Александр Кондаков, руководитель группы разработчиков новых школьных стандартов

Пресс-конференция
04.02 19:49
Александр Кондаков. Фото предоставлено пресс-службой издательства
Александр Кондаков. Фото предоставлено пресс-службой издательства "Просвещение"

Александр Кондаков, руководитель группы разработчиков новых школьных стандартов

Чему и как будут учить старшеклассников?
15 февраля завершается общественное обсуждение проекта нового стандарта старшей школы (10-11 классы). Новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования разрабатывается с 2005 года и, по заявлениям его авторов, будет учитывать, чего ждут от школы бизнес и общество. В 2011 году на новый стандарт (он уже утвержден) перейдет начальная школа (1-4 классы), в 2012-м - основная (5-9 классы). На что будет ориентировано новое школьное образование? Изменится ли школьная программа? Как новый стандарт для старшей школы соотносится с требованиями вузов? На вопросы читателей Ленты.ру ответил руководитель группы разработчиков новых школьных стандартов, управляющий директор издательства "Просвещение", доктор педагогических наук Александр Кондаков.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранены.
Глеб [31.01 21:44]

господин Кондаков, согласны ли Вы с тем, что все движения в реформе образования (и не только), вольно или невольно приводят к ухудшению предмета реформы? С чем это связано: с неумелостью реформаторов или с сознательным вредительством населению России?

Не соглашусь с тем, что все движения в реформе образования приводят к ухудшению предмета реформы. Другое дело, что они не дают тех результатов, которые мы от них ожидаем. Наиболее ярким индикатором этого выступают результаты исследования PISA. За последние более чем 10 лет Россия не улучшила свое положение по читательской, математической и естественнонаучной грамотности. Безусловно, я не связываю это с сознательным вредительством России или с неумелостью реформаторов. Думаю, что главной причиной является увлеченность на протяжении длительного периода времени организационно-экономической составляющей реформ, а не содержательной. Все-таки, главный вопрос образования: чему и как учить. До сих пор наша школа работает в основном в ЗУН-овской парадигме (то есть формирует знания, умения, навыки), а не в системно-деятельностной (то есть не формирует те самые ключевые компетентности, которые являются примером замера PISA). Поэтому конкурентоспособность выпускников наших школ не растет, а падает. Это очень серьезный сигнал в плане конкурентоспособности страны в целом.

Сергей [31.01 23:17]

1.Очень интересно узнать Ваше мнение по поводу причин столь активного неприятия заинтересованной частью общества новой реформы образования. 2. Верите ли Вы сами в реальность "индивидуальных проектов"?

3. Вы сами согласны индивидуально общаться со всеми, кто считает бредовой идею учить школьника по сути одному предмету?

1. Во вторник мне довелось за круглым столом пообщаться с Сергеем Волковым, который явился инициатором активного обсуждения проекта нового стандарта старшей школы в интернете. Полуторачасовая беседа привела к понимаю. Я признаю, что, к сожалению, разработчики не смогли понятный специалисту текст перевести на понятный для всех язык. По результатам обсуждений мы внесли более двухсот правок в стандарт. Думаю, что новый вариант будет более понятным для широкой общественности.

2. Индивидуальный проект призван проверить, насколько у школьника сформированы те самые компетенции, о которых мы говорим: умение формулировать гипотезы, ставить цель и задачи, формулировать результат, выстраивать процесс своей деятельности, рассчитывать ресурс, необходимый для этого, реализовать проект, презентовать собственный результат. Отмечу, что индивидуальный проект уже широко используется в образовательной практике в нашей стране и за рубежом.

3. Я готов индивидуально общаться с тем, кто утверждает, что это стандарт одного предмета. Это очень любопытная точка зрения.

Милена [31.01 22:43]

Здравствуйте.

1.Скажите пожалуйста, кому принадлежит идея вот такого реформирования нашей системы среднего образования? Все мои знакомые возмущены переходом к "полуграмотности" школьников. И так качество образования низкое, без репетиторов или знаний родителей школу хорошо не окончить, не говоря уже о поступлении в ВУЗ.

2. И где же будем брать будущие кадры для модернизации?

3.Не кажется ли Вам, что патриотизму учатся не на уроках патриотизма, а наблюдая повседневную жизнь: передачи и фильмы на ТВ, отношение власти, педагогов и родителей, всего общества к старикам и другим социально незащищенным слоям общества, к истории государства. Патриотизм и порядочность воспитываются, а не преподаются на фоне поголовного стремления к "процветанию".

4.Дико доказывать, что без математики, русского языка и литературы, физики и химии не обойтись образованному человеку. Те же выкладки по ОБЖ невозможно усвоить (понять, а значит, запомнить) без знаний естественно-научных дисциплин.

5.Будет ли (и каким образом) учитываться мнение общества (не общественных советов, а общества) по вопросу этой реформы?

Спасибо.

1. Я являюсь руководителем группы разработчиков проекта стандарта, и в какой-то степени эта идея принадлежит и мне, я готов за нее отвечать. Я бы хотел выяснить, почему все возмущены переходом к "полуграмотности", где они ее увидели? Я считаю, что если кто-то задает вопросы, размещает текст в интернете, то он должен отвечать за его содержание. Боюсь, что в данном случае не прочитан внимательно текст проекта стандарта.

2. Стандарт как раз и отвечает на этот вопрос. Я прошу автора вопроса внимательно прочитать "Требования к результатам освоения основной образовательной программы" и "Портрет выпускника", на которого нацелена разработка всего проекта.

3. Я абсолютно согласен, что патриотизму надо учить не на подобных уроках, но прошу автора вопроса прочитать текст стандарта и указать то место, где говорится об уроках патриотизма.

4. Прошу автора вопроса найти то место, где написано, что ученик может не изучать русский язык, математику, физику и химию. Обратитесь к тексту проекта стандарта.

5. Проект стандарта опубликован на сайте Министерства образования и науки в ноябре 2010 года. А обсуждение этого документа ведется уже практически в течении года в самых различных аудиториях. Я доволен тем общественным обсуждением, которое возникло спонтанно в последние 2-3 недели, и является, на самом деле, очень критическим. Это тоже хорошо. Мы внимательно мониторим все замечания, и учитываем те из них, которые носят конструктивный и важный характер.

