Контекст-2009

Пресс-конференция
26.12 14:08
Алексей Басов. Фото пресс-службы компании
Алексей Басов. Фото пресс-службы компании "Бегун".

Контекст-2009

На вопросы читателей "Ленты.ру" ответил гендиректор компании "Бегун" Алексей Басов
Каким был 2008 год для контекстной рекламы? Каким станет 2009? Будет ли контекст и дальше вытеснять баннеры? Ждать ли перемен и новых игроков на рынке? На вопросы читателей "Ленты.ру" ответил генеральный директор компании "Бегун" Алексей Басов.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранена.
Антон [18.12 11:54]

Добрый день

Чем Ваша система отличается от подобных, например Яндекс Директ или Google Adsense?

Фундаментальное преимущество "Бегуна" заключается в том, что он зарабатывает деньги для нас, а не для Яндекса или Google. Если серьезно, то каждый сервис имеет целый ряд технологических опций, форм обслуживания и маркетинговых акцентов, с помощью которых отстраивается от конкурентов. В целом, все контекстные сервисы построены по общим принципам и сходным образом приводят клиентов по близкой стоимости. Значительное число рекламодателей использует несколько систем, чтобы получить максимум клиентов, а крупные площадки ротируют рекламную выдачу от нескольких поставщиков.

Иван Михайлович [18.12 12:19]

После срыва сделки по продаже Бегуна Гуглу ищет ли компания новых потенциальных инвесторов?

Заранее спасибо за ответ

"Бегун" не ищет инвесторов. В его развитие мы инвестировали не более 40 тысяч долларов, и с тех пор он является высокоприбыльной компанией, которая стабильно растет за счет внутренних ресурсов и аккуратно платит дивиденды.

Продажа "Бегуна" предполагалась как часть пакетной сделки нашего акционера, заинтересованного в глубокой интеграции с продуктами Google. Объединение "Бегуна" и AdSense, безусловно, было бы очень ярким ходом, усиливающим всех участников сделки. Я уверен, Rambler в ближайшее время определит стратегию относительно дальнейшего развития своих продуктов или поиска технологического партнера.

Roman [18.12 12:48]

Перспективы развития контекста в целом в России в "новой" эконической ситуации в 2009. Ваше видение.

Борис [19.12 15:17]

Здравствуйте, Алексей!

Как Вы думаете, в условиях кризиса и сокращения рекламных бюджетов что лучше использовать рекламодателю (владельцу сайта) для продвижения ресурса - SEO или контекстную рекламу?

Назовите, если это возможно, три причины, по которым контекст останется востребованным даже в условиях кризиса.

И последний вопрос - что нового в будущем году можно ожидать в сфере российской контекстной рекламы?

Спасибо!

Я надеюсь, что последние полгода научат очень многих людей не принимать решений исключительно на основе прогнозов авторитетных экспертов, исследовательских компаний и рейтинговых агентств. Никто в мире не обладает инструментарием, который позволил бы выделить наиболее вероятный сценарий поведения экономики в 2009 году.

Все что мы, эксперты, можем говорить – из разряда веры и бизнес-интуиции. Рынок продавца станет рынком покупателя, а это гораздо более здоровая и жесткая конъюнктура. Она мобилизует основных участников рынка, позволит предложить клиентам еще более экономичные, прозрачные и эффективные решения для моментальных продаж. Я уверен, что контекстная реклама сможет показать рост, несмотря на отсутствие роста в реальном секторе, и окончательно закрепит за собой статус экономического фундамента Рунета.

Денис [18.12 13:19]

Есть ли сейчас явная тенденция к вытеснению баннеров контекстом? Как Вы думаете, когда Рунет "переболеет" флэш-баннерами и откажется от них навсегда?

Скорее, можно говорить о тенденции, в рамках которой контекст оказывается более востребован рекламодателями, чем баннеры. Это означает, что контекст применяется большим количеством рекламодателей, в совокупности на него выделяется больше денег. Это ‑ ­многолетний рыночный тренд, о котором мы не раз говорили с Яндексом. Следующий год существенно ускорит этот процесс, хотя уже сегодня можно наблюдать принципиально различную ситуацию на контекстном и медийном рынках. Первый замедляет рост, второй сваливается в пике. Большинству рекламодателей теперь долго будут необходимы не инвестиции в бренд, не формирование спроса под новые продукты, а короткие, быстрые деньги – через моментальные продажи.

