Некоторые называют его самым жестоким, коварным и злопамятным правителем в истории не только конкретной империи, но и всего человечества. Ну, за исключением совсем уже мифических царей тольтеков. А также растиражированных Нерона, Калигулы и Гелиогабала, некоторые зверства которых можно списать на предвзятость источников. Для всех вышеперечисленных человеческая жизнь в силу специфики местных верований никакой ценности не представляла, тогда как герой нашей истории управлял христианским государством, да еще в то время, когда оно достигло определенного прогресса, особенно в военном деле - достаточно вспомнить самое совершенное на тот момент оружие.
Гитлера и Сталина тоже оставим за скобками - они хоть и попахивают серой, но жили совсем недавно, так что пусть следующие поколения равняют их с римскими императорами.
Наш герой пришел во власть довольно молодым, сразу продемонстрировав недюжинные способности управленца. Поначалу он был весьма благосклонно принят подданными, которым осточертело невразумительное правление его предшественника, сопровождавшееся появлением у границ государства и даже на его территории новых - и не всегда дружественных - стран.
Новый правитель начал с места в карьер, демонстрируя завидную энергию во внутренних делах и агрессивность по отношению к соседям. Он реанимировал конфликт с самой могущественной державой того времени, отказался от финансовых обязательств перед другим политическим противником, провел удачную военную кампанию против мятежной области и создал народное ополчение, которое немало помогло ему в последующих баталиях. Благодаря своей активности и врожденным способностям, не отменявшим, впрочем, жестокий нрав и неуемную гордыню, этот правитель долгое время успешно балансировал между двумя величайшими опасностями, которые угрожали его государству - с востока и запада.
Но, считая себя в душе великим администратором и полководцем, он, как показало время, сильно переоценивал свои возможности, что и привело его к краху. К тому же, окружив себя алчными фаворитами, которых народ откровенно презирал и ненавидел, он распространил эту ненависть и на себя - ведь это по его высочайшей воле в стране начали процветать коррупция, террор и прочее беззаконие. Да и успешные поначалу войны с соседями закончились вовсе не так, как он планировал. Особенно с главным, самым принципиальным противником, который в итоге одержал над ним верх.
Что было потом? А потом этот правитель, скажем так, вынужден был оставить власть (стоит упомянуть, что на престоле его сменило полное ничтожество). Чтобы через некоторое время вернуться, подвергнуть всех своих старых ненавистников мучительным казням, унижениям и гонениям. Погибли сотни человек, имевших, как сказали бы сейчас, оппозиционные взгляды. Атмосфера, созданная им в государстве, была настолько жуткой, а внешняя политика столь неудачной (на нее просто не хватало времени из-за внутренних разборок), что подданные смогли продержаться всего шесть лет. После чего окончательно избавились от нашего героя, казнив его вместе с малолетним наследником.
Теперь вопрос: как звали этого незаурядного правителя?
Не мучайтесь - звали его Юстиниан II, и правил он в Византии полторы тысячи лет назад. А не там и не тогда, как вы могли подумать. Он действительно жил в то время, когда Константинополь обладал мощнейшим оружием - "греческим огнем", и первое время правил весьма успешно. Он нарушил мирный договор с Арабским халифатом, отказался платить дань болгарам и так далее. Я специально упустил некоторые подробности, которые могли навести на правильный ответ. Например, то, что в первый раз Юстиниан покинул трон не по своей воле, а был свергнут, а его фавориты - Стефан и Феодот - лишились жизни. За то время, пока Юстиниан был в ссылке, на престоле успели смениться два абсолютно безликих правителя, которых вернувшийся император казнил.
Причем, свергая Юстиниана, заговорщики отрезали ему нос, поскольку физическое уродство не позволяло вновь стать императором. Но уж очень Ринотмет (то есть - безносый) хотел возвратить престол, а еще больше, видимо, жаждал отмщения, поэтому приложил все силы, чтобы вернуться и вслед за носом лишиться головы. "По единогласной молве, он был для подданных самым жестоким зверем", - писал о нем спустя столетие патриарх Никифор.
На самом деле, избегая вульгарных параллелей, с примером Юстиниана II нужно знакомить всех власть имущих. Особенно тех, которые переоценивают себя, которым плевать на мнение своих подданных, которые злопамятны и которые до безумия любят власть - и себя в ней.