Кстати говоря, мы договорились с Сергеем Волковым обсудить в его блоге тему курса "Русская словесность" и объединенного курса "Русский язык и Литература". Считаю, что это серьезный результат, мне как разработчику он очень импонирует.

Макс [01.02 11:10]

Добрый день, Александр!

Пожалуйста, ответьте на вопрос: на какие средства или по-другому: кем финансируется разработка и принятие нового "стандарта"?

Стандарт был разработан в инициативном порядке, не на бюджетные деньги. Мы выиграли конкурс на разработку стандарта начальной школы, а на основную и старшую школу федеральных денег не выделялось. Проект этого стандарта был сделан по инициативе группы ученых и педагогов-практиков.

Сергей [31.01 15:50]

Скажите пожалуйста, во сколько обойдется консолидированному бюджету введение новых образовательных стандартов, включая расходы на разработку новых программ, повышение квалификации и переподготовку учителей и директоров школ, работников управления образования, закупку нового оборудования для классов и оборудование (если это потребуют стандарты) новых классов или помещений для занятий (например, физической культурой) подготовку новых учебников, разработку учебно-методических пособий, в том числе, электронных.

На чем основываются ваши расчеты, кто их осуществляет.

Благодарю.

Для большинства субъектов Федерации все эти расчеты проведены. Наиболее серьезные затраты предвидятся в рамках плановых расходов - это закупка новых учебников (они и так закупаются), обновление оборудования (здесь многое было сделано в рамках национального проекта "Образование"). Безусловно, стандарт подталкивает муниципалитеты и субъекты Российской Федерации к увеличению финансирования, потому что увеличение требований к результату основной общеобразовательной программы ставит вопрос именно так. В разработке стандарта отрабатывались методики нормативного финансирования новой системы оплаты труда и повышение эффективности бюджетных расходов. В целом ряде субъектов Российской Федерации они показали, что введение стандарта возможно без увеличения объема финансирования, только за счет принятия мер по эффективности бюджетных расходов.

Я не призываю к тому, чтобы зациклиться на эффективности бюджетных расходов, но еще раз подчеркну, что мы очень внимательно учитывали и финансовую составляющую. Все методики можно посмотреть на сайте Министерства образования ("Модельная методика введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования" и "Модельная методика формирования системы оплаты труда"). Сегодня они реализуются в большинстве субъектов Федерации.

Анатолий Сторожев [01.02 07:38]

1. Очевидно, разработчики предлагаемых стандартов учитывали цели, ценности, интересы всего нашего общества, российского народа, России. Скажите, Вы опирались на какие-то исследования этих интересов, или действовали интуитивно? Как группа разработчиков фактически определила вектор развития страны? Считаете ли Вы необходимым при таких крупных проектах проведение референдума?

2. Кто является заказчиком, инициатором этой разработки?

1. На самом деле, это не интуиция, а глубокий анализ стратегических документов государства: это и послание президента Федеральному собранию, и "Стратегия 2020", и президентская инициатива "Наша новая школа", и масса других документов, которые мы учитывали. Плюс к этому Институтом социологии РАН было проведено широкое трехлетнее социологическое исследование с целью выявления запросов семьи, общества и государства к результатам образования. Стандарт поддерживает вектор развития страны, который был определен президентским посланием 2004 года: "Мы строим открытое гражданское общество".

2. Стандарт своей главной идеей реализует преамбулу Конституции Российской Федерации: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации".

Нужно ли проводить референдум? Думаю, что нет, потому что было проведено широкое общественное обсуждение во всех субъектах Российской Федерации, была создана специальная группа руководителей разных конфессий, прошли обсуждения в Государственной думе, в Совете Федерации, в общественных и профессиональных организациях. При необходимости, мы можем предоставить весь перечень обсуждений, которые проводились. Несмотря на распространенную точку зрения, что в образовании все разбираются, принятие решений в этой области требует квалифицированного и очень ответственного подхода.

По результатам социологического исследования могу сказать, что мы впервые выстроили стандарт как общественный договор между семьей, обществом и государством. Более того, мы предложили школам, семьям и муниципалитетам, которые несут ответственность за школьную деятельность, заключать договор об их солидарной ответственности за реализацию конституционного права ребенка на получение полного общего среднего образования. Заказчиком этой разработки явилось Министерство образования и науки Российской Федерации, которое предъявило требование к структуре и формату стандарта.

Тарас [31.01 17:00]

1. Считаете ли вы необходимым обсуждать стандарты образования с теми, на кого они нацелены - т.е. с самими детьми, учитывать их интересы? Если да, то как именно происходит учет этих интересов?

2. Не кажется ли вам, что сама обязательность образования убивает на корню любой интерес к обучению? Есть замечательные примеры: английская школа "Саммерхилл" А.Нилла, отечественная "Школа самоопределения" Тубельского, наблюдения Дж. Гатто (книга "Фабрика марионеток") - где показано, что предоставив детям свободу учиться и заниматься любимым делом, можно достичь гораздо больших успехов в появлении счастливых, умеющих думать, любящих учиться, верящих в себя и социализированных людей, чем не оставляя им такого выбора. Что думаете по этому поводу?

1. Безусловно. Мы проводили обсуждения со старшеклассниками о том, насколько их устраивает эта структура стандарта старшей ступени. Мы будем и дальше вести этот диалог, потому что, начиная с 14 лет, ребенок является равноправным субъектом общегражданской деятельности.

Олег [01.02 10:33]

1. Планируется ли обкатка новых стандартов сначала в небольших "объемах", скажем в какой-то одной из областей, а еще лучше районе? Кто ставил цели и какие перед разработчиками? - хочется знать их поименно, а так же их уровень образования. Существуют ли альтернативные группы разработчиков? - т.е. задействован ли принцип конкуренции?

2. Не ваша ли команда разрабатывала ЕГЭ? Почему такие глобальные изменения в жизни страны не выносятся на всенародный референдум???

3. Не зная никого лично, отношусь к команде Фурсенко резко негативно - по результатам ее деятельности. Предлагаемые стандарты - ухудшая уровень образования, не решают ни одной проблемы. Последнее время в стране отмечается снижение уровня образования, т.е. нововведения не пошли на пользу, а на чем основывается ваша уверенность в пользе разрабатываемых стандартов?

