Веселые похороны

О встречах выпускников вообще и комедии "Одноклассники" в частности

В целях общего развития, так сказать, я решил, что надо сходить в кино на что-нибудь кроме боевиков и фантастики. И отправился на семейную комедию "Одноклассники". По результатам просмотра могу сказать следующее: я сделал это, чтобы такую же ошибку не совершили читатели "Ленты.Ру".

Сюжет фильма таков: пятерка малолеток выигрывает баскетбольный матч. Проходит 30 лет; дети повзрослели, обзавелись супругами и собственными отпрысками, каждый живет собственной жизнью. Внезапно все пятеро (Сэндлер, Джеймс, Рок, Спейд, Снайдер) получают сообщение о том, что умер тренер, под руководством которого они выиграли давнишний матч. В результате каждый берет в охапку своих родственников и отправляется на комбинированное мероприятие – похороны и встречу выпускников в одном флаконе.

Что происходит дальше – представить, в общем, несложно. Вспомните собственные встречи выпускников – обычно они проходят, скажем так, довольно посредственно. Во многих случаях их завершение вызывает даже какое-то облегчение. А теперь представьте, что вы полтора часа глазеете на чужую встречу выпускников и делаете выводы.

А выводы, по задумке создателей картины, должны, видимо, возникнуть следующие: выросшие одноклассники ужасны. Их дети даже ужасней родителей. Повзрослевшие ученики из параллельных классов еще страшнее, и у них, кстати, тоже есть дети. Разумеется, финальные аккорды фильма не обходятся без определенного пафоса, это все-таки семейная комедия, и в ней, соответственно, в выгодном свете должны быть показаны семейные ценности. Поэтому дети исправляются, мужья признаются женам в любви до гроба, жены растроганно улыбаются мужьям, все (в буквальном смысле все) обнимаются.

Проблема еще и в том, что "Одноклассники" - комедия разговорная. То есть смешно должно становиться от того, что герои в диалогах то и дело вспоминают прошлое и подкалывают друг друга, устраивая такой своего рода междусобойчик. Но все это как-то не очень веселит. Почему я должен смеяться над воспоминаниями не знакомых мне и не очень-то приятных людей? А все немногочисленные "смешные" ситуации в фильме связаны по большей части с полнотой некоторых персонажей. И действительно, толстые люди так уморительно падают, живот надорвешь!

В этом капустнике по какой-то неведомой причине принимают участие Сальма Хайек и Стив Бушеми. То есть понятно, что в фильмографии обоих актеров хватает, скажем так, спорных фильмов, но в случае с "Одноклассниками" и спорить-то не о чем.

Хайек, которую лично я помню по великолепной роли во "Фриде", на этот раз играет супругу Сэндлера. С ней, кстати, связан единственный трогательный эпизод за весь фильм. Я о том моменте, когда героиня Хайек по самодельному телефону (помните – делали такие в детстве из коробок и нитки или проволоки?) рассказывает дочери про зубную фею.

А вот появление Бушеми – это загадка, на которую вряд ли когда-то найдется ответ. Актеру отдали примерно пять-семь минут экранного времени; половину из них он проводит в гипсе – причем загипсована не только, скажем, рука, под панцирем спрятан весь Стив целиком, от пальцев на ногах до шеи.

Поражает еще и тот факт, что бюджет "Одноклассников", если верить BoxOfficeMojo, составил около 80 миллионов долларов. Это, если вам интересно, в четыре раза больше, чем бюджет предыдущей ленты с Кевином Джеймсом в главной роли ("Шопо-коп"). Во столько же раз больше, чем сумма, в которую обошелся предыдущий фильм с Крисом Роком ("Смерть на похоронах"). В два с половиной раза больше, чем ресурсы, затраченные на "Скамейку запасных" с Робом Шнайдером и Дэвидом Спейдом. Понятно, что одеяло тянет на себя Сэндлер, фильмы с его участием обычно примерно в такую сумму и обходятся. Но в случае с "Одноклассниками" искать рациональные объяснения что-то не хочется. А иррациональное – вот оно, пожалуйста: в начале ленты показывают малолетних главных героев, которые в некоторых ракурсах пугающе похожи на свои "повзрослевшие" версии. Давайте предположим, что это не актеров подобрали подходящих, а нарисовали детей на компьютере – вот вам и серьезная статья расходов.

И, наконец, о названии, точнее, о его русской версии. На английском фильм называется "Grown Ups", то есть "Повзрослевшие" или, если хотите, "Взрослые". А про русскоязычный вариант так и хочется сказать: хорошее дело "Одноклассниками" не назовут.