Алексей Красовский, сценарист

Пресс-конференция
26.10 14:13
Алексей Красовский. Фото из личного архива
Алексей Красовский. Фото из личного архива

Алексей Красовский, сценарист

Может ли измениться ситуация на российском рынке телесериалов?
С распространением интернета российские зрители получили доступ ко многим западным сериалам, которые раньше можно было посмотреть только по телевидению. Теперь телевизионный эфир начинает зависеть от вкусов интернет-пользователей - самые популярные сериалы переводятся или переснимаются для центральных каналов. Почему у нас так мало собственных сценариев и успешных сериалов? Чего недостает российским сериалам, чтобы заинтересовать зрителей? Какие российские сериалы можно считать удачными и почему? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.ру" ответил сценарист Алексей Красовский.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранены.
Вячелслав [20.10 23:45]

Здравствуйте, Алексей!

1. Думаю, Вы не будете отрицать что ситуация с отечественными сериалами просто критическая.

Сравнивая наши сериалы с зарубежными, создается впечатление, что у нас снимают шлак.

И в первую очередь бросается в глаза даже не отсутствие профессионализма у актеров, а совершенно чудовищные диалоги. Люди так не говорят, не разговаривают. Никогда, ни при каких обстоятельствах в реальной жизни подобных диалогов не услышать. Это как минимум отталкивает.

Это поголовная ошибка сценаристов, как Вы считаете? Или все-таки дело в бездарности актеров?

2. И еще, Алексей, один вопрос. Наверное Вам его зададут в этой пресс-конференции не раз: почему у нас такое огромное количество сериалов про ментов (это даже оскорблением не назовешь, есть сериал и с таким названием!) и бандитов? Не пора ли начинать осваивать другие жанры - фантастику, триллер, ужасы?.. А то "либо сопли, либо менты" на протяжении более 15 лет как-то уже приелись...

1. Не рискну отвечать за все поголовье сценаристов. Но если вы взялись обобщать, я тоже это сделаю: в кино многое делают не так, как в жизни - не говорят с набитым ртом, не справляют нужду, легко поправляются после страшных ранений. Если позволите, я не буду выступать на стороне обвинения, мне одинаково жалко и зрителя, который прилип к ужасному сериалу и не может переключить канал, и сценариста, который на этом сериале работает.

2. Популярности "ментовским" сериалам добавляете и вы тоже: если вы спрашиваете о них, значит, они вас цепляют, в мое поле зрения такие сериалы попадают редко.

Иван [21.10 11:28]

Здравствуйте! Вопрос о документальных сериалах.

Я, например, был бы рад посмотреть такой о памятниках истории и культуры нашей страны или об интересных образцах архитектуры Родины. Может быть, даже не о тех, которые все знают, а о памятниках глубинки или зданиях, которые не являются официально объектами наследия, но интересны своим видом, историей...

Какова, на Ваш взгляд, ситуация с документальными сериалами? Что сами смотрите? Что, на Ваш взгляд, интересно?

Я не пишу сценариев к документальным сериалам, знаю, что снимают их реже, чем художественные, но есть и положительный момент: ругают их тоже редко.

За компанию с сыном смотрю сериал про океаны.

Сергей Стрижаков [19.10 22:08]

какие сериалы самые рейтинговые на рос.ТВ?

Те, которые смотрит большинство.

Александр [19.10 17:05]

Здраствуйте. Возможно ли по Вашему мнению появление на современном российском телевидении отечественного фантастического сериала? Не переснятого по лицензии, а созданного по оригинальному сценарию?

Так уже сняли, и не один, другой вопрос: почему эти фантастические сериалы тяжело смотреть людям старше школьного возраста?

Антон [19.10 18:57]

Здравствуйте Алексей.

1. Как на ваш взгляд, достоверен ли у нас телерейтинг на Российском ТВ? Я приведу один пример: я читал статью, в которой было написано, что одно агентство занимающее составлением рейтинга имеет по всей стране около 1600 счетчиков, т.е. охватывает 1600 семей на 140 000 000 страну. При этом федеральные каналы платят за эту информацию 200 000 $. В той же 80 млн. Германии этих счетчиков более 4000. Может, снимаются эти “не удачные” сериала из-за неправильного составленного рейтинга? И может, поэтому федеральные СМИ заставляют бедных сценаристов штамповать одно и то же в угоду этим 1600 семьям?

2. И ещё вопрос: молодые, не известные сценаристы, без специального образования могут ли как-либо пробиться на российское ТВ? Могут ли крупные медиа-холдинги рассматривать сценарии от неизвестных людей?