1. Стандарт начальной школы апробировался в 14 субъектах Российской Федерации, были задействованы более 700 образовательных учреждений. Цель была – посмотреть, какие результаты дают те компоненты стандарта, которые составляют его ядро. Мы получили положительные результаты. В разработке принимали участие крупнейшие научные организации страны: Российская академия наук, Российская академия образования, Российская академия медицинских наук, МГУ им.М.В.Ломоносова, целый ряд педагогических и классических университетов, институты развития образования, институты повышения квалификации учителей. Существовали альтернативные группы разработчиков стандарта начальной школы: это Институт проблем образовательной политики "Эврика" во главе с Александром Изотовичем Адамским и Свердловский индустриально-педагогический университет. Альтернативных групп разработчиков стандартов для основной и старшей школы нет.

2. Наша команда не разрабатывала ЕГЭ. Этот вопрос очень часто задают. Сегодняшний ЕГЭ является инструментом проверки исполнения действующего стандарта. Для нового стандарта будут изменены формат и форма проведения ЕГЭ.

3. Можно по-разному относиться к команде Фурсенко, но я считаю, что надо более ответственно подходить к заявлениям о том, что уровень образования в стране ухудшается из-за нововведений, и к прогнозам о том, что он ухудшится с введением нового стандарта. Подобные заявления надо аргументировать.

Подобного рода пресс-конференциями и интернет-обсуждениями мы демонстрируем, что в нашей стране все-таки формируется гражданское общество, одна из главных ценностей которого - свобода человека в высказываниях и действиях, но, вместе с тем, и высочайшая ответственность за сказанное. Я призываю вас отвечать за свои слова.

Виктор [31.01 17:53]

Александр Михайлович! Проводились ли эксперименты по предлагаемым стандартом новым предметам, которые объединяют несколько школьных предметов (русская словесность, естествознание, математика и информатика и т.д.)? Если проводились, то где можно узнать конкретные (с адресами школ и фамилиями учителей) результаты этих экспериментов? А если не проводились, то как же можно разрушать сложившуюся систему предметов, не представляя, к чему это приведёт?

Во-первых, стандарт сделан на основе восьмилетнего эксперимента по профильной школе. Такие курсы как естествознание, преподаются в школе уже более 10 лет. Курс "Русская словесность" - это интегрированный курс русского языка и литературы, сейчас он создается и апробируется. Напоминаю, что стандарт предполагается вводить с 2013 года. У нас еще достаточно времени для экспериментальной деятельности, для апробации основных элементов и для подведения некоторых итогов. Апробация – обязательный этап подготовки стандарта.

Что касается заявления о разрушении сложившейся системы предметов и непредставлении о том, к чему это приведет - прошу Виктора обратить внимание на результаты эксперимента по профильному обучению, которые и явились основой для принятия данных решений. Когда мы с родителями, учениками и учителями очень подробно раскладываем ситуацию по возможности набора предметов при поступлении в высшие учебные заведения, у нас возникает взаимопонимание. Мы и в дальнейшем будем подробно обсуждать эту тему.

Юлия [31.01 16:24]

1. Скажите, пожалуйста, конкретно, что было плохого в системе образования советского образца, зачем ее надо было менять на американскую? Я понимаю, что время сейчас - совсем другое, жизнь выдвигает другие требования. Но мне кажется, что она была адаптирована для российского менталитета, почему нельзя было вносить в ту модель какие-то постепенные изменения? 2.Какие положительные моменты уже проведенных реформ в образовании вы можете назвать? В этой связи, прокомментируйте, пожалуйста, недавнее высказывание спикера СФ С.Миронов о том, что введение ЕГЭ у нас в стране было ошибкой. 2. Кто является разработчиком нового образовательного стандарта.Работали ли (и как давно) эти люди в школах?

3. Поддерживают ли они связь с учителями, с общественностью?

4. Знают ли разработчики этого проекта, как к нему относятся люди, и будет ли при принятии этого документа учитываться общественное мнение?

1. Смотрите ответ на вопрос Виталия.

2. Разработчиками являются очень известные в сфере образования люди, которые всю свою жизнь проработали в этой сфере и работают (либо работали ранее) в школах. Разработчики программы внеурочной деятельности, программы духовно-нравственного развития и социализации, индивидуального учебного проекта - это действующие школьные учителя. К сожалению, мы должны констатировать, что есть серьезные провалы в современных психолого-педагогических исследованиях, поэтому в значительной степени были задействованы практики.

3. Естественно. Мы можем представить список тех обсуждений, которые проводились при разработке стандарта - это сотни мероприятий.

4. Общественное мнение всегда учитывается. Я очень благодарен Общественной палате, которая позитивно оценила стандарт, внеся в него очень конструктивные замечания.

Eгор В. [31.01 18:44]

Здравствуйте, Александр!

1. Насколько я понимаю, одной из целей реформы системы образования является попытка построить переход от советского подхода всестороннего среднешкольного образования к узкоспециализированному. Хотелось бы получить от Вас комментарии по следующим моментам:

2. Любая стандартизация не учитывает многообразия, всегда есть опасность упрощения сложных вещей или усложнения простых. Лучший критерий оценки истины- практика. Каким образом предполагается исправлять почти неизбежные "перекосы" и "перегибы" в тех случаях, когда практика выявит неэффективность тех или иных стандартов?

3. Каким образом предполагается выстроить систему мониторинга соблюдения стандартов и их эффективности?

4. Любые стандарты изначально делаются на основе работающей методологии, используемой авторами. Методология, в свою очередь, предполагает наличие некой парадигмы, мировозренческой концепции. Если она у вас есть- как и где с ней можно ознакомиться? Если нет- то вся внедряемая система стандартов по своей природе окажется вредна и будет основана на мешанине разного рода чужих идей и мнений. Не так ли??

1. Это так. В данном случае, мы говорим о том, что в 9 классе завершается общее полное образование. А на старшей ступени, сохраняя общеобразовательную и общекультурную составляющие, за счет шести предметных областей мы даем возможность профилизации.

2. Мы постараемся не допустить ни перекосов, ни перегибов в результате апробации нового стандарта. Еще раз хочу сказать, что все, что вносится, это не супер-новация, а то, что уже было в достаточном объеме использовано на практике в российской школе.