Семен [18.12 14:52]

Сколько денег зарабатывает Бегун в год? Сколько вообще на этом можно заработать?

Сколько можно заработать кому? "Бегуну" удалось за свою жизнь заработать более 100 миллионов долларов. Около половины этих денег заработали его партнеры – крупнейшие порталы Рунета и скромные веб-мастера. Однако больше всего заработали наши рекламодатели. Если они сочли выгодным купить клиентов на такую сумму – то даже трудно представить, сколько денег им принесли клиенты. Рекламодатели часто делятся с нами опытом сотрудничества, и в нашей коллекции немало историй, когда клиенты, привлеченные за несколько долларов, приносили десятки и сотни тысяч долларов

Что касается конкретных цифр за год, Семен, просто немного подождите. "Бегун" – фактически публичная компания, его показатели консолидируется в отчетность эмитента Лондонской биржи. Мы традиционно раскрываем финансовые итоги года. Обычно это происходит в январе, когда мы публикуем внутренние данные, затем, ближе к весне, представляем общественности проаудированные цифры.

Vladimir [18.12 15:24]

Добрый день. Как Вы защищаете рекламодателей "накруток" и других ухищрений, которые позволяют нечестно извлекать прибыль? Прошу ответить не общими словами, а как можно конкретнее. Интересны технологии и алгоритмы выявлений таких попыток.

Комплекс антифродовых мероприятий и технологий – один из основных активов "Бегуна" и одна из секретнейших областей в компании. Так устроен этот бизнес: антифрод обеспечивает качество продукта и его жизнеспособность на рынке. Если бы нам не удалось сделать несколько прорывов в технологиях противодействия недобросовестным партнерам и нечестной конкуренции рекламодателей, "Бегуна" просто не было бы. К счастью, все с точностью наоборот – мы успешно создали и непрерывно совершенствуем этот составной продукт. Владимир, вряд ли вы всерьез рассчитывали на конкретную информацию, но если вам эта тема интересна, приходите на семинар. Там мы раскрываем общие принципы и приводим некоторые примеры работы антифрода.

Антон [18.12 16:34]

За последние месяцы Бегун начал размещать свои объявления на таких крупных и массовых площадках, как Одноклассники.ру, Живой Журнал, фото и видеохостинги. Есть ли цифры того, сколько интернет-пользователей видит ваши объявления.

Верно, с некоторых пор мы активно наращиваем свое присутствие на крупных социальных сервисах. Я верю, что эффективная монетизация подобных проектов лежит в области персональной, интеллектуальной рекламы, учитывающей интересы и параметры каждого конкретного пользователя. Я очень рассчитываю, что "Бегун" первым научится быть основным источником доходов для социальных сетей. Хотя и сейчас мы успешно продаем Mail.ru, "Одноклассников", Мамбу и ЖЖ.

Что касается цифр, они публичны, некоторое время назад мы озвучили результаты исследования, согласно которому "Бегун" охватывает 27 миллионов пользователей в неделю. К сожалению, социальные сети не позволили заметным образом увеличить охват, поскольку наш сервис и без них видел всю недельную аудиторию Рунета. Так было год назад, так есть и сейчас. Благодаря социальным сетям, многократно увеличивается частота контакта потребителя с рекламой "Бегуна", а значит, вероятность того, что мы сможем сконвертировать его в клиента.

Семен Акрелов [18.12 17:00]

Недавно "Бегун" проводил специализированный семинар "Эффективная контекстная реклама на различных типах сайтов". К сожалению, я о нем поздно узнал и потому не попал. Будет ли проводиться что-то подобное в будущем? Какие еще обучающие мероприятия у вас есть?

