, с какими трудностями они сталкиваются ежедневно, почему эта профессия требует серьезных навыков и строгого отбора и как она становится полноценной карьерой, — в материале «Ленты.ру».
В среднем в каждом заказе находится три посылки, а доставка каждого из них занимает около 7 минут — обычно адреса находятся в пределах одной территориальной зоны неподалеку друг от друга. При этом курьерами считаются не только те, кто доставляют заказ клиенту в руки, но и те, кто довозят эти заказы в пункты выдачи заказов (ПВЗ).
Такие курьеры обычно проезжают больше — около 160 км в день. В одном авто в среднем находится 2 тысячи посылок, и за один маршрут курьеры обычно объезжают 15 ПВЗ. Может показаться, что это мало. Однако нужно учитывать, что в каждом пункте клиенту нужно передать заказы и забрать возвраты.
Всего в Ozon сейчас работают 24 тысячи курьеров, из них 16 тысяч выходят на смену хотя бы неделю в месяц. При этом около четверти — более 6 тысяч человек возят заказы по всей России ежедневно. При этом Ozon поддерживает число аккредитованных курьеров на определенном уровне, не создавая «пузырь» из числа партнеров. В компании остаются только проверенные курьеры, которые не нарушают ПДД и собирают только хорошие отзывы клиентов. Это позволяет поддерживать безопасность и качество доставки на высоком уровне. Важно и то, что довольно большое количество курьеров остаются в компании надолго. Так, 80 процентов курьеров в Ozon работают более трех лет. При этом заказы на маркетплейсе доставляют и женщины — их около 5 процентов от числа всех курьеров.
На сегодняшний день в автопарке Ozon уже почти 8,5 тысячи авто курьерской доставки. Из них почти 2,5 тысячи — это авто доставки до конечного клиента и около 6 тысяч авто предназначены для доставки в ПВЗ. В общей сложности курьеры совершают более 1000 рейсов в сутки, включая доставку в ПВЗ и курьерскую доставку клиенту.
Все перевозки осуществляются напрямую партнерами Ozon — силами собственного автопарка или личными авто партнеров, без привлечения подрядчиков.
Стать курьером Ozon может каждый, но это не так просто, как кажется. Большая часть из них — это автокурьеры, поэтому они должны обладать хорошими знаниями ПДД, добросовестно соблюдать их, а также иметь хорошую скорость реакции и крепкое здоровье. Все это очень важно, чтобы курьеры не создавали опасных ситуаций на дорогах. Поэтому в Ozon проводится многоэтапный отбор курьеров.
Среди обязательных требований — наличие прав категорий «B» для партнеров курьерской доставки или категории «CE» для водителей-экспедиторов, а также опыт вождения от 1 года. Компания тщательно проверяет все документы партнеров, проводит медицинский контроль и обязательно дает им тестовое задание. Оно предполагает заезд в габарит задним ходом и выезд на дороги общего пользования по установленному маршруту.
Так в Ozon проверяют поведение кандидата и его навыки вождения в реальной обстановке. Перед выходом на работу все курьеры также проходят четкий инструктаж.
Одним инструктажем уроки не заканчиваются. Процесс обучения в Ozon ведется непрерывно — так, курьеров регулярно учат безопасным способам управления автомобилем и оказанию первой помощи. Также в компании ежемесячно проводится проверка знаний ПДД. На телефон партнёра регулярно приходят специальные тесты и напоминания основных требований ПДД.
Два раза в год с каждым партнером проводятся занятия по правилам и методам управления авто в различных погодных условиях — в гололед, снежный покров, туман, высокие температуры. Помимо прочего, курьеры посещают регулярные занятия по мерам оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.
Занятость в курьерских службах не ограничивает партнеров, они могут совмещать ее с другой работой. Для некоторых курьерская доставка — одна из подработок, но сегодня уже многие считают ее полноценной работой. У партнеров Ozon есть возможность регулировать свою нагрузку под желаемый уровень занятости — чем больше отработанных часов, тем больше заработок.
При этом курьеры могут построить в компании целую карьеру — у каждого из них есть возможность продвинуться по должности. Темпы карьерного роста зависят от индивидуальных успехов, в основном курьеры в Ozon вырастают в супервайзеров и менеджеров курьерской доставки.
Работа в доставке полна интересных цифр, которые решили подсчитать аналитики Ozon. Так, в среднем курьер звонит или пишет клиентам два раза за заказ, а такой звонок обычно длится 30 секунд.
За одну смену курьерам приходится открывать более 120 дверей и обзванивать более 60 домофонов. Иногда клиенты благодарят курьеров чаевыми. В целом 85 процентов клиентов оценивают курьерскую доставку на 4,61 из 5, а индекс удовлетворенности клиентов составляет 89,7 процента.