3. Разрабатывается система мониторинга, начинается мониторинг не только соблюдения, но и введения стандартов и их эффективности.

4. Это очень важный момент. В основе стандарта лежит серьезная методологическая, идеологическая парадигма. Прежде всего, это концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нацеленная на формирование российского гражданского общества (ее можно найти на сайте standart.edu.ru). Кроме того, в основу стандарта положен системно-деятельностный подход.

В стандарте мы впервые вводим в массовую российскую практику лучшие достижения мирового образования, которые были сделаны на основе концепции выдающихся российских и советских ученых: Выготского, Давыдова, Леонтьева, Эльконина, Гальперина и других. И, конечно, очень важный момент с точки зрения методологии - это фундаментальное ядро содержания образования (тоже не новый документ, но он получил дальнейшее развитие) - концепция ядра знаний и оболочки, разработанная в конце 1970- х годов прошлого века академиками Арнольдом и Маркушевичем, заложившими основу вариативного образования. Подчеркиваю, здесь нет чужих идей и мнений, а есть достаточно внятная выстроенная методология построения стандарта.

Всеволод [31.01 15:21]

1. Кто придумал разделить углубленное обучение математике и физике? Хотелось бы знать хоть нескольких "экспертов" поименно.

2. Какова предполагаемая судьба специализированных школ, гимназий, специализированных учебно-научных центров при университетах?

3. Предложены ли группой разработчиков нового стандарта критерии для оценки успешности его введения? Если да, то какие?

1. Таких экспертов много. Если Вы хотите знать их имена, обратитесь к Колмогорову, Арнольду и другим ученым, которые первыми создали физико-математические школы в России.

2. По-моему, мы наоборот поддерживаем специализированные школы, гимназии и учебно-научные центры при университетах. Они же являются центрами профильного обучения.

3. Самый главный критерий оценки его успешности - это система оценки достижений учащихся. Система для начальной школы дает первые позитивные результаты. Система для основной и старшей школы сейчас разрабатывается.

ольга [31.01 21:50]

добрый вечер!я-преподаватель физики с 25-летним стажем.работаю в системе среднего профессионального образования с детьми,приходящими к нам после 9 класса школы.уровень знаний с каждым годом все ниже.если,не дай бог,этот стандарт будет принят,то и после 11 класса знания останутся на уровне 9 класса.значит, в технических вузах учиться будет некому.среднее профессиональное образование практически убито,теперь "добивают"сташую школу.все эти "инновации"-чей это заказ?каковы перспективы?просчитаны ли риски?одобрены ли работающими преподавателями,а не чиновниками,читающими по-совместительству часы для пед.стажа?

На месте автора вопроса, я, прежде всего, выяснил бы, почему снижается уровень образования в девятилетке, в чем причина. Мы постарались дать ответ на этот вопрос, внимательно изучив данную проблематику. Одна из главных причин - это предметная центрация деятельности школы, она не направлена на развитие личности ребенка, его личностных качеств, формирования тех ключевых компетенций, которые сегодня обеспечивают успешность ребенка и его успешное обучение в том числе. Что касается глубины и возможности обучения в старшей школе, стандарт должен поднять средний уровень успеваемости и качество усвоения знаний за счет разноуровневых программ и индивидуальных учебных планов.

Конечно, проблема качества образования кроется и в финансировании, и в кадрах. Тем не менее, говорить о том, что среднее профобразование "практически убито, добивают старшую школу все эти инновации" – некорректно, хотелось бы более ответственных заявлений по этим вопросам, подкрепления подобных заявлений фактами. Если мы живем в гражданском обществе, давайте и вести себя как члены этого общества.

Михаил [31.01 22:00]

1.Скажите, рассматривалась ли при разработке стандарта возможность его практической реализации?

2. Причем не в некоторых отдельно взятых школах Москвы, Питера и др. крупнейших городов, а в рядовых провинциальных городках.

Возможно, для Вас будет полной неожиданностью, но средств на создание к сентябрю нынешнего года материальной базы для ФГОС начальной школы (а работать по нему с сентября уже придется!) нет даже в Москве. Более того, до сих пор не смогли обеспечить даже «пилотные» школы.

3. Не станет ли ФГОС старшей школы очередной маниловщиной?

1. Я уже говорил, что стандарт был апробирован во многих школах. К сожалению, Москва практически не принимала участие в разработке и апробации стандарта, это была позиция Департамента образования. Мы брали сельские, городские школы, лицеи, гимназии из разных регионов – то есть самые разные образовательные учреждения, потому что стандарт делается для 100 процентов российских школ. Конечно, это было учтено.

2. Это тоже достаточно безответственное заявление. Думаю, что вам надо более подробно поговорить на эту тему хотя бы с представителями московских школ. Если мы считаем подготовленностью к стандарту принцип "Компьютер - каждому ученику" - это одно, а если мы говорим об учебно-методическом обеспечении учебного процесса - это другое.

Сегодня нет задачи выделить каждому ученику по компьютеру, мы не идеализируем ситуацию. На данный момент даже нет достаточного количества разработок учебной продукции на электронных носителях. Дело заключается в новой организации деятельности учителя, организации учебного процесса. Почему-то никто не говорит о том, что в рамках муниципального задания возвращена вторая половина дня, которая должна финансироваться, она отвечает на индивидуальный запрос семьи и ребенка, это могут быть кружки, секции и многое другое, способствующее раскрытию способностей ребенка и формированию его личности.

3. Это закономерный вопрос, надеюсь, что нет.

Ларичев Сергей Васильевич [31.01 22:40]

Уважаемый Александр Михайлович!

Почему разработчики Стандарта не осмеливаются на прямой и откровенный разговор с педагогическим сообществом? Вас уже неоднократно приглашали на один из самых больших профессиональных форумов http://pedsovet.org. Там вас с нетерпением ждёт не один десяток тысяч педагогов. Если Вы и Ваши коллеги опасаются троллинга и хамства, то смею Вас заверить, что модераторы форума хорошо знают свое дело.

Конечно, можно задавать вопросы и здесь. Но не дело переводить такие кардинальные проблемы в формат "вопрос ответ". Профессиональные разговоры всё же ведутся в виде аргумент контраргумент. Или вы не согласны с этим?

