Про взрывы и людей

О фильме "Брестская крепость"

Фильм "Брестская крепость" Александра Котта - довольно тщательная реконструкция одного из первых сражений Великой Отечественной войны. Главного героя как такового в картине нет. Вместо этого авторы знакомят зрителей сразу с несколькими ключевыми персонажами (которые, к слову, существовали в действительности) и рассказывают о том, как сложились их судьбы в июне 1941 года.

Чуть больше экранного времени отдано только одному из них, 12-летнему воспитаннику музыкального батальона Саше Акимову. Он, согласно версии авторов, стал одним из немногочисленных бойцов, переживших схватку. Как спойлер эту информацию расценивать не стоит - Акимов выступает в ленте еще и в качестве рассказчика, его повзрослевший голос звучит за кадром с первых же минут. Фильм, собственно, и заканчивается тем, что постаревший Александр через десятилетия после завершения войны пересказывает историю сражения своему внуку. Обоих юных Акимовых, кстати, сыграл один и тот же актер.

Смотреть фильм Котта, вообще говоря, довольно тяжело. Отчасти из-за отсутствия связного сюжета - но тут можно сослаться на то, что это война, да еще и первое ее сражение. На поле битвы царил хаос, так что нечего ждать четко выстроенного сценария. Давит обилие кровавых подробностей. Но, опять же, так все и было, наверное. Не зря же создатели фильма , по их собственному признанию, перекопали "огромное количество исторических документов". С учетом всего вышесказанного, слегка утомляет хронометраж - более двух часов. Но при этом ругать фильм Котта как-то совершенно не хочется.

"Брестская крепость" - высказывание на важную тему, да еще и, как мне кажется, с правильной интонацией. В том смысле, что о войне, конечно, говорить надо. К тому же, авторов конкретно этого фильма вроде бы не особо заботят политические и религиозные убеждения персонажей. Защищали крепость - значит, герои, и точка.

Подход непосредственно к работе над фильмом тоже, пожалуй, заслуживает уважения. Бюджет у картины довольно большой (как минимум по меркам российского кинематографа), распорядились им вполне правильно. Взрывов на единицу экранного времени случается не меньше, чем в каком-нибудь американском блокбастере. Выглядят они вполне убедительно. И при этом, как я уже говорил, авторы ссылаются на исторические документы и заявляют о соответствии их работы реальным событиям. То есть все эти взрывы - они не на пустом месте, в Брестской крепости во время штурма все действительно грохотало, горело и рушилось.

Тем не менее, одна претензия к фильму у меня все-таки есть. Я не знаю, из-за чего так получилось - может, из-за расхожего сейчас мнения о том, что кино о великой войне тоже должно быть великим. Может, из-за того, что авторы фильма не испытывали стеснения в средствах и немного увлеклись. Может, не на ту целевую аудиторию ориентировались. Возможны и другие причины. Но "Брестская крепость" вышла все-таки в первую очередь фильмом о взрывах, а не о людях.

Культура00:0514 декабря

Кто обитает на дне океана

Кино недели: «Аквамен», спин-офф «Трансформеров» и угнетенные крестьяне