Мы ведем широкую образовательную деятельность, участвуя во множестве форумов и конференций, а также проводя собственные семинары в Москве и регионах. Недавно мы запустили семинар второго уровня - для продвинутых клиентов. Он имеет достаточно жесткую подачу и предполагает большую погруженность слушателей в работу с контекстной рекламой. Часть этого семинара мы выложим в виде роликов на сайте. Если у вас нет возможности посетить семинары, но есть необходимость изучить основы функционирования контекстных инструментов, хочу скромно порекомендовать книгу "Контекстная реклама в интернете", которую мы недавно издали. Ее авторами является коллектив, в который вошли как специалисты "Бегуна", так и сторонние общепризнанные эксперты. Дистрибутирует книгу издательство "Питер", она хорошо расходится в магазинах. При желании ее можно раздобыть и бесплатно – на индустриальных конференциях.

Arti [18.12 17:09]

Здравствуйте!

Бегун известен среди рекламодателей как система с большим кол-вом "мусорных" сайтов, не содержащих полезной информации и созданных только для получения денег от кликов.

Я сам лично видел много сайтов, в которых кроме объявлений Бегуна и навигации практически ничего нет (т.н. "навигационные каталоги"). Для меня, как для рекламодателя, они плохи тем, что у них самый высокий риск скликивания и самое плохое кач-во посетителей. Устав исключать каждую конкретную площадку, пришлось отключить все типы сайтов, кроме поисковых систем и тематических сайтов. Но даже среди тематических сайтов существуют сайты, ориентированные только на клики (рекалмные блоки находятся в саых видных местах и обладают крупным шрифтом).

Вопрос следующий.

Как вы собираетесь бороться с плохими сайтами? Я бы, например, хотел видеть новые фильтры, например, я не хочу получать посетителей с доменов третьего уровня и сайтов на бесплатных хостингах.

Также есть много других предложений, например, чтобы каждый рекламодатель имел возможность премодерировать площадки, чтобы самому решать, где показывать рекламу, а где - нет. А сейчас работает только постмодерация.

В то же сремя, не смотря на проблемы и недостатки вашей системы, хочу отметить хорошую поддержку (а также Михаила Козлова персонально) - сострудники идут на контакт, разбираются в ситуации и иногда дают полезные советы.

Как я уже говорил, мы сотрудничаем с проектами, у которых стабильные показатели конвертации в клиентов. У нас накоплен большой опыт оценки качества трафика и полезности площадки для рекламодателей. Безусловно, не все партнеры "Бегуна" выглядят профессионально и гламурно, но у нас и нет задачи создать премиальную рекламную сеть из ограниченного числа VIP-партнеров. Нам важно охватить максимальное количество пользователей интернета с максимальной частотой и из всей этой огромной массы пинцетом выбрать нужную рекламодателю целевую аудиторию.  Принцип контекстности и оплата за переход позволяет рекламодателю менее трепетно относится к брендовости сайта, на котором показывается его материал – в отличие от медийной рекламы.

Относительно риска скликивания - он есть на любой площадке, поскольку склик порождают не только партнеры, но и конкуренты рекламодателя. Здесь нужно, во-первых, не забывать, что наша система скоринга оценивает каждый клик, и он должен соответствовать целому ряду параметров, чтобы система признала его оправданным и списала деньги. А во-вторых, рекламодателю разумно контролировать эффективность рекламы и конечную стоимость клиента, используя интегрированные независимые измерители результата. Если вы последуете этим рекомендациям, вам не придется интуитивно оценивать эффективность рекламы на основе внешнего вида сайтов.

Иван [18.12 21:39]

Вопрос в догонку.

Собирается Бегун проводить семинары и конференции для вебмастеров. Работа с рекламодателями поставлена на широкую ногу, а вебмастеров почему-то обходят вниманием.

Вы правы. Этот перекос вызван тем, что "Бегун" сфокусирован на продажах своего сервиса, привлечении и обслуживании рекламодателей. Предложение со стороны веб-мастеров огромно, мы отказываем значительному проценту кандидатов в сеть и не испытываем дефицита качественного инвентаря. Обучением партнеров мы занимаемся в виде консультаций технической поддержки, а также мастер-классов на специализированных конференциях. Думаю, в следующем году у нас будет возможность разработать полноценный обучающий курс.