Вот первый человек в этой конференции, который подписался фамилией, именем и отчеством. Спасибо большое! Я считаю, что это очень достойно.

Я абсолютно не боюсь ни троллинга, ни хамства и так далее.

Я уже говорил, что мы встречались с Сергеем Волковым, я готов к любому открытому диалогу. Зачастую, мне банально не хватает времени.

Роман [31.01 23:37]

1. Почему в первую очередь ставится вопрос "чего ждет от школы бизнес?" Задумываются ли авторы стандарта, чего ждут от школы, например, культура, наука или промышленность? Нужно ли, по Вашему мнению, ориентировать школьников ещё на какие-либо ценности, кроме денег?

2. Вы рассматриваете формирование личности только с точки зрения профессиональных качеств, или человек - это всё же нечто большее? Не получим ли мы в итоге такое общество, в котором один человек умеет только закручивать гайки, другой - только забивать гвозди, а третий - только нажимать на кнопки компьютера для подсчёта прибылей, и при этом никто не будет обладать широким кругозором и разносторонними знаниями?

3. Какой набор предметов Вы бы выбрали для себя (своего ребёнка, внука)? Почему именно такой? Что даёт основания полагать, что остальные (не выбранные) предметы никак не пригодятся Вам (ему) в жизни и не помогут развить какие-либо способности?

4. Чем кардинально отличаются уже утверждённые и готовящиеся к внедрению стандарты для начальной и средней школы от существующего положения дел?

5. Кто Вам дал поручение разработать новые стандарты, и какая цель при этом ставилась?

Спасибо за ответы.

1. Школа призвана удовлетворять запросы общества и государства, поэтому мы учитывали и культуру, и науку, и промышленность как общественный запрос, и запрос бизнеса. Я не вижу в бизнесе никакого негативного контекста. Также я прошу вас найти в стандарте упоминание о том, что главная ценность – это деньги. Если Вы это найдете в тексте проекта, я буду очень вам благодарен, даже готов выплатить премию 10 тысяч рублей.

2. Пожалуйста, Роман, посмотрите требования к личностным результатам образования (это в самом начале стандарта), после этого я готов продолжить дискуссию с вами.

4. Прежде всего, своей деятельностной направленностью, разработкой новой системы оценки достижений учащихся, несколько облегченным содержанием образования. Самое главное, что мы ориентируем современного ребенка на формирование тех ключевых компетенций, которые обеспечат ему гибкость и адаптивность по отношению к быстро изменяющемуся миру. Те профессии, которые популярны и наиболее востребованы сегодня, не существовали еще пять лет назад. Самые востребованные на рынке компетенции также не существовали пять лет назад. Боюсь, что мы даже не догадываемся, какие компетенции будут наиболее востребованы через десять лет (когда нынешние первоклассники закончат школу). Поэтому стандарт ориентирован на формирование именно этих качеств личности, о которых я сказал, на основе знаний, умений и навыков, которые позволят их развивать.

5. Поручение не давали, был объявлен конкурс, и мы его выиграли.

Виталий [31.01 14:49]

1. Скажите, пожалуйста, с какой целью вводятся новые стандарты обучения в школе? В России всегда была одна из лучших в мире научных школ, обеспеченная собственными специалистами, подготовленными российскими школами, где учили самому главному - думать и трудиться. Да, были недостатки, но их нужно исправлять, а не ломать все до основания по известному принципу. Говоря о реформе школьного образования, вы на первое место поставили интересы бизнеса, а это значит интересы тех людей, для которых главное - прибыль, а не наука, не общество, не страна.

2. Какими вы хотите видеть выпускников средней школы после введения новых стандартов?

1. Советская школа была хороша для советского времени. Она обеспечивала построение коммунизма, научно-техническую революцию. Но сегодняшняя школа должна обеспечить модернизацию нашего государства, построение гражданского общества, обеспечить быстро изменяющиеся запросы семьи, общества и государства. Этот процесс происходит не только в нашей стране, но и в мире в целом. И давайте немного отойдем от мифов о лучшей в мире советской системе образования. Что касается кругозора и разносторонних знаний - давайте внимательно прочитаем стандарт.

2. В конце раздела "Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования" приведен портрет выпускника.

Хочу отметить, что, к сожалению, большинство вопросов задают люди, которые не читали стандарт, а ведь этот документ, обращенный к семье и обществу, опубликован в интернете и доступен всем в течение долгого времени. Тем не менее, хорошо, что эти вопросы задаются, для нас это полезно. Надеюсь, что многие из респондентов прочитают сам стандарт, это не такой большой документ.

Антон [31.01 18:50]

Александр Михайлович, здравствуйте!

У меня к Вам несколько вопросов:

1. Вопрос немного риторический, но всё же: в чём заключается главная цель, сверхзадача школы как социального института, ориентируясь на которую и составлялся новый стандарт? Выпускник в первую должен уметь грамотно написать заявление о приёме на работу/оформить кредит в банке или знать и понимать что такое ДНК, чтобы не боятся ГМО?

2. Школьные стандарты предлагается изменить довольно существенно, как я понимаю. При этом, чтобы не потерять (как минимум) в уровне профессионального образования, необходимо модифицировать и стандарты вузов/техникумов. Это делается? Или, может, уже сделано? (Здесь я считаю, что есть закон сохранения суммарной образованности).

3. По какой причине на Земле сменяются сезоны года? (Это нечестный, в рамках интернет-конференции, вопрос. На него не обязательно отвечать).

Спасибо!

1. Главная задача школы - это обеспечение успешной социализации каждого молодого гражданина России. Эта та сверхзадача, которую мы себе ставили.

2. Я согласен, что стандарты для вузов и техникумов необходимы. Сейчас разрабатываются новые стандарты профобразования. Я не очень удовлетворен стандартом профессионального педагогического образования. Но мне кажется, что мы создали некий прецедент привязки разработки стандарта к запросам семьи и общества. Надеюсь, это подтолкнет к дальнейшей работе по данному направлению.

ричард [31.01 17:54]

Здравствуйте! Прямо сейчас Президент Медведев ведёт совещание, посвященное развитию НИОКР в РФ. Так вот уровень инноваций в РФ очень низок ! Не приведёт ли внедрение новых стандартов в образовании к тому, что сам термин НИОКР станет воспоминанием ? Патриотизм- это ведь не учебный предмет!