3. И ещё вопросик =) : какая по вашему мнению более распространенная схема снятия сериалов? Когда сам телеканал снимает своими силами, или когда какая либо студия снимает, а потом продаёт право показа сериала на канал?

4. И последний вопрос =) : Какие сериалы вы сейчас смотрите на российском ТВ и какие зарубежные?

1. Помимо пиплметров, есть и другие способы выявить популярность. Если вы почитаете форумы или посмотрите на статистику скачиваний, то, за редким исключением, обнаружите тех же лидеров. СМИ на сценаристов давление не оказывают.

2. Могут. Только я не понимаю, зачем нужно навязываться медиахолдингам? В маленьких кинокомпаниях тоже встречаются проницательные продюсеры, способные разглядеть ваш талант.

3. Канал заказывает - студия снимает.

4. Не пропускаю "House M.D.", "The Good Wife", "30 Rock". Когда их не показывают, пересматриваю любимые: "Studio 60 On The Sunset Strip", "Boston Legal", "Coupling", "Friends", "Angels in America". Жду новый сезон британского "Шерлока".

Антон Краснов [21.10 09:15]

Как человек близкий к киноиндустрии я хотел бы задать вопрос: как сейчас пробится молодым сценаристам?

Предлагать свои сценарии начинающим студентам-режиссерам? Участвовать в конкурсах (например?)?

В отличие от немолодых сценаристов, у вас есть серьезное преимущество: вы еще никого сильно не разочаровали. Так что не тратьте время на чтение советов, включая этот, а пишите о том, что вас волнует, когда вы совпадете в этом волнении с другими киношниками, все сложится само.

Назар [21.10 07:56]

Уважаемый Алексей!

Пишу сценарий фильма/сериала. Жанр - историческая драма. Время действия - конец XIX века - 1920-е годы. Место - С.-Петербург и Кубань. Материал собирал в течение полутора лет в архивах. Из публикаций знаю, что продюссеры от исторической тематики отбрыкиваются (весьма накладно в материальном плане). Будет ли востребован такой сценарий и куда можно обратиться?

Вы описали только место и временной отрезок, ничего не сообщив о теме или ваших главных героях. "Исторический" не всегда означает "дорогой в постановке". Если напишете увлекательную историю, у вас ее рано или поздно купят.

Варвара Токарева [20.10 09:38]

Здравствуйте, Алексей! Меня интересует, почему те, кто создаёт телесериалы, не учатся у преуспевших в этом жанре латиноамериканцев? У них уже накоплена большая литература по этому жанру, у которого свои требования и свои законы. Вам, Алексей, приходилось знакомиться с работой, например, бразильских сценаристов теленовел-телероманов? Латиноамериканцы уже давно поняли важное воспитательное значение телероманов, которые у нас журналисты по невежеству продолжают называть «мылом», и латиноамериканские авторы относятся к этой работе очень серьёзно. Хотя, безусловно и то, что коммерческие требования налагают свой отпечаток. Уверена, что их сериалы исчезли с наших телеканалов преже всего из-за их конкурентноспособности. Появившиеся адаптации - хуже железного занавеса. Они лишили нас контактов с миром Латинской Америки. Я считаю, что отечественный зритель много потерял, не увидев колумбийской «Бетти-дурнушки» (адаптация – «Не родись красивой»). Такое ощущение, что создатели отечественных сериалов уверены: зритель будет смотреть всё, что показывают. Поэтому в сериалах мало оригинального. Посмотришь сцену, во время рекламы переключишься на другое и – забываешь вернуться, потому что ничего не зацепило, потому что нет вопроса: а что дальше? Из отечественных работ мне, например, показался удачным телероман «Судьбы загадочное завтра», где у каждого героя была своя тайна, где южная природа и казачья станица со своими нравами стали важными составными фильма. Зритель до конца «сидел на крючке». Даже в последних сценах создатели умудрились оставить новые загадки. Неплохо, в духе мексиканцев, сделана адаптация «Огонь любви» – с чётким разделом героев на плохих и хороших, с некоторым пережимом в демонстрации переживаний. Жанр это допускает. Что думаете Вы по этому поводу (о законах жанра, латиноамериканской традиции и отечественном новаторстве)?