Дмитрий [18.12 22:50]

Алексей добрый день, у меня короткий вопрос, как вы оцениваете свои результаты работы в Бегуне и правда, что Гугл хотел изменить названия Бегун на Бадун?

Дмитрий. Я буду предельно откровенен. Давайте посмотрим правде в глаза. Нам удалось с нуля, за несколько лет, без заметных инвестиций, создать одну из крупнейших и успешнейших компаний Рунета. Попытка Google купить "Бегун" означает, что наша компания по качеству корпоративного управления и рыночному потенциалу высоко оценена и востребована стратегами мирового уровня. Безусловно, это является определенным поводом и для личной гордости. Хотя всегда знаешь, что сделать нужно было еще больше, несколько иначе, и получилось бы гораздо лучше.

Arti [18.12 23:42]

Скажите, Алексей, до каких пор вы будете сотрудничать с такими системами, как рупоиск, клик-клик и your-results.ru? Сколько можно пддерживать дорвейные технологии?

В нашем мире, перегруженном манипуляциями и информационным маркетингом, очень важно понимать суть явления. "Бегун" сотрудничает с проектами, которые оперируют качественной аудиторией, со стабильными показателями конвертации в клиентов. Для этого у нас есть ряд методик, позволяющих оценивать и контролировать показатели аудитории наших партнеров. Каждому четвертому партнеру мы отказываем при регистрации, и множество сайтов исключаются из сети, как только у них ухудшаются показатели конвертации. Бегуну в этом смысле легко – он целиком на стороне клиента, и измеряет эффективность работы с позиций пользы рекламодателя. Мы не оперируем в терминах поддержки того или иного явления, мы занимаемся бизнесом. Бизнесом занимаются на этом рынке все, четко выделяя для себя выгодные и невыгодные явления. Например, та же команда, которая делает Рупоиск, является официальным ЦОПом Яндекса.

Арти [19.12 00:17]

Что будет с контекстной рекламой во время кризиса, т.е. в 2009 году? Сократят ли рекламодатели свои бюджеты или наоборот, будет приток рекламодателей из оффлайновой рекламы? Увеличится или уменьшится конкуренция в популярных тематиках?

Мы пока не до конца понимаем, как будет вести себя контекстная реклама в новом году. На мой взгляд, у рынка будет возможность продемонстрировать рост относительно 2008 года, однако прежних темпов притока денег в интернет, а также показателей третьего квартала мы не увидим еще долго. Будут развиваться несколько противоположных тенденций. И то, будут ли доминировать позитивные тренды, окажутся ли заглушенными деструктивные факторы, зависит во многом от нас.

Основные изменения заключаются в поведении и структуре клиентов. В условиях нестабильной экономической ситуации рекламодатель меняет рекламные стратегии, фокусируется на быстрой оборачиваемости средств. Многие развитые сегменты рекламодателей сокращают свою активность вслед за сжиманием бизнесов. В контекстную рекламу приходят новые клиенты, которых перестали устраивать традиционные каналы – ценой, непрозрачностью, отложенным эффектом.

Таким образом, структура спроса со стороны рекламодателей заметным образом меняется, и партнерам необходимо реагировать адаптацией предложения. Тогда на кризисе можно заработать больше, чем в период стабильной экономики. Поэтому мое основное послание – быть мобильным, открытым новой конъюнктуре, думать и действовать. Мне нравится интернет тем, что здесь ситуация никогда не рассасывается, ничто не возвращается на круги своя. Я уверен, что кризис для "Бегуна" и всего рынка – уникальный шанс доказать бизнесу исключительность интернет-рекламы, ее принципиальные преимущества перед рекламой в других медиа.

Игорь Аличенко [19.12 00:38]

Алексей, как отразится кризис на контекстной рекламе? Как вы думаете, прежние печатные классифайды возродятся или интернет окончательно их вытеснит? И вообще выживет ли малый бизнес в регионах в новых реалиях?