Согласен, но я надеюсь, что именно упорное развитие инновационной деятельности учащихся, проектной деятельности, практико-ориентированной деятельности позволит исправить это положение. Ричард, будьте добры, найдите в проекте стандарта упоминание такого предмета, как патриотизм. Предлагаю 10 тысяч рублей тому, кто найдет.

Дмитрий [31.01 13:45]

Александр, здравствуйте!

Не секрет, что ученики 10-11 классов в 95% случаев занимаются с репетиторами для того, чтобы поступить в вуз. Я в свое время закончил школу с серебряной медалью и поступил на юридический факультет. Тот материал, который мы изучали в школе, например, по обществознанию ВООБЩЕ (!) не пригодился для сдачи соответствующего вступительного экзамена. Иными словами, я мог в школе эти уроки не посещать, это была лишь дополнительная нагрузка наряду с огромным объемом вступительных материалов от репетитора.

Вопрос: тот образовательный стандарт, который создаёте вы, будет предусматривать преемственность знаний школьника и абитуриента хотя бы по основным предметам? Хотелось бы использовать услуги репетитора для того, чтобы, например, подтянуть троечника на хорошиста, а не как обязательное условие поступления даже медалиста.

На ваш вопрос мы отвечаем стандартом. Мы даем ребенку возможность изучать все предметы, относящиеся ко всем предметным областям, но более глубоко изучать те предметы, на которые он ориентирован в будущем.

Очень важен вопрос о преемственности знаний школьников и абитуриентов, хотя бы по основным предметам, мы обсуждаем это с вузовским сообществом. К сожалению, вузовские преподаватели говорят о том, что школа дает слишком много избыточных знаний, которые потом проходят на первом или даже на последующих курсах университета.

Я думаю, что дать возможность человеку сориентироваться в его будущей профессиональной деятельности, в его будущем профессиональном образовании - это задача школы, которую мы постараемся максимально реализовать в стандарте.

Николай Дорохов [01.02 10:52]

Коснется ли новый стандарт не только содержания, но и форм обучения? Разве это нормально, что дети почти все время просиживают в классах за партами?

Спасибо за ответ.

Конечно, будут новые формы обучения: это и проектная деятельность, и дискуссия, и презентации и многое другое. Мы нацелены на личностный рост и развитие личностных качеств школьников и понимаем, что классно-урочная система изживает себя.

Дмитрий [31.01 15:49]

В современном мире для страны жизненно необходимо развивать науку и технологии, что невозможно без хорошего базового образования по математике и естественным наукам у значительной чати населения. Почему (с какой целью) в предлагаемом стандарте допущен существенный перекос в сторону гуманитарного образования (если воспитание патриотизма можно так назвать)? Не кажется ли Вам, что ориентируясь на этот стандарт подготовке учителей физики, химии, биологии будет уделяться еще меньше внимания?

Мне представляются необоснованными ваши, Дмитрий, утверждения о перекосе в сторону гуманитарного цикла. Я адресую Вас к тексту стандарта, если после его прочтения у Вас останутся вопросы, будем дискутировать.

Стандарт дает возможность изучать математику и естественнонаучный цикл на разных уровнях. Естественно, в сегодняшнем обществе биотехнологий, информационных технологий это очень важная составляющая любой системы образования, не только российской.

Григорий [31.01 20:19]

Многие критикуют новые стандарты,но я в целом идею поддерживаю. Я прекрасно помню, как в школе в старших классах мучились гуманитарии, которые собирались поступать в гуманитарные ВУЗы, но которым приходилось изучать тригонометрию, глубины физики и химии. Они с радостью забыли об этих предметах после выпускных экзаменов и больше не вспоминали. точно также математики недоумевали, когда глубоко изучали гуманитарные предметы.

Вопрос№1

Считаю необходимым добавить предметы, которые нужны для жизни: оказание экстренной медицинской помощи, поведение в ЧС, психология общения, конфликтология. Планируется ли введение подобных предметов?

Вопрос№2 какое место ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ образованию отведено в новых стандартах?. Все мы помним, что зачастую именно кружки, творческие мастерские и дополнительные занятия формируют истинный интерес и будущую профессию.

1. Спасибо большое, вы ответили тем, кто критикует предмет ОБЖ. А вот психологию общения и конфликтологию мы сейчас включили как важнейшие компетентности для ребенка, они будут формироваться в учебной и внеучебной деятельности посредством форм и методов работы педагогов и тьютеров с детьми.

2. Дополнительному образованию отведено большое место - это вторая половина дня и возможность сетевого взаимодействия образовательных учреждений с учреждениями дополнительного образования. Это важный момент для того, чтобы максимально реализовать запрос детей.

Тамара [31.01 20:29]

Скажите пожалуйста,сколько лет будет составлять обязательный срок обучения для детей, пошедших в школу 01.09.11.и позднее.

Сегодня это 11 лет.

Неуч [31.01 14:54]

Здравствуйте! Предусматриваете ли вы разделить предметы в старших классах на обязательные и выборочные, в зависимости от будущей профессии учащегося?

Да, мы предусматриваем такую возможность. Читайте проект стандарта старшей школы раздел 18.3.1. "Учебный план среднего (полного) общего образования".

Ирина [01.02 10:56]

Добрый день!

Александр, как вы думаете, может ли человек в 15 лет, заканчивая 9-й класс, выбрать свое призвание,а соответственно, и предметы, которые ему неоходимо изучать в 10-11 классе? Часто сталкиваюсь с тем, что молодые люди, закончив школу, все еще не могут определиться - в какой же вуз идти. Или наоборот - с 9-го по 11-й класс изменяются предпочтения и человек выбирает другую профессию. Что делать абитуриенту или ученику 11-го класса в новых условиях после понимания, что он хочет быть не юристом, а, например, врачом?

Результаты социологических исследований показывают, что подавляющее большинство подростков в пятнадцатилетнем возрасте определились со своим будущим направлением профессионального образования. Даже если речь не идет о выборе конкретной профессии, склонности и предпочтения по профильному направлению к этому возрасту становятся для большинства очевидными. Только около 5 процентов старшеклассников, и это абсолютно нормально, находятся в зоне неопределенности. При этом обратим внимание и на то, что выбор ребенка, и особенно, сложный выбор – это не только его дело. И семья, и школа, призваны в этом помогать. В контексте стандарта актуальной снова становится профориентационная работа.