Варвара, я не поклонник теленовелл. Я их, разумеется, видел и - был грех - работал над адаптацией "Бетти-дурнушки", но продолжать осваивать этот жанр мне не хочется, равно как и чему-то учиться в этом направлении. Я уважаю латиноамериканских коллег, которые способны в одиночку написать тысячу серий, и мне жаль, что российского зрителя лишили хороших сериалов. Что происходит у нас в этом сегменте, я вижу, но предпочел бы не видеть. Единственное, за что тут можно порадоваться: у сценаристов теленовелл (если они успешны) есть заказ на несколько лет вперед.

Oleg [21.10 10:58]

поддерживаю вопрос заданный Команда Б. очень все точно описано.

В свою очередь задам свой:

ужасные по качеству сериалы и адаптации заполонили ТВ. апофеоз это - Побег, Доктор Тырса... и много прочих унылых поделок).

А например сериал Меч, при всей внешней простоте, настолько удачно нажал на болевую точку общества и в сочетании с неплохим сценарием, актерской игрой, качеством съемки вообще - зацепил многих. Но продолжение почемуто не хотят снимать, хотя съемочная группа готова продолжить работу. Собственно все упирается в отсутствие финансирования.

И собственно вопрос:

какие есть перспективы создать условия для продолжения работы авторам вполне зрелищных сериалов, так сказать - уже продемонстрировавших свое "право" снимать? Может как вариант создать действительно независимый ресурс (или на базе существующих) где реально можно было бы видеть и народный рейтинг сериала, и как вариант и там же наверно возможно было бы даже осуществлять платные подписки на те или иные будущие сериалы - если это сработает это будет очень даже честным рейтингом! разве нет?

Идея хорошая. Если сможете ее воплотить, не только сценаристы вам скажут спасибо.

Антон Краснов [21.10 09:08]

Доброе время суток, Алексей!

Вопрос мой заключается в следующем - я как человек полностью попадающий в "когорту" поклонников зарубежных сериалов (благодаря доступности интернета) и видевший замечательные вещи которые показывает BBC, ABC и т.д. просто поражен включая российское телевидение.

Я работаю за "спасибо" в команде альтруистов которые переводят сериалы для публики Рунета, и чувствую если положение дел в этом секторе не изменится то через пару лет можно ожидать возникновение "свободных сериальщиков" снимающие достойные вещи с материальной поддержки народонаселения Рунета.

А каково ваше видение будущего этой отросли?

С уважением, Антон.

Ответ заложен в вашем вопросе, Антон. Пользователи Рунета неохотно расстаются с деньгами, даже когда нужно оплатить перевод их любимых сериалов: известные вам торрент-трекеры не могут выпускать сериалы только на пожертвования фанатов, обычно такие "конторы" работают как студии дубляжа, получая официальный заказ от надежных источников. Когорта поклонников, как вы ее называете, давно и безнадежно испорчена халявой, нажать "скачать" проще, чем написать сценарий, продать его, найти съемочную группу, мотивировать ее, смонтировать материал и так далее. Новые технологии облегчают процесс, но не отменяют его этапов: чтобы собрать деньги на съемки, вам сначала придется убедить "народонаселение", что вы потратите их деньги на дело. Если вы регулярно отслеживаете новинки, то знаете, что в сети, помимо больших сериалов, есть множество минисериалов и вэбизодов, снятых специально для интернета при очень скромном бюджете. И даже такой формат трудно создать: посмотрите минисериал "Столик в углу" ("The Booth at the End"), а потом загляните на официальный сайт и почитайте, сколько людей, помимо двух актеров в кадре, было занято на проекте и как долго сериал пробивался к экрану.

Алексей. [19.10 14:40]

Здравствуйте Алексей.

1. Нынешние убогие телесериалы с шаблонным сюжетом, плохой игрой актеров это результат деградации всей кинематографической отрасли или желание экономии абсолютно на всех аспектах кинопроизводства? Тут работает принцип "Пипл схавает"?

2. Каково по вашему будущее центральных каналов? Молодежь не смотрит сериалы, но при этом формирует сильно негативное отношение к бренду телеканала в целом. В будущем эта молодежь станет основной аудиторией, при этом сохранив сильно негативное отношение к конкретным каналам.

Как быть в этой ситуации?

3. Когда по вашему мы уйдем от вечной "чернухи" на экране?

2. Без кардинальных кадровых перемен центральные каналы останутся такими же пугливыми и осторожными, какими мы их видим сейчас. Не думаю, что после выборов что-то изменится. СТС продолжит работать в режиме микроволновки, разогревая иностранные форматы для зрителя, который не умеет скачивать сериалы в интернете. НТВ продолжит борьбу за мужскую аудиторию. Если вы ждете чего-то интересного, направьте пульт на небольшие каналы, которые еще могут позволить себе эксперименты.