Особенно интересующий вопрос: зажгла ли реклама в социальных сервисах? Или поиск лучше? :)

Заранее спасибо за ответ.

Это третий вопрос про кризис, поэтому отвечаю выборочно. Я не верю, что классические классифайды возродятся, этот продукт замещен более технологичным. Классифайдами, скорее, будут называть экономичный формат рекламы, эдакую братскую могилу – такое явление может получить распространение, но рынком его назвать нельзя. Что касается малого бизнеса, он в ‑­очередной раз покажет свою гибкость и жизнеспособность, и возможно, в гораздо большей степени, чем более крупные компании. Эффективный экономичный бизнес, четко просчитывающий собственную экономику, быстро реагирующий на изменение конъюнктуры, оперирующий в краткосрочной перспективе – вот то, что выживает в условиях кризиса. Малый региональный бизнес в большинстве своем именно такой.

Реклама "Бегуна" зажигает в социальных сетях уже давно. Три года назад мы впервые использовали поведенческие алгоритмы, разработанные специально для социальных сервисов. Год назад мы начали применять социо-демографическую информацию (такую как пол и возраст), и она оказалась особенно востребована именно в социальных сетях. Такие сервисы занимают существенную долю в наших доходах, и мы видим, что потребление интернета изменяется именно в их пользу. Активность пользования интернетом, время, проводимое в сети, растет именно за счет социальных проектов, это устойчивый тренд, который хорошо коррелирует с ростом доходов "Бегуна" и его партнеров.

Арман [19.12 01:36]

Здравствуйте!

Я хочу дать возможность владельцам блогов на сайте размещать рекламу от Бегуна. Но проблема в том что их блоги расположены на поддоменах.

Вот пример user_name.site.ru/blog/auto

Как к этому относится компания?

В адсенс к примеру отрицательно к этому отнеслись.

Не будет ли блокироваться весь сайт, если большое количество пользователей при регистрации аккаунтов будут указывать адреса такого типа?

Возможно ли организовать регистрацию аккаунтов прямо на своем сайте - "Чтобы пользователям не приходилось далеко идти" ?

Будет ли дана возможность забанить администрацией нашего сайта недобросовестного блогера прежде чем будет забанен весь сайт из-за нарушения правил одним блогером? Администрация сайта не собирается взимать процент за размещение блогерами рекламного кода от Бегуна!

Заранее спасибо за ответ!

Свяжитесь с партнерским отделом компании, там подскажут, как правильно организовать такое сотрудничество.

Алексей [19.12 10:32]

Алексей, добрый день.

Как вы считаете - стоит ожидать в ближайшие два-три года появление новых сервисов контекстной рекламы в РУнете, которые смогут твердо занять хотя бы 3-5% рынка?

Я считаю, что бизнес как музыка – всегда можно написать что-то новое, и всегда найдется кто-то, кому это понравится. Безусловно, на широком рынке лидеры занимаются мейнстримом, осваивают наиболее массовые, деньгоемкие сегменты и решения. И чем крупнее рынок, тем больше возникает ниш, пусть с ограниченным, но неудовлетворенным спросом. Конечно, мы стараемся ничего не упускать из виду, и присутствуем во всех областях с очевидным потенциалом – в видео, мобильной рекламе, надстройках, медийном контексте, новостном трафике и так далее. Я не думаю, что новые сервисы могли бы забрать более нескольких процентов рынка – все-таки, лидеры обладают колоссальными финансовыми ресурсами, лучшими специалистами и прекрасной экспертизой. Но нишевые специализированные решения, ориентированные на узкие сегменты рекламодателей или площадок – вполне жизнеспособная модель входа в рынок.

Вертер [19.12 10:53]

У вас и ваших конкурентов есть представление, что Интернет может существовать удобнее и чище без назойливой и бездарной сегментированной рекламы мелким шрифтом? Ваш продукт, как и Яндекс директ и прочие -- это бессовестная, навязанная информационная надстройка, повернутая на концепции потребления. Что вам и вашим коллегам других поисковых роботов мешает отвести под рекламу (вплоть до пересмотра понимания: что контекстная реклама -- это миф об эффективности, поскольку нас пользователей это раздражает) специальные разделы сайта, которые пусть смотрят те пользователи, кому это надо?