Что касается изменения профиля, такая возможность существует: предпочтительно, в течение первого полугодия 10 класса, далее, по решению педсовета.

Артем [31.01 15:30]

1.В проекте стандарта немалая часть посвящена предметам, которые можно выбирать. Я учился в школе №734, в которой в старших классах были предметы по выбору.

2. Однако набор обязательных предметов, которые надо было знать на базовом уровне, у нас в школе полностью соответствовал госпрограмме. Можно было выбрать либо дополнительные предметы, либо изучение на углубленном уровне.

В связи с этим вопросы:

3. Не кажется ли вам, что если базу обязательных предметов сужать, а финансирование учителей не повышать - это приведет к обвальному ухудшению качества образования?

4. Насколько при разработке стандарта учитывался (и учитывался ли вообще - при чтении стандарта это не очень понятно) опыт российских школ, в которых уже была реализована идея предметов по выбору?

1. Да, были, я подтверждаю то, что мы это учли.

2. В этом главный недостаток эксперимента по профильной школе. Мы этот недостаток убираем.

3. Внимательно посмотрите требования к личностным, метапредметным и предметным результатам и к структуре учебного плана. На самом деле, это широкая общемировая практика. Сегодня лучшая в мире система образования (по результатам PISA) - финская. У них восемь предметов на старшей ступени, и никакого обвала качества образования там нет. А объем финансирования сейчас повышается, я согласен с тем, что это необходимо.

Николай [01.02 11:06]

добрый день!

как именно планируется воплощать концепцию предметов по выбору? у нас не настолько большие школы, чтобы обеспечить наполнение всех возможных факультативов. что тогда - "берите что дают"? укрупнение школ? совершенно непонятно.

Есть школы одного профиля обучения, есть школы, в которых представлены 2-3 профиля обучения, но лишь немногие школы реализуют индивидуальные учебные планы (хотя в Москве таких школ достаточно много). Это, конечно, может сделать только крупная школа.

Как разработчики мы очень внимательно следим за опытом школ старшей ступени, то есть школ, где учатся только 10-11 классы. Думаю, что за этим будущее, поскольку это позволяет концентрировать и материально-технические ресурсы, и кадровые ресурсы, что очень важно.

Виктор [01.02 08:44]

Я уже задал вопрос о том, что алгебру, геометрию и информатику школьник не может выбрать. После этого я 20 раз перечитал соответствующий текст проекта, но так и не смог понять его. С одной стороны, написано, что из одной предметной области можно выбрать один (два) предмета. То есть, вроде бы, три нельзя. С другой стороны, есть ещё такая предметная область: курсы по выбору (искусство, или предмет по выбору образовательного учреждения, или один курс из предметных областей). Можно ли выбрать алгебру и геометрию из предметной области "математика и информатика", а информатику - из предметной области "курсы по выбору". То есть нужно ли фразу "можно выбрать один (два) предмета" понимать так: "можно выбрать один, два или три предмета"?

Алгебра, начала анализа, геометрия - изучаются в рамках одного курса "Математика" на базовом или профильном уровне. На интегрированном уровне еще добавляется информатика. Текст действительно требует доработки и редактирования для облегчения понимания. Возможность выбрать 2 и даже 3 предмета из одной предметной области есть.

Олег Бармин [01.02 10:53]

1. Почему ОБЖ и Россия в мире обязательные предметы, а русский язык, математика и история нет? Может сделать наоборот? И что вообще даст человеку такой предмет как Россия в мире и что принципиально нового он даст по сравнению с историей и русской литературой?

2. Чем плоха практика специализированных лицеев, где желающие и так могут изучать нужные им предметы в большем объеме?

3. Что делать если во всей школе предмет выберут всего 1-2 человека, им его будут преподавать? А если вообще никто не выберет, то будут ли учителю платить зарплату?

1. Русский язык, литература и математика обязательны. Различается только уровень изучения. Это, по большому счету, и есть предмет выбора. Прошу Вас внимательно читать текст проекта стандарта.

2. Практика лицеев, в которых можно изучать предметы в большем объеме, замечательна, и мы ее учли.

3. Дело в том, что школа предлагает определенные наборы образовательных услуг, и родители, в зависимости от этого, какой набор услуг предлагается, делают выбор.

Юля [31.01 15:51]

Добрый день, Александр!

Коль скоро новый стандарт ограничивает количество предметов по выбору лишь двумя в каждой области, как по-вашему, на каком уровне будут владеть русским языком наши сограждане из южных республик (Дагестан, и т.д.)? Маловероятно, что большинство выберет для изучения не родные для себя язык и литературу, а русский язык и литературу. Когда я провожу собеседования, принимая людей на работу, мало кто в состоянии писать без грубых ошибок,или хотя бы делать их не в каждом слове длиннее трех букв. Не кажется ли вам, что через 10 лет многие не смогут даже имя свое написать (адрес уже и сейчас не могут)?

Обращаю ваше внимание, что первая предметная область, обязательная для изучения - это государственный язык Российской Федерации - русский язык и литература. Если это национальный субъект Федерации, то обязателен и национальный язык. Например, в Татарстане, в соответствии с законом о государственных языках, русский и татарский языки должны изучаться в соотношении 1:1.

Когда говорят о том, что сегодня мало кто в состоянии писать без грубых ошибок, у меня вопрос к тем учителям, которые критикуют стандарт. Давайте вспомним, мы в Советское время из 8 класса выходили достаточно грамотно пишущими и образованными людьми. Почему сейчас это не так? Этот вопрос мы очень серьезно изучали при разработке стандарта.

Олег Никитин [31.01 15:34]

Разрешат ли ученикам вместо одной специализации брать в программу две-три? Да, нагрузка повысится, но есть же люди которых это не пугает и которым будет легко с нагрузкой совладать. Тут уже писали о совмещенных дисциплинах. Если уж мы говорим о всесторонне развитых гражданах страны - нужно учитывать и то, что многим интересно не одно направление, а несколько.

Есть предельно допустимые санитарно-гигиенические нормы, которые нельзя превышать. Стандарт предусматривает нагрузку в неделю от 30 до 36 часов, и в рамках этой нагрузки можно набирать предметы.

