Регулярно зарекаюсь выступать по поводу каких-нибудь публично высказанных представителями власти глупостей. Это же чистой воды халтура. В последние месяцы в одной только Госдуме - такой запредельный градус законотворчества, что колонки можно по три-четыре штуки в день писать. То старый депутат-коммунист предложит брать в вузы только тех, кто отслужил в армии, то юный единорос объявит, что самый тупой депутат умнее среднестатистического гражданина. Правда, регулярно случается что-нибудь такое, мимо чего - по разным причинам - просто невозможно пройти.
Еще на прошлых выходных министр образования Дмитрий Ливанов довольно успешно поговорил с "Россией-1". В этом нет ничего удивительного: сейчас министр вообще довольно много выступает - например, по поводу знаменитых списков неэффективных вузов. Впрочем, на этот раз речь шла не совсем о том. Вот что заявил Ливанов: "Давайте себе представим московский вуз. Средняя зарплата преподавателя - 20-30 тысяч рублей. Как это назвать? У меня есть несколько версий того, чем это может объясняться. Версия первая: это просто преподаватели невысокого уровня, готовые работать за эти деньги. Версия вторая: это преподаватели, которые подрабатывают в нескольких вузах, перебегая между ними. Версия третья: они просто перекладывают часть расходов по своему содержанию на студентов. И в том, и в другом, и в третьем случае такой вуз не может называться эффективно работающим".
Ливанов сформулировал занятную, если угодно, трилемму. По его логике получается, что всякий преподаватель московского вуза либо зарабатывает нормальные деньги (работая в одном или нескольких университетах), либо коррупционер (кажется, так следует интерпретировать фразу про перекладывание части расходов на студентов), либо просто не имеет достаточной квалификации.
Однако некоторые преподаватели не нашли себя в одной из этих групп - и возмутились. Их оскорбило, что мера квалификации преподавателей, если верить Ливанову, - деньги. "Самое отвратительное в заявлении главы Минобрнауки - неуважение к людям", - написали некоторые в популярном ныне издании "Православие и мир". Возмущение преподавателей можно понять: не всем в силу возраста или здоровья дано работать на нескольких работах сразу - или искать место с достойной зарплатой.
Но министр Ливанов, на самом деле, не сказал ничего нового.
Все эти вежливые и приличные люди, трудящиеся за низкую зарплату, не понимают одной очень важной вещи: в образовании сейчас - самый разгар лихих девяностых. Историческое сходство прослеживается на множестве уровней. Во-первых, в этой сфере происходят тектонические изменения, которые и определят будущее храброго нового мира образования и науки. Во-вторых, авторы реформ действуют так же отчаянно и смело, как и реформаторы тех далеких дней - при этом, скорее всего, толком не понимая, какую систему они хотят получить в результате. В-третьих, реформы заведомо запоздали: наука и образование пребывают в коме. Как раз с девяностых годов.
Но самое главное, что в образовании насаждается - причем довольно агрессивно - дикий капитализм. Знания стоят ровно столько, сколько могут принести прибыли. С тем, что фундаментальная наука в принципе нужна, все согласны, но ей отводится роль государственного заповедника с соответствующим уровнем кормежки. Каждый ученый - сам за себя, его зарплата - исключительно его забота. Об этом и говорит министр - практически в каждом своем выступлении.
Что же будет с людьми, которые не вписываются в эту картину мира? А это, кстати, те самые люди, которые не уехали из России в лихие девяностые. Те самые, которые не стали коррупционерами, которые поддерживали науку за идею, без денег. Про их судьбу министр дипломатично молчит, но о ней можно легко догадаться по его словам. Они, словно герои "Вишневого сада", комичны и неуместны в новой системе. Им придется приспособиться. А те, кто не смогут - пусть возмущаются сколько угодно. Они списаны со счетов. У них одна дорога - в перегной, удобрять почву, из которой вырастет новое, более лучшее древо знаний.