Третье, кто пожелает нынче заказывать рекламировать свои услуги или промтовары в условиях снижения потребительской активности?

Я понимаю вашу точку зрения, действительно, законы рынка для человека, не погруженного в него, могут казаться жесткими и циничными. Так устроена любая область. Однако можно увидеть и другую картину мира. Думаю, вы не так давно в интернете, но поверьте, десяток лет назад интернет был скуден и маргинален – именно потому, что наполнялся в основном энтузиастами в свободное от работы время. Он не мог прокормить, поэтому не продуцировал профессионалов, не развивался как индустрия, а был некой средой обитания, вроде фидо и юзнета. Тогда весь псевдо-рынок прямо или косвенно зависел от нескольких крупных рекламодателей, и узкая прослойка бизнесменов энергично искала то, что наполнит интернет деньгами. Ключом к прорыву стала контекстная реклама.

Сегодня она охватывает и финансирует сотни тысяч сайтов – при помощи маленьких текстовых блоков. Она оплачивает труд издателей, авторов и разработчиков, создающих сервисы и контент, ради которых люди приходят в сеть. Контекстная реклама является мощным и универсальным способом конвертировать внимание пользователя в конкретный измеряемый результат – продажу, и благодаря этому имеет возможность спонсировать развитие интернета на деньги рекламодателей.

Что касается вашего третьего вопроса – именно в условиях снижения потребительской активности и нужно отлавливать ставших дефицитными покупателей. И при этом находить их экономичной, избирательной, сфокусированной коммуникацией, а не работать по площадям красивыми дорогими баннерами.

Андрей [19.12 12:00]

Алексей, а у вас есть хобби? Можете рассказать?

У меня несколько хобби. Я занимаюсь практической стрельбой, разъезжаю по пистолетным и ружейным соревнованиям. Этот очень требовательный спорт. Он заставляет планировать в долях секунды, в нем успех от провала отделяют сантиметры, и необходимо контролировать не только каждое движение, но и каждую мысль. Потому что мысли непосредственно влияют на твои движения, на твою скорость, на твой результат.

Также я коллекционирую артефакты по военной истории России. Я кинестетик, с детства мечтал потрогать многие удивительные вещи, которые видел за стеклом музейных витрин. Сегодня у меня есть возможность собрать свой собственный музей.

Третьим большим увлечением является, наверное, яхтинг. Он очень далеко отстоит от моего бизнеса, социального статуса, и тех вещей, которые я умею делать более-менее хорошо. Иногда крайне важно почувствовать: все то, что ты представляешь собой там, не имеет никакого значения тут. Например, сидя на борту и откренивая яхту, ты полезен ровно настолько, сколько весишь.

Андрей [19.12 12:01]

Алексей, пожалуйста, скажите, как вам удалось в таком возрасте создать компанию стоимостью в десятки миллионов долларов?

Наверное, вы мой сотрудник? Мне повезло окружить себя людьми, которые оградили меня от ошибок и направили компанию по верному пути.

Ольга Викторовна [19.12 13:20]

Как ваша компания ощущает себя во время кризиса?

"Бегуну" удалось сохранить атмосферу стартапа, в нашей команде царит дух предпринимательства и здорового авантюризма. Поэтому мы с азартом и интересом смотрим в будущее. Кризис всегда расчищает пространство, раскрывает глаза, показывает истинную ценность идей и вещей. Он дает шанс добиться многого в короткие сроки. "Бегун" был создан и поднялся в эпоху кризиса, я надеюсь, что в новом году нам также удастся сделать мощный рывок.

Конечно, мы несколько оптимизировали структуру и некоторые косты, сделав поправку на сокращение темпов роста. Но "Бегун" всегда был экономичной компанией и инвестировал в те направления, которые давали финансовые результат. Поэтому, что касается интересного – масштабных увольнений, драматических переездов в ангары и прыжков топ-менеджеров из окон - увы, ничего из этих волевых шагов нам делать не пришлось.

