На исторической родине для этих людей придумали обидный термин "утекающие мозги", хотя с головой у них все в полном порядке. Современные эмигранты успешны и очень довольны собой. Они вежливо расспрашивают про Болотную площадь и лагерь на Чистых прудах, а потом переходят к обсуждению барбекю. Потому что барбекю - интереснее. Они тоже выбрали стабильность, только несколько иного рода.
Пограничница в Домодедово изучала четыре австралийские визы у меня в паспорте. "Путешествуете? - не сдержала она любопытства. - Ах, личное... Что же вы там не остаетесь-то, а?!" Я незадолго до отлета пересматривал фильм "Брат-2" - это сказалось. "Ну ведь здесь же Родина, - ответил я. - Здесь интересно, здесь жизнь. Не то что в этой деревне на другом краю земли". Пограничница, штатная сотрудница ФСБ, смотрела на меня недоуменно.
Австралия с точки зрения эмиграции - это как сжигание мостов. Сюда едут, чтобы не возвращаться никогда. Это не Европа, где живешь с ощущением: если что, три часа - и ты дома. Минимум сутки в самолетах и транзитных залах аэропортов. Полная потеря ориентации - день сейчас, ночь или вообще что. А потом ты выходишь на улицу, где нереально яркие небо, вода, зелень. И ощущение, что дальше некуда. Дальше Антарктида. Или рай. А ты в его филиале. Это потом придет осознание, что рай прагматичен, скучноват, упорядочен, насколько это вообще возможно. Да и просто не дешев.
Эмигрант с двухнедельным стажем смотрит на последнюю пятерку и думает, как ее потратить: на билет в метро или лотерею. В лотерее - почти наверняка джек-пот, которого хватит на дом у моря, внедорожник и пятнадцать минут славы. Билет на метро обещает лишь консультацию по поводу курсов английского языка. После их окончания ты получишь право на неквалифицированную работу. Эмигрант покупает билет на метро и пытается разглядеть что-то большее в своем отражении в вагонном окне, пока поезд едет по туннелям Сити.
Неуверенность быстро проходит, да и вообще не 1970-е сейчас, никто здесь особо не рефлексирует. Современная эмиграция - это 20-25-летние дети преуспевающих родителей. Которые включают на полную громкость певца Тимати в своих полуспортивных автомобилях, а дома с гордостью хранят билеты с недавнего шоу Эминема. На шоу Эминема ходили c girlfriends, разумеется, тоже русскими. Это разработчики компьютерных программ, инженеры, финансисты в возрасте от 30 до 40. Есть, конечно, и подсобные рабочие на стройке, мечтающие стать дальнобойщиками или шахтерами (зарплата $2200 в неделю - это и по местным дорогим меркам круто), но их не так много.
Существует низшая каста эмигрантов: девушки, вышедшие замуж за австралийцев и повязанные с ними минимум на три года - пока не получат вид на жительство. Они учат английский, обсуждают на форумах рецепты правильных борщей, а также мужей, которые не пьют и зарабатывают. Но, боги, какие они при этом зануды. Настоящие идейные эмигранты таких девушек презирают.
Не видел здесь ни одного человека, уехавшего из России по политическим мотивам. Преследуемого - тем более. Уезжали просто чтобы лучше жить и много зарабатывать. Быть невероятно расслабленными и дружелюбными. Растить смешных, изначально двуязычных детей. Чуть ли не каждый уик-энд ездить куда-то в горы или сплавляться на яхтах. Или кататься на внедорожниках. Или просто бывать в кэмпинге на дикой природе (чтобы вы имели представление о дикости местной природы: за въезд в нее надо заплатить пять долларов, и она оснащена биотуалетами). Иногда кажется, что они делают это, потому что им не о чем разговаривать. Потому что, кроме языка, их ничего не объединяет.
Российские дела здесь обсуждают на форумах, но не сказать, что с энтузиазмом. "Вот нафига они опять провоцируют!!! - читаю я тему под названием "Хомячки на Чистых прудах". - Решение суда уже есть, а эти орут в камеру, что освободят бульвар, только когда их разгонит ОМОН!!! И кому нах этот "лагерь" вообще нужен???" Вопрос остается риторическим, и обсуждение переходит к беспорядкам в Бангкоке пару лет назад. Собеседники там бывают чаще, чем в Москве, и им это ближе. В соседнем топике обсуждают подачу формы 3-НДФЛ, которую в России нужно заполнить, отправить в налоговую инспекцию по электронной почте, а потом взять бумажную копию и идти подавать еще раз лично. Воспоминание об этом приятно щекочет нервы русскоязычным гражданам Австралии, где электронная подпись внедрена даже в почтовых отделениях.
Стать австралийцами все равно получается не вполне. Мне рассказывали про созданный при университете Сиднея кружок любителей русской литературы. На первом заседании выбрали председателя и решили, что за неявку будут штрафовать. На втором выбрали казначея и долго спорили, на что пойдут деньги со штрафов. Третье заседание не состоялось из-за наводнения. На четвертом решили обсудить "Антоновские яблоки", и один из участников предположил, что произведение является предтечей создания компании Apple. Думали, что он шутит - нет, просто соотнес Бунина со своими представлениями о прекрасном. Всего за четыре занятия литературный кружок собрал полноценный автомат Калашникова в полном соответствии с шуткой о русских, которые за что ни возьмутся - только этот автомат и собирают.
"Расскажи, чем ты занимаешься на своей работе", - попросил меня один из этих преуспевающих людей. "Ну, прихожу вот, к примеру, на Триумфальную площадь 31 числа. А там уже ОМОН, полиция, файеры летят, Лимонова мимо несут за руки, за ноги. А я уже такой перед оцеплением, сзади антифа давят, справа нацболы", - слушая сам себя, я понимаю, что говорю не то. "Ты сюда тайцами прилетел или через Эмираты? - спросил после длинной паузы собеседник. - У тайцев сервис просто - ух!" "Арабы тоже ничего, у них даже интернет в самолетах бывает", - поддержал я разговор, и он вернулся в прежнюю не тревожащую колею.
4 марта 2012-го эмигранты, сохранившие российское гражданство, выстроились в очередь к консульству РФ в Сиднее. По итогам голосования Владимир Путин здесь набрал 29,6 процента голосов, а выборы в первом туре выиграл Михаил Прохоров - 50,16 процента голосов. Скажем, это было протестное голосование: против того уклада жизни, из-за которого они уехали. В то же время, они отдавали голоса не столько за будущее России, сколько за сервис на азиатско-тихоокеанских авиалиниях и за рафтинг с кэмпингами по выходным. Тоже за стабильность, но своего рода. Которую они выбирали не в кабинках для голосования, а в отделе эмиграции посольства Австралии в Москве.