Ирина [31.01 23:07]

Александр Михайлович! Насколько содержательно и методически "проработан" курс "Россия в мире"? Есть ли учебники, в том числе альтернативные? Кто и в течение какого времени проводил педэксперимент по введению этого курса? Каковы результаты эксперимента?

Курс продуман, но не проработан, по нему пока еще нет учебников. Думаю, что к концу этого года первые учебники уже появятся. Еще раз повторю, что стандарт старшей ступени вводится с 1 сентября 2013 года, время еще есть.

Алексей [31.01 20:59]

1. Александр, скажите, чему будут учить на уроке "Россия в мире"? Чем и - что, возможно, даже более важно - ЗАЧЕМ этот предмет будет отличаться от привычной истории России? Кто и исходя из каких соображений будет составлять по нему программу?

2. А также, в связи с этим, прокомментируйте, пожалуйста, появление на официальном портале "Единой России" интервью с известным параисториком Анатолием Фоменко (http://er-portal.ru/about/text.shtml?16/5379,111128). Не означает ли это интервью, что наших детей будут учить именно этой, с позволения сказать, "истории"?

1. Это интересный и правильный вопрос. Этот предмет - результат нашей дискуссии с историками, я им очень благодарен за то, что они согласились завершить в 9 классе изучение истории от Древнего мира до XXI века, а в 10-11 классе ввести интегрированный курс "Россия в мире", который объединяет знания из истории, культуры, географии, политики и так далее.

Что касается содержания этого курса, то 50 процентов и более - это, конечно, историческое содержание, которое позволит детям понять роль и место России в различные исторические эпохи в мировых процессах. Этот курс нацелен на то, чтобы дети научились принимать разные точки зрения, оценивать их, высказывать свое собственное мнение, вести дискуссии, быть активными участниками того общества, в котором они живут, понимая все сложные замечательные и не очень стороны нашей российской истории. Прообраз этого курса (курс "Россия в глобальном мире") был апробирован в большом количестве школ, почти 300 тысяч детей принимало участие в апробации.

2. Честно говоря, я это интервью не читал. Детей будут учить той истории, требования к которой определены Российской академией наук.

What [31.01 19:16]

Уважаемый Александр,

а какова была ваша реакция на эту новость?

http://www.lenta.ru/news/2011/01/31/more/

Очень хорошая реакция. Надо быть очень ответственными, задавая вопросы, заявляя что-то и ставя свою подпись под чем-то. К сожалению, многие не очень внимательно читают документы. Но на основании конструктивных замечаний мы внесли много изменений в стандарт.

Дмитрий [31.01 22:30]

Здравствуйте!

Сколько денег нужно будет после реформы доплачивать родителям, чтобы школьник получил знания на уровне бесплатного среднего образования времен развитого социализма?

Полностью бесплатными являются 9 или 10 обязательных предметов, плюс внеурочная деятельность. Платить надо только за то, что выходит за рамки гарантированного Конституцией бесплатного общего образования. Родители, если хотят, могут оплачивать дополнительные услуги. Обязательны к финансированию 36 часов учебной нагрузки и внеурочная деятельность.

дмитрий [01.02 10:57]

Александр Михайлович!

Единственный способ бороться с явлениями вроде беспорядков в конце прошлого года на Манежной - это как можно раньше начинать приучать школьников читать Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, а также изучать математику, которая "ум в порядок приводит". Среди тех, кто бесился на Манежной, вряд ли были студенты мехмата и учащиеся математических школ, вряд ли были те, кто ночами перечитывает "Медного всадника" и "Войну и мир".

Зато наверняка там было много таких, кто если и успевает, то только по начальной военной подготовке. Нельзя потом выучить математику и прочесть Пушкина. Если не будет обязательной литературы, математики в старших классах, из страны утекут последние мозги, которые тут еще остаются. Разве в этом состоит цель?

Я абсолютно с вами согласен. Должно идти формирование гражданской позиции, формирование российской гражданской идентичности, понимания поликультурности нашего общества. Прочитайте преамбулу Конституции Российской Федерации, она именно об этом, и это главная цель стандарта.

подписатьсяОбсудить
Бутурлиновка — территория без порно
Как и чем живет город, оставивший Россию без PornHub и еще десятков порносайтов
Мандаты с аппетитом
Кто будет принимать решения в Госдуме нового созыва
Сергей РешульскийСдулись
После выборов идеи депутатов стали гораздо менее «народными»
Операция «Кабан»
Правительство планирует поголовное уничтожение диких свиней в Центральной России
3D-винтовка для мировой революции
Сможет ли напечатанное оружие завоевать мир
В кювет с большого бодуна
Как пьяный полицейский в Подмосковье стал причиной смерти семьи диакона
Пробная ошибка
Как пациент засудил медиков, разгласивших ложные сведения о его заражении СПИДом
Семь лет битв
Как шла самая кровопролитная война XVIII века
Ответили за козла
Похитителю мужских трусов и любителю резвых козочек вручили Шнобелевскую премию
Потрачено!
Как пираты переводили компьютерные игры
Перемога!
Какой оказалась главная украинская стратегия
Испытания ядерной бомбы в США, 1954 годСаечка за испуг
Обнародованы неизвестные факты о создании Гитлером ядерной бомбы
С поганой метлой
Какие тайны инквизиции скрывает легендарный «Молот ведьм»
Не ЗОЖ, но хорош
В Instagram полюбили ироничный аккаунт противницы правильного питания
«Барби шайтан выдумал!»
Пластиковую блондинку хотят запретить в России
Мамин жим лежа
10 звезд Instagram, которые вернулись в форму после беременности
Развод случается
Хит-парад версий расставания Анджелины Джоли и Брэда Питта
Разводка и девичья фамилия
Топ-15 лженовостей о звездах, которые СМИ повторяют из года в год
Джимхана и тиранозавр
Самое крутое автомобильное видео сентября
Ядовитый гараж
Собираем гербарий уникальных и тайных творений BMW Motorsport
С мотором в багажнике
Вспоминаем заднемоторные седаны в честь юбилея Skoda 105/120/125
Джентльмены, покупайте ваши моторы!
Непростой Тест: чьи двигатели стоят на спорт- и суперкарах?
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США