Борис [19.12 14:10]

Добрый день

Алексей, в последнее время в интерфейсе "Бегуна" стали заметны некоторые улучшения, стали доступны новые виды рекламных блоков, стало удобнее создавать рекламные блоки с помощью нового интерфейса. Будут ли появляться какие то новые возможности для отслеживания статистики рекламных объявлений, к примеру до сих пор показываются только клики, а показы в статистике не показываются.

В настоящее время Google объединяет свой сервис статистики Google Analytics и Adsense, планируется ли что нибудь подобное в Бегуне, к примеру интеграция со счетчиками liveinternet, rambler или другими?

Мы действительно интенсивно работаем над обновлением интерфейса и расширением его функционала. В том числе будет усилена аналитическая составляющая. Что касается сервиса развернутой статистики, мы всегда предпочитали интегрировать внешних поставщиков, чтобы обеспечить независимый аудит рекламного результата. Пользователи "Бегуна" уже могут измерять качество привлеченной аудитории при помощи SpyLOG, LiveInternet, Google Analytics. Если мы увидим потребность наших клиентов в дополнительных инструментах – подключим и их.

Кирилл [19.12 23:26]

Участники, почему никто не задает реально "горячих" вопросов.

Алексей - правда ли, что это Яндекс повлиял на решение ФАС и исход сделки? Реальна ли эта известная версия и какие у Вас отношения с конкурентами? Действительно ли альянс Рамблер+Гугл+Бегун мог серьезно подвинуть лидирующий поиск? Планируете ли вы создать подобный альянс без официальных сделок? Есть ли на интернет-рынке единство среди игроков или на самом деле каждый сам за себя? Спасибо.

На рынке существует множество версий относительно причин отказа ФАСа. Я глубоко погружен в ситуацию и могу заверить, что представители Яндекса не пытались повлиять на одобрение сделки. Наша конкуренция всегда была корректной и конструктивной, а срыв пакетной сделки Рамблер-Бегун-Google, думаю, сильно повредил рынку в целом.

Говоря об атмосфере на рынке, нужно помнить, что он делается сравнительно узким кругом людей, большинство из которых знают друг друга по пять-десять лет. Многие имеют общие интересы в одной области и жестко конкурируют в другой. Люди, которые не принимают выработанные в бизнес-сообществе принципы конкуренции и партнерства, на рынке не задерживаются. Несмотря на конкуренцию в конкретных сегментах, основные игроки заинтересованы в развитии интернет-рынка, активно работают вместе в рамках ассоциаций и индустриальных мероприятий. Поэтому, безусловно, среди лидеров индустрии есть единство, сотрудничество, учет общерыночных интересов. Это в полной мере относится к нам с Яндексом, с которым у нас, неcмотря на борьбу за рыночную долю, очень хорошие отношения.

Даниил [20.12 00:24]

Алексей, будут ли в новых экономических условиях инвестировать в перспективные интернет-проекты?  Если да, то в какие преимущественно? Могут ли быть закрыты недавно купленные проекты, еще не успевшие выйти на окупаемость? И как выжить стартапам, если их перестанут покупать? Отдельно было бы интересно послушать про Ваш опыт инвестирования.

Венчурные деньги – первые, которые уходят с рынков в период нестабильности. Поэтому стартапы, а также проекты, которые болтаются на уровне окупаемости, встречают трудные времена. Уже можно наблюдать целую когорту компаний, которые закрыты в связи с прекращением финансирования, либо заморожены до полумертвого состояния. Выжить стартапу можно точно так же, как любому бизнесу – жестко контролировать расходы и развивать конкурентоспособный продукт, нацеленный на понятный сегмент рынка. Лучше всего – использовать кризис, изменившуюся конъюнктуру, новое мышление потребителей. То есть форсированным маршем из суперперспективного стартапа превращаться в пусть поначалу небольшой, но здоровый и самостоятельный бизнес.