Ченыч [19.10 22:51]

Здравствуйте, Алексей.

Объясните, зачем каналы стараются адаптировать сериалы, а не переводить? Очевидно же, что получится хуже (за редким исключением типа "Счастливы вместе"). И дороже, наверное. Яркий пример - адаптация "Как я встретил вашу маму". Зачем?..

В ремейках мы действительно не сильны. Лет десять назад, когда их было не так много, принято было считать, что на адаптациях люди учатся писать сценарии, организовывать работу на площадке. Но заметного прорыва до сих пор не случилось, мы доказали, что можем испортить любой успешный сериал, не оставив от оригинала камня на камне. Однако, даже если запретить ремейки законодательно, состояние дел в индустрии не поменяется: наивно ждать от водителя трамвая, что он сможет поднять самолет, так и сценаристы, набившие руку на адаптациях, вряд ли начнут удивлять вас свежими идеями. В России ремейки не только бизнес, но и забава: так продюсеры, неизвестные на мировой арене, пытаются привязать свое имя к известным проектам, приятно иметь в фильмографии "Все любят Рэймонда" ("Everybody Loves Raymond"), особенно если не писать в скобках название ремейка.

Екатерина [20.10 13:02]

Здравствуйте, Алексей!

У меня несколько кратких, но злободневных вопросов о киноиндустрии в целом и о сериалах в частности.

1. почему популярностью пользуются сериалы с криминальными сюжетами, убийствами и тп?

2. скажите, почему нельзя создать добрых, светлых, искренних лент? почему телевидение не учит любить родину и ближних, уважать старших, заботиться о младших? это не популярно?

3. почему вместо нескольких банальных сериалов со скудной игрой актеров нельзя снимать 1-2 интересные картины? проще брать количеством, а не качеством?

4. почему почти перестали снимать исторические сериалы? страна должна помнить свое прошлое.

спасибо

2. Это будет печальный для всех день, когда телевидение возьмет на себя функции родителей. Нам останется только отдать ребенку пульт и навсегда уйти из дома. Доброе кино по мере сил мы снимаем. Но любить родину или уважать ближних научить с экрана нельзя.

3. Почему нужно противопоставлять? Я бы не хотел видеть "актеров со скудной игрой" в интересных картинах. Пусть снимается и то, и другое.

4. Исторические сериалы снимают и будут снимать, возможно, не в таком объеме, как хотелось бы.

Евгений [20.10 22:55]

Алексей,

1. у Вас нет ощущения что отечественные сериалы навсегда похоронят телевиденье и приток профессионалов в эту область? Нынешний уровень телевиденья явно демонстрирует отсутствие профессионализма на всех этапах производства.

Бразильские сериалы на голову по драматургии и сюжету поэтому наше сурогатно-конвеерное "кино".

Кто-нибудь сравнивал к примеру по рейтингам английские детективные сериалы с нашими уголовно-унылым мылом?

Ощущение что рейтинги это фикция которые не отражают реальности.

2. Было бы интересно услышать Ваше мнение относительно того, почему зарубежные сериалы практически исчезли из эфиров центральных каналов. неужели они не рейтинговые?

с уважением, Евгений

1. У нас другая проблема, называется перепроизводство: работы больше, чем людей, способных выполнить ее хорошо. Но настоящие профи стараются не уронить лицо. Попробуйте смотреть внимательно, не ругая огульно, и вы убедитесь, что качество отечественных сериалов за последние пять лет сильно выросло. Съемки - труд коллективный, и зритель редко видит работу отдельных цехов, все комплименты обычно достаются актерам. Но мы эту работу видим. В ситкоме "Зайцев + 1" замечательная работа художника-постановщика Огая. Второй "Барвихе" повезло с режиссером Каптуром. Мне нравится, как организует процесс исполнительный продюсер Андрей Резник. Не знаю равных Илье Папернову, который одинаково хорошо умеет придумывать, вдохновлять и считать бюджет. У нас наконец появились операторы, которые умеют давать глубину. Пришли хорошие монтажеры. Осталось только объединить всех талантливых специалистов в одном месте.

Зритель [21.10 02:47]

1. Видели ли Вы фильм "Exporting Raymond " ?

2, Согласны ли Вы, что Вы приносите больше пользы как сценарист и режиссер, чем врач?

3. Есть ли у Вас мечта?

1. Видел, смешной.

2. Врачом я давно не работаю, совмещал эти профессии очень недолго.

Обсудить