Свежеиспеченный детский омбудсмен Павел Астахов не замедлил выразить государственную позицию по одному из вечных вопросов, связанных с воспитанием потомства. Нужно ли шлепать детей? Уполномоченный по делам ребенка при президенте России категорически считает, что нет. При этом поделиться своим личным опытом Астахов отказался, подчеркнув, что говорит не о частной ситуации, а об идеале, к которому нужно стремиться.
Идеалы, впрочем, имеют один значительный недостаток. Поскольку они по определению являются чем-то недостижимым, то люди зачастую лишь обозначают стремление к ним, держась на почтительном расстоянии. То есть все равно шлепают, хотя то, что бить детей нельзя, да и толку от такой педагогической меры мало, по идее, должно быть понятно всем.
Как понятно должно быть и то, что с точки зрения любой воспитательной системы дети не могут существовать в мире, вовсе лишенном ограничений и наказаний. Те дети, которым родители позволяют все, потом становятся похожими на одного известного композитора и певца, которого, как недавно выяснилось, даже гаишникам трогать нельзя. Поэтому когда ребенок перестает реагировать на спокойный тон, повышение голоса становится неизбежной мерой. А если и повышенный не действует, то можно, конечно, и шлепнуть. Не ударить, а именно шлепнуть, чтобы обозначить, что ребенок не прав. Символическая составляющая наказания в данном случае гораздо важнее физической.
Впрочем, чего это я тут советы даю - для этого есть доктор Курпатов и программа "Малахов Плюс". Каким именно должно быть наказание - вопрос каждой отдельно взятой семьи и, более того, каждого отдельного ребенка. Поэтому зря заслуженный адвокат Астахов пытается упаковать этот вопрос в угловатые рамки юриспруденции и чуть ли не вынести на парламентское обсуждение.
В частности, новый омбудсмен уже успел заявить, что "ребенок - человек с полным набором прав и свобод". Сильное, конечно, заявление, однако адвокат забыл, что дети - уникальная часть общества, которая в отличие от большинства наших граждан не ходит на выборы, а значит и вешать им на уши лапшу про права и свободы довольно бесполезно.
Более того, когда государственный чиновник приравнивает детей к взрослым, это очевидно противоречит всяческим дисциплинарным придумкам вроде запрета на продажу алкоголя и табака несовершеннолетним. Следуя идее Астахова, надо разрешить детям самим решать: пить им водку или не пить. О том же, что произойдет, если детей включить в списки граждан, имеющих право избирать и быть избранными, читатель может пофантазировать самостоятельно. Тут возникает масса всяческих ассоциаций от "Республики Шкид" до "Повелителя мух".
За длительное время своего существования человечество успело выработать множество подходов к воспитанию детей, многие из которых напрочь исключают друг друга. Вспомните спартанцев с их военной педагогикой и пропастью для слабых младенцев. Вспомните японцев с трехступенчатой системой, согласно которой до 5 лет к ребенку нужно относиться как к королю, с 5 до 15 - как к рабу, а после 15 воспринимать его как равного. Вспомните, наконец, что на Руси детей было издавна принято ставить в угол, иногда даже на горох. Так что если собственная система воспитания никак не вырабатывается, можно воспользоваться бесценным опытом предков - вариантов масса.
У мамы тоже был несколько обескураженный вид. Она погладила Малыша по голове и сказала:
- Что касается мальчика, то с ним легче всего справиться лаской.
- Опыт подсказывает мне, что ласка не всегда помогает, - решительно возразила фрекен Бок. - Дети должны чувствовать твердую руку.
Когда я читал книгу про Карлсона в детстве, я был однозначно солидарен с мамой Малыша. Теперь же опыт подсказывает мне, что в словах фрекен Бок доля правды ничуть не меньше. Однако обратите внимание - даже строгая домомучительница, несмотря на свою твердую руку, никогда не била детей.