Венчурные деньги вернутся на рынок нескоро. Первым позитивным сигналом станет рост фондового рынка, за ним с заметным отставанием начнет подниматься рынок прямых инвестиций. И только после того, как существующие активы будут стоить достаточно дорого, инвесторы начнут думать над созданием новых активов в виде венчурных проектов. Разумеется, это очень общий взгляд на инвестиционный рынок, внутри него полно исключений и парадоксальных ситуаций. Тем он и интересен. Создавать проекты можно и нужно всегда, независимо от состояния рынков. Просто в разные времена стоимость денег различна, и это необходимо учитывать. Сегодня нужны дешевые и быстрые проекты. Что касается моего опыта инвестирования, думаю, эта тема не для данного интервью.

Алексей Раменский [20.12 19:53]

Привет. С наступающим.

1. Как ты думаешь, на сколько «просядет» поисковый и непоисковый контекст в 2009г.? Стоит ли убеждать клиентов размещаться в январе-марте или замораживать бизнес и лететь в Гоа, как все нормальные люди?

2. Почему «Бегун» (а также «Яндекс» и Google) так мало внимания уделяет популяризации услуги в регионах? Множеству мелких агентств не хватает ресурсов, чтобы довести известность услуги до какого-то разумоного уровня. Контекстные сети не работают с региональными СМИ и проводят очень млао мероприятий. Ситуация не изменится?

1. Привет, и тебя с наступающим. Кризис вовсе не означает парализацию отрасли: бизнесу необходимо искать клиентов, продавать. Контекстная реклама в новых условиях проявит себя как наиболее жизнеспособным и востребованным рекламный инструмент, нацеленный на быстрый возврат инвестиций, что очень важно сейчас для большинства компаний. Я не думаю, что рынок в 2009 просядет относительно текущего года - хотя отдохнуть на Гоа, конечно, многим сейчас не помешает.

2. Не соглашусь. Мы всегда уделяли особое внимание регионам, стимулируя в них развитие рекламного рынка. Долгое время у нас был специальный региональный пакет, который обеспечивал определенные преференции немосковским компаниям, до сих пор региональные агентства имеют специальные входные условия при вступлении в дилерскую сеть. Мы активно популяризуем контекстную рекламу на региональных мероприятиях, внедряем дистанционные форматы обучения, которые именно там особенно востребованы. В том числе и в результате наших усилий за последние 2 года региональные рекламодатели значительно усилили свое присутствие в структуре выручки "Бегуна", и их доля продолжает расти.

Станислав [21.12 02:46]

Здравствуйте Алексей как по вашему мнению , что придет на смену контекстной рекламе, какие новые формы рекламы кроме баннеров и контекстки могут появиться в ближайшее время.

Я думаю, это будет не смена, а эволюция некоей передовой формы рекламы. Реклама будет становиться все более интеллектуальной и персональной, и гарантия результата уйдет значительно дальше простой отправки посетителя на сайт рекламодателя. Итоговый продукт можно будет описать как в параметрах привлеченной аудитории, так и в действиях потребителей. Эти принципы могут быть применены к любому формату – баннеру, текстовому объявлению, аудио или видеоролику, MMS-сообщению и так далее. Формат определяется средой распространения, он не имеет особого значения. Эволюционировать будет в первую очередь модель оплаты и принцип коммуникации с потребителем. При этом прежние формы рекламы будут не замещаться, а постепенно утрачивать позиции мейнстрима.

Дмитрий [21.12 16:29]

Алексей, расскажите об истории появления контекстной рекламы в России. Кто был первым Бегун или Яндекс?

Я не думаю, что это сейчас важно. Тогда, в 2002 году, "Директ" представлял собой сервис публикации объявлений на Яндексе, с оплатой за показы, по твердой цене. "Бегун" предложил оплату за клик, аукционное ценообразование, запустил рекламную сеть на принципах разделения доходов. Со временем эта модель стала индустриальным стандартом. Однако этот факт имеет чисто историческое значение. Поднять рынок в одиночку не под силу никому. Популяризацией контекстной рекламы, выстраиванием инфраструктуры, поиском нового функционала и форм обслуживания занимаются многие игроки, развивая не только свой бизнес, но и индустрию в целом.

Обсудить