На свете много явлений природы, которых мы никогда не увидим. И, наверное, слава богу, что не увидим. Потому что явления эти хоть и завораживающие, но обычно опасные. Торнадо, цунами, извержения вулкана лучше смотреть по телевизору. Хотя по телевизору, конечно, всей полноты не прочувствуешь. Чтобы прочувствовать полностью, надо находиться внутри.
Одно из наиболее завораживающих явлений — это зарождение войны. Мы можем прочитать сколько угодно книг, посмотреть сколько угодно кинофильмов, но мы никогда не сможем почувствовать, как это было, например, в 1914 году. Вот мы, обычные люди, ходим на работу и честно делаем свое дело, а вокруг происходят какие-то совершенно незначительные, нелепые события, которые однажды вдруг приводят к тому, что у нас нет ни работы, ни дела, а сами мы лежим в полузатопленном окопе, а на нас надвигается стена желтого газа. Как это произошло? Как мы все это пропустили? Чего не учли? Непонятно.
Наверное, так же думает сейчас Наталья Поклонская. Вот я — депутат, добрая женщина, которую все, в общем, любят. В какой момент я совершила ошибку и оказалась втянута в грандиозный скандал вокруг пустоты? Что было упущено? И главное — что со всем этим делать?
Ведь ничто, казалось бы, не предвещало беды. Пришли в комменты какие-то милые ходоки, сказали, что против царя готовится провокация, я согласилась помочь. И понеслась.
Да, человек, который еще три года назад жил в другой стране, не обязан знать, что Алексей Учитель — совершенно хрестоматийный русский кинорежиссер, снимающий фильмы, сразу же становящиеся классикой. Прокурор тем более не обязан знать, что играющий царя Ларс Айдингер никакой не порноактер, а один из ведущих театральных актеров Германии. И что порнографический фильм, в котором он играл, никакой не порнографический, а снят великим Питером Гринуэем. Ну не обязан прокурор знать о существовании Питера Гринуэя!
Да, все это было ошибкой. Но ведь за то время, что длится вся эта история, было уже достаточно удачных поводов остановиться. Познакомиться с режиссером. Посмотреть фильм. Разузнать у людей, которые в Москве живут несколько дольше, как тут вообще принято подобные вопросы решать — не дожидаясь, пока подключатся сумасшедшие, обещающие сжигать кинотеатры, и не дожидаясь, пока право художника на искусство начнет защищать пресс-секретарь президента.
Нет, понять логику войны невозможно. Ведь ты думала, что за тобой многие тысячи подписавших петицию против кинокартины русских людей, которые всем сердцем за царя. Тебе казалось, что ты идешь во главе огромного крестного хода на зажатую в угол банду очернителей святой русской истории. Как вдруг ты находишь себя, девушку из далекого периферийного региона, пытающейся прыгнуть на всю современную Россию как таковую. На ее околовластные взаимосвязи. На ее методы ведения бизнеса. На ее круговую поруку. На ее бюджеты и громадье представлений.
И ты вдруг понимаешь, что совершенно одна. За тобой — никого. Лишенные лиц подписи под интернет-петицией и телефонные звонки идиотов. И пустота. А перед тобой — дирижирующий по четыре часа в день на съемках Гергиев, который в любой момент может позвонить самому Путину. Таинственные могущественные продюсеры. Кипрские офшоры. И, разумеется, зловещая тень оперирующего миллионами долларов Владимира Винокура. Перед тобой, одинокой провинциальной девушкой, — уходящая в космос монолитная стена, которую раньше было принято называть «вертикалью». И ты не понимаешь, как ты тут оказалась и что теперь делать. И кинокартина «Матильда» как таковая тут вообще ни при чем.
В глубине души ты понимаешь, что проиграла войну. Да ты и не хотела войны! Какой бы популярной героиней японских комиксов ты ни была, ты все равно не сможешь остановить несущийся на полном ходу поезд, в котором едут настоящие хозяева жизни. И ты бы тоже могла ехать в этом поезде, и тебя туда с радостью пустят — ведь не зря же тебя вытащили из твоего периферийного региона в федеральный парламент. Но только надо как-то выйти из этой нелепой войны. Просто решить, с кем ты — с мастерами культуры или с пабликом из тридцати человек во «ВКонтакте».
Если выбрать паблик — ты, скорее всего, просто исчезнешь, как исчез в пламени войны, которой он не хотел, твой Государь.
Если же выбрать мастеров культуры — поезд остановится, двери гостеприимно распахнутся, и в проеме появятся улыбающиеся мужчины с дорогими часами и, быть может